Два события - всероссийский форум, посвященный деятельности НКО,  и создание движения сопротивления цветным революциям в России «Антимайдан» - произошедшие в один и тот же январский день заслуживают того, чтобы попытаться понять, какая национальная идея кроется за этой судорожной активностью…

Что решают с помощью НКО?

Форум состоялся при поддержке Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. И хотя не так давно можно было наблюдать новый виток борьбы с «иностранными агентами» и ужесточение политики в отношении НКО[i], сейчас речь зашла о поддержке и предоставлении льгот социальным НКО.

Что касается некоммерческих организаций политического характера, представители которых не присутствовали на форуме, то их политическая деятельность должна быть направлена на решение "общенациональных задач", то есть вписываться в официальный курс власти.

Конечно, никакого смягчения политики в отношении НКО не будет – они нужны в целях противодействия распространению «цветных революций», что лишний раз подтверждается и созданием движения «Антимайдан». Причем это решение – использовать НКО – принято было, скорее всего, в режиме цейтнот, что подтверждается фактическим отсутствием четкого определения в законодательстве понятия «НКО» и «социально-ориентированные НКО». Однако в ближайшее время стоит ожидать скорого появления этих понятий.

В ходе форума Президент озвучил следующую мысль: передать часть функций в социальной сфере от государственных органов к НКО, а также передать некоторые функции государства в коммерческой сфере[ii].

С одной стороны, передать часть функций и с ними ответственности по социальному обеспечению и помощи, которые весьма сложны с точки зрения реформирования и получения мгновенной прибыли. Замысел и в том, чтобы с помощью НКО решить существующие проблемы социальной сферы при сложном положении в экономике. Как справедливо заметил Президент, социальные НКО действительно на данный момент лучше разбираются в существующих проблемах населения и быстрее на них реагируют. К сожалению, о государственных органах, в чьи обязанности и функции входит забота о населении, этого сказать нельзя.

С другой стороны, замысел в том, чтобы обеспечить сдерживание распространения революционных настроений в обществе.

Финансовое бремя благотворителей

Ориентированность форума именно на социальные НКО не случайна. Несомненно, реальная помощь, которую оказывают НКО некоторым слоям населения, как ничто другое, способно смягчить недовольство властью - при условии информированности людей о том, что и власть не осталась в стороне от этой помощи. Не говоря уже о поддержке инициатив и деятельности, направленной на сохранение памяти о Великой Отечественной войне. Особенно в условиях, когда эту память "отшибло" в братской стране, да и в нашей кое-кто ее пытается стирать.

Без сомнения, меценатство и благотворительность, как сказал Президент, являются для России необходимыми и исторически сложившимися практиками. Но дело в том, что эти виды деятельности финансово обременительны.

И если в США госбюджет освобожден от ряда социальных забот, то там очень развита система стимулирования бизнеса на траты в этой сфере. Вопрос решен системно. В России ничего подобного нет.

На какие гранты НКО потратят бюджетные деньги

Нет и традиции. Только-только появилось понятие «социально ответственный бизнес». И в целом дело сводится к тому, что государство от своих трат бюджет освобождает, а заместить их в системе не получается. Озабоченность же текущего момента вызвана политической задачей – укрепления режима. Причем, интересно, что бюджет деньги все же тратит – на гранты НКО.

Схема забавна. Снижать социально значимые расходы бюджета на образование, здравоохранение, социальные нужды, заставляя население платить за все это уже по коммерческим ценам частным компаниям. Но в то же самое время тратить бюджетные деньги на убеждение населения, что все хорошо, что так и надо, на профилактику политической лояльности режиму. Забавная логика.

Дело подошло к тому, что контрболотная  деятельность уже требует оформления в виде общественного движения, чтобы не только с помощью поддержки социально-ориентированных НКО добиваться расположения населения и перехватывать политические НКО у оппозиции, но и иметь возможность собирать единомышленников под одним флагом.

«Антимайдан» и тревога за будущее

Такую возможность представляет движение «Антимайдан». Учитывая транслируемую информацию о событиях на Украине и Майдане, у людей возникает – и небезосновательно – тревога за будущее. Сама по себе инициатива бороться и объединить силы, выступающие против цветных революций, хороша, но, есть оговорка. Такая сила без ценностной мотивации (за исключением простой: защитим начальника) консервирует статус-кво. И если бы оно было успешным и благостным, то и хорошо бы. Но стране жизненно важны перемены! Ее непригодная для успешности модель должна быть реформирована, поскольку достигнуты практически все тупики в развитии. И внутри страны, и теперь и вовне.

Деградация и сползание к кризису и коллапсу – вот современный диагноз страны.

Так его защищать? Какой в этом смысл? Он, конечно, есть для тех, кто является бенефициаром от созданного положения. Кто это? Элита, семейный бизнес, внешняя метрополия по отношению к колонизированной России. Большинство населения и страна в целом как держава – в проигрыше. Вот в этом возникает большое смысловое и нравственное, гражданское напряжение.

Конечно, при презентации нового движения вслед за Президентом были сказаны слова о приверженности традиционным ценностям.Однако как их совместить со словами того же Президента, что «нам нужно деидеологизировать нашу историю и культуру»?

В чем несоответствие и пиар-игра?

Складывается впечатление, что ясного видения этих традиционных ценностей у лидеров движения нет - хотя бы потому, что кроме защиты традиционных ценностей речь идет и о защите существующей либеральной конституции, которую к традиционным ценностям причислить нельзя.

Движение «Антимайдан», скорее всего, пойдет путем движения «Наши», организованном после череды цветных революций в 2003-2005 годах. Об этом уже можно судить по высказанному желанию «собираться везде, где собирается оппозиция[iii]» - такое поведение было свойственно «Нашим». Движение «Антимайдан» - патриотический ответ в стиле «Сам дурак» будущим акциям пятой колонны.

Конечно, такая судорожная активность по собиранию патриотических сил связана с обещанным и декларируемым увеличением информационного давления на Россию[iv][v]. И это давление имеет четкий и ясный ценностный пакет  - «PaxAmericana», идеологическое наполнение, обоснованное и ясное[vi].

Именно против этого и предстоит бороться патриотическим движениям. Что требует альтернативы тем ценностям «американской мечты» и «американской миссии», которые распространяются в мире не только грубым методом кнута (санкций) и пряника (преференций), но и с помощью средств массовых коммуникаций – таких как киноиндустрия или пресловутая «сила примера» через Интернет.

Американскому проекту альтернативы нет?

Паритетной ценностной  альтернативы ни социальная помощь НКО, ни патриотическое движение, основанное лишь в пику возможному «Майдану», что уже делает его вторичным  по отношению к внешним факторам, не дают.

Существующему американскому проекту мироустройства и либеральному миропониманию самостоятельной и самозначимой альтернативы в России нет. В реконструирующем анализе все сводится к задаче поддержки политического режима и его элиты. Но это невозможно делать длительное время, поскольку объективно режим ответственен за плачевное состояние страны, а менять в либеральной доктрине ничего не хочет.

Наоборот – российская власть, осознанно или нет, активно поддерживает те идеи и психологические установки, которые продуцирует Запад, медленно, но верно меняя русскую цивилизационную матрицу.

Например, прямое заимствование западных подходов, реформ, техник управления, стандартов - своего рода «социальных лекал», по которым вынуждено жить и функционировать российское общество, создает специфический социальный заказ на людей определенного типа, склада ума, психологических и моральных качеств, характера, жизненных ориентиров и ценностей. Те, кто в него не вписывается, поставлены в более сложные условия жизни.

В последнее время стали активно обсуждаться проблемы потери духовных ценностей и проблемы информационных войн и идеологического противостояния. Окончательно точку поставил Президент, заявив, что у России не будет государственной идеологии. А ведь именно в государственной идеологии и прописываются, как правило, те духовные идеалы и ценности, на защиту которых встает и общество и государство. Получается, что все обсуждения и дискуссии на эти темы – не более чем попытка дать людям иллюзию получения желаемого и, снова же, лояльно настроить к власти.

Рано или поздно

Очевидно, что НКО будут через социальную помощь и политическую деятельность защищать не что иное, как существующий политический режим. С этой же целью будут создаваться и движения вроде «Антимайдана», патриотические движения и подконтрольное гражданское общество – чтобы и от западных коллег не отставать, и политический режим не расшатывать.

Но рано или поздно за режимом должно будет появиться последовательное отношение к тем или иным событиям, которое не может существовать без ясных ценностных ориентиров.

В противном случае непоследовательная политика и хаотично принимаемые решения на уровне государства, оторванность властной элиты от ценностей российского общества приведут лишь к непониманию, полной утрате доверия и желанию иметь более предсказуемую и национально-ориентированную власть.

Проваливающийся политический режим можно временно поддержать и укрепить,  но проблемы развития страны от этого не исчезнут.


[i] http://rusrand.ru/events/borba-s-nko-prodolzhaetsja

[ii] http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2155/

[iii] http://itar-tass.com/politika/1698852

[iv] http://rusrand.ru/events/antirossijskaja-rezoljutsija-758-kongressa-ssha

[v] http://rusrand.ru/events/akt-o-podderzhke-ukrainy-5859

[vi] http://rusrand.ru/analytics/natsionalnaja-ideja-ssha

Источник: http://vk.cc/3oMt9T