Историческим местом проживания предков современных турок-месхетинцев России на протяжении многих столетий была Месхетия, ныне входящая в состав Грузии. В 1944 г. турки-месхетинцы из Грузии были депортированы в республики Средней Азии, более половины из них было расселено в Узбекистане. В июне 1989 г. в Ферганской долине Узбекистана произошли массовые столкновения узбеков и таджиков с турками-месхетинцами, которые сопровождались погромами, в результате чего община месхетинцев понесла многочисленные жертвы. До сих пор нет полной ясности в вопросе о том, что послужило непосредственной причиной этих погромов и кто был их организатором. После вмешательства Советской армии ситуация постепенно стабилизировалась, однако турок-месхетинцев пришлось эвакуировать. В результате турки-месхетинцы оказались рассеянными, главным образом, по Центральной и Южной России [1].

К концу 1990-х годов на юге России сложилась напряжённая ситуация в сфере межэтнических отношений турок-месхетинцев и местного русского населения. Особенно остро эта проблема встала в Краснодарском крае. Вопрос о ситуации, сложившейся на юге России вокруг общины турок-месхетинцев, был поднят президентом России Владимиром Путиным на расширенной коллегии МВД России 25 декабря 2001 года [2,3]. В частности, на коллегии МВД был поставлен вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания этой общины на территории Краснодарского края [2].

Историческая роль России и роль русских в турецком менталитете
В статье:

Россия глазами турок

В руки сотрудников правоохранительных органов в Ростовской области неоднократно попадали распространяемые в среде месхетинцев брошюры, изданные в Турции на русском и турецком языках и утверждающие, что территория всего Северного Кавказа, Кубань, Дон и Астрахань - исконно турецкие земли, которые необходимо вернуть их настоящим хозяевам. Не без участия Анкары к 2002 г. произошли и некоторые изменения в мировоззрении месхетинской общины: увеличилось число месхетинцев, считающих, что территория Краснодарского края должна принадлежать Турции [2].

В конце 1990-х годов в Ростове-на-Дону поселилась группа граждан Турции, официально прибывших для обучения в Ростовском государственном университете. Все они были членами организации «Нурджулар» и параллельно с обучением в вузе вели активную преподавательскую деятельность в месхетинских общинах. После окончания университета большинство из них стали заниматься коммерческой деятельностью, на часть доходов от которой была организована структура под названием «Российско-турецкий образовательный центр». Это вызвало подозрение у местных правоохранительных органов, и часть граждан Турции были высланы за пределы России, а деятельность центра была приостановлена [1, 4].

Секта «Нурджулар» фактически представляет собой своеобразную спецслужбу, занимающуюся сбором информации о положении тюркоязычных народов в других странах. В самой Турции организация запрещена, однако Анкара негласно приветствует деятельность секты за пределами территории своей страны [5].

Кто на самом деле создал эрдогановскую Турцию
в статье

Кто стоит за исламизацией Турции
А так же в статье
Что такое Нурджулар

По имеющимся сведениям, эмиссары турецких и других спецслужб в начале 2000-х годов активно использовали месхетинские общины для сбора развединформации о военных и экономических объектах Кубани. В 2002 г. на территории Краснодарского края было выявлено восемь турецких агентов [2].

В 1990-е годы в среде турок-месхетинцев, проживающих в российских регионах, стало отмечаться появление ваххабитских эмиссаров. Так, в 1997 г. в городе Шахты Ростовской области прибыл называющий себя «имамом» проповедник, который, по словам ростовского муфтия Джафара Бикмаева, был приверженцем ваххабизма. Ваххабитский миссионер ходил с проповедями по домам, в которых живут турки-месхетинцы [6]. В 2000 г. заместитель главы администрации Краснодарского края Н. Харченко, опираясь на данные правоохранительных органов, подтвердил, что среди месхетинских турок действуют эмиссары ваххабитов [7].

В 2004 г. в постановлении Законодательного Собрания Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год» утверждалось: «Заметно активизировалась в крае деятельность эмиссаров исламских религиозных организаций, представителей ультрарадикального религиозного течения - ваххабизма, сторонники которого ставят своей целью создание единого исламского государства на Северном Кавказе» [8]. В связи с активизацией пропаганды ваххабизма и других форм исламского радикализма в местах компактного расселения мусульман в регионах России обострилась проблема существования подпольных мечетей и подпольных медресе. Ещё в начале 1990-х годов ваххабиты в северокавказских республиках стали организовывать религиозные учебные заведения, не подчиняющиеся официальным исламским структурам (духовным управлениям мусульман) [9, 10].

В чем ложь утверждений, говорящих что
Ислам религия мира
в статье:

Почему ислам религия войны
Причины того что европейцы и жители Востока несовместимы
в статье:

Почему мусульмане агрессивны

В настоящее время занятия с учащимися подпольных медресе обычно проходят на квартирах и в частных домах по литературе, не соответствующей традиционному исламу, распространённому среди народов России. В ряде случаев подпольные медресе базируются в частных домах, которые внешне выглядят как мечети с минаретами, однако по документам они проходят как частные домовладения. Обычно подпольное медресе - это жилое помещение, переоборудованное в мечеть или молельную комнату, где проповедуют и обучают прихожан сторонники радикальных толков ислама. Частные мечети, при которых работают подпольные медресе, нередко базируются при гостиницах и кафе.

Их главная особенность - неподчиненность официальным духовным управлениям мусульман. В частных мечетях выступают с проповедями арабские миссионеры. Хозяева частных мечетей и медресе не брезгуют выклянчиванием грантов на образовательную деятельность от арабских спонсоров, весьма щедрых в плане распространения среди мусульман России идей «чистого ислама» [11]. По мнению экспертов, конфликтный потенциал подпольных медресе весьма высок. Предполагают, что в подпольных медресе, действующих на юге России, учащихся обучают не только основам «чистого ислама», но и таким навыкам, как самостоятельное изготовление взрывчатки из подручных средств и правильное обращение с «поясом шахида».

В Ростовской области в настоящее время функционируют нелегальные мечети (среди населения области за ними закрепилось название «малые мечети»), при них действуют «мусульманские общины», при которых ведут «образовательную» деятельность нелегальные медресе. В частности, в области действует несколько «неофициальных» мечетей, прихожанами которых преимущественно являются выходцы из Дагестана и других северокавказских республик. Такие мечети не подчиняются ни одному из духовных управлений мусульман, зарегистрированных в России, и по существу представляют собой автономные религиозные организации, зачастую нигде не зарегистрированные. Во многих случаях «подпольными» и «нелегальными» эти мечети можно называть весьма условно, т.к. их прихожане ни от кого не скрывают существование этих автономных религиозных общин.

Россия - наиболее ваххабитские регионы.
Подробнее в докладе

Карта этнорелигиозных угроз
И в статье
Ваххабизм в России

Созданные нелегально «малые мечети» используются представителями различных радикальных религиозных организаций, в том числе запрещенных к деятельности на территории России. Занятия в нелегальных медресе при частных мечетях проводят приверженцы исламского радикализма - салафиты / ваххабиты, хизб-ут-тахрировцы, ихванисты (члены организации «Братья-мусульмане»), а также приверженцы организации «Джамаат Таблиг» (таблиговцы). В «малых мечетях» Ростовской области эти организации периодически проводят «дагваты» (призывы) для вовлечения в свою организацию новых адептов. Посещают эти подпольные медресе и представители турецко-месхетинской молодёжи.

В 2011 г. на интернет-портале «Salsk News» было опубликовано интервью с молодым мусульманином по имени Руслан (этническая принадлежность этого человека в публикации не указывалась), который поделился своими воспоминаниями о том, как был активным членом «мусульманской общины» в Ростове-на-Дону. «Пришел туда за знаниями об исламе, а все сводилось к пропаганде «подвигов воинов Аллаха», то есть боевиков, которые в Чечне убивали наших ребят!» - вспоминает он. По словам Руслана, он «ушел от них после того, как понял, что это настоящие ваххабиты». Как сообщил молодой человек, в «мусульманской общине» он встречал и «русского мусульманина» Виктора Сенченко, который позже был опознан среди убитых боевиков в Нальчике. Муфтий Ростовской области, один из лидеров татарской общины Донского региона Джафар Бикмаев сообщил, что в «мусульманскую общину», о которой рассказал Руслан, привозилась литература ваххабитского толка, организация имела связи с ваххабитами [12].

В октябре 2006 г. автор данной статьи в посёлках и станицах Краснодарского края беседовал с местными жителями из числа турок-месхетинцев. Уже тогда представители старшего поколения этой этнической группы отмечали, что под влиянием общения с молодыми выходцами из Дагестана, которые обучаются в краснодарских вузах, отдельные представители месхетинской молодёжи увлекаются идеями «чистого ислама», и упрекают представителей старшего поколения в том, что они исповедуют «неправильный ислам», «язычество под видом ислама». Представители старшего поколения турок-месхетинцев отмечали и такое явление, как «кавказизация» месхетинской молодёжи, когда молодые турки начинают копировать поведение и манеру речи выходцев из Дагестана.

Отношение к нациям и возможен ли национализм в исламе:
Ислам о национализме

При этом представители старшего поколения данной этнической группы отмечали, что менталитет и манера поведения турок-месхетинцев всегда отличались от аналогичных характеристик народностей Дагестана, и высказывали недовольство подобным «подражательным» поведением месхетинской молодёжи. По словам турок-месхетинцев в Краснодарском крае, для месхетинского сообщества Ставропольского края, с которым у них имеются тесные связи, также актуальна «кавказизация» молодёжи [13].

Представляет интерес информация о поведении турок-месхетинцев, призванных на срочную службу в российскую армию. В случаях этнической «дедовщины» турки-месхетинцы примыкают к той этнорегиональной группе солдат, которая «правит» в казарме: если в воинской части тон задают представители кавказских народов, то месхетинцы примыкают к ним, позиционируя себя тоже в качестве кавказцев, а если воинскую часть «держат» русские военнослужащие, то они, наоборот, подчеркивают свою российскую общегражданскую идентичность [14]. Отмечены случаи, когда служащие в воинских частях, расквартированных в Приволжско-Уральском военном округе, представители народов Дагестана и примыкающие к ним «кавказизированные» турки-месхетинцы, открыто позиционировали себя в качестве салафитов [15].

Тогда же, в 2006 г., представители турецко-месхетинской общины Краснодарского края рассказали о том, что месхетинская молодёжь Краснодарского и Ставропольского краёв осваивает новый вид «отхожего промысла» в виде поездок на заработки в районы нефте- и газодобычи в северные регионы России. В настоящее время турецко-месхетинская молодёжь в разных регионах России участвует в процессах трудовой миграции, в том числе выезжая на заработки на север страны [16].

Отношение к собственности иноверцев в Исламе в статье:
Собственность неверных в исламе

Есть данные о том, что в Центральной России и Сибири молодые турки-месхетинцы становятся членами интернациональных молодёжных «джамаатов». По мнению исламоведа Ахмета Ярлыкапова, на Севере России «благодаря» наличию молодёжных «джамаатов» радикализация молодых мусульман (выходцев из южных регионов России) усиливается [17]. Среди молодёжи традиционный ислам сдает позиции под напором привнесённых из-за рубежа радикальным фундаменталистских версий ислама. Подобные «джамааты» являются базой экстремистских движений.

Зачастую в таких интернациональных «джамаатах» состоят выходцы из стран Ближнего Востока, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана, но в основном общины объединяют представителей народов Северного Кавказа. Через иностранцев часто осуществляется связь со «спонсорами» из мусульманских стран [17]. Многие лидеры «джамаатов» получали религиозное образование в Саудовской Аравии и других арабских странах. В настоящее время среди членов боевых групп молодёжных джамаатов, действующих на территории России, уживаются представители самых разных течений радикального ислама: ваххабиты, хизб-ут-тахрировцы, ихванисты («Ихван-аль-Муслимун» - «Братья-мусульмане»).

Так, в результате проведения спецоперации силами МВД 25 ноября 2010 г. в Нурлатском районе Татарстана была уничтожена группа вооружённых радикал-исламистов в количестве трёх человек. Позднее выяснилось, что группа радикалов не ограничивалась тройкой ликвидированных. Среди членов «джамаата» были как приверженцы организации «Хизб-ут-Тахрир», так и собственно ваххабиты [18].

Положение иноверцев при шариате, подробнее в статье:
Что такое джизья?

Молодёжные «джамааты» на юге России оформились в начале 1990-х. Тому способствовали оппозиционные настроения по отношению к официальным исламским структурам (духовным управлениям мусульман), которые, по мнению молодёжи, «обслуживают интересы продажных чиновников», и в целом критическое отношение к  традиционному исламу  [10]. Лидеры мусульманской молодёжи выступали против суфизма и народного ислама, «полного языческих предрассудков». «Джамааты» представляют собой сетевую структуру - автономные группы, координирующие свои действия с использованием электронных средств связи. В рядах интернациональных «джамаатов» присутствуют выходцы из Краснодарского края и Ростовской области [19].

Весной 2010 г. известный в качестве «амира Кавказского Имарата» чеченский сепаратист  Доку Умаров пообещал  «братьям» «освободить» земли Краснодарского края. «После того, как освободим эти земли наших братьев, единоверцев и мусульман Кавказа, мы, иншааЛлах, освободим и другие земли, которые оккупировала Русня, - пообещал Умаров. - Это Астрахань, это Поволжские земли, которые находятся под сапогом русских кафиров». Обращение Д.Умарова было опубликовано на многих интернет-ресурсах.

Аналитики лаборатории проблем Северного Кавказа института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного национального центра РАН, опираясь на информацию из силовых структур, приходят к выводу, что диверсионное подполье все расширяется, «перетекая» в Ставропольский край, Кубань, Ростовскую, Астраханскую, Волгоградскую области [19].

Отношение к атеистам и другим религиям в Исламе в статье:
Что говорит Коран про иноверцев

«Молодёжные «джамааты» экстерриториальны. Один джамаат может охватывать несколько автономных групп. Через призму этих событий стоит внимательно присмотреться к тому, что происходит в молодежной среде Ростовской области», - считает председатель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов. Необходимо учитывать, что с  появлением большого числа экономических переселенцев из республик Северного Кавказа в «русские» области и края привнесена идеология ваххабизма. Только в Ростовской области проживают примерно 280 тысяч переселенцев, включая около 30.000 турок-месхетинцев.  По мнению ученого, все эти обстоятельства должны учитываться представителями власти и ВУЗовской общественности [19].

В начале 1990-х гг. в республиках Северного Кавказа среди тюркских народов, включая турок-месхетинцев, были распространены  идеи пантюркизма, а среди представителей других кавказских народов, традиционно исповедующих ислам - протурецкий вариант  панисламизма, согласно которым все населённые мусульманами земли Кавказа должны войти в состав Турции.   В последние годы  идеи пантюркизма и протурецкого панисламизма в республиках Северного Кавказа значительно уступили другому направлению в  идеологии сепаратистского движения, которое принято называть  «ваххабитским».

Члены бандподполья воюют не за создание независимых национальных государств и не за присоединение земель юга России к территории турецкого государства.  Главная их цель - разрушение «безбожной империи», как они называют Россию, и создание на Северном Кавказе территории, находящейся под управлением законов шариата, и которая проложила бы путь к объединению всех мусульман мира во всемирный халифат. Для членов  ваххабитских «джамаатов»  этническая принадлежность  человека не имеет  значения, они знают только один народ - мусульманский, и только одну нацию - исламскую нацию граждан всемирного халифата.

Отношение ко лжи в Исламе подробнее в статье:
Разрешена ли ложь в исламе?

Представляют интерес обсуждения темы распространения идей «чистого ислама» среди турок-месхетинцев на интернет-форумах. При этом на собственно месхетинских форумах (имеющих ярко выраженную «этническую» направленность) обсуждений на данную тему найти не удалось.  Другое дело - форумы исламские (посвященные обсуждению религиозных вопросов) и форумы кавказской молодёжи.

Весной 2010 г. в списке тем форума сообщества «Ислам. Мусульмане» в социальной сети «В контакте» появилась тема под знаковым названием  «Что делать, если кафиры захватили землю мусульман?» [20].В одном из сообщений темы житель Кабардино-Балкарии пишет о том, что среди его земляков  есть турки-месхетинцы, которые стали приверженцами салафии (т.н. «чистого ислама»)  и теперь выступают «против язычества и суфизма, так называемого традиционного ислама».

На форуме «KavkazWeb» пользователь, зарегистрировавшийся под никнеймом Turkв августе 2010 г.,  пишет о том, что в «мечетях нет настоящего ислама» и тем, кто хочет хорошо изучить основы веры - лучше ехать на учёбу в Саудовскую Аравию [21].

Отношение к науке в исламе
в статье
Исламские научные достижения

Также он пишет о том, что является представителем месхетинской общины, и признается, что его раздражает «плохое знание ислама» со стороны представителей старшего поколения. Кроме того, выясняется:  его сильно беспокоит ношение коротких юбок со стороны месхетинских девушек,   что, по его мнению, является результатом негативного влияния со стороны русского населения. Молодой турок пишет о том, что положение с нравственностью может исправить только «джихад против кафиров и введение шариата».

На форуме «За независимость Черкесии» в октябре 2011 г. пользователь под никнеймом Ahiskпишет о том, что поддерживает черкесов в их «праведной борьбе», и считает что у всех мусульман общие цели. По его мнению, независимая Черкесия - это всего лишь этап  перед созданием  «халифата для всех народов» [22].

В настоящее время контакты турецких околоправительственных структур с национальными организациями тюркских народов в постсоветских странах осложнены тем, что традиционная апелляция Анкары к тюркской этнокультурной идентичности встречает все большее  противодействие со стороны радикал-исламистов.  Усиления исламистских (ваххабитских) настроений особенно следует ожидать среди тех представителей месхетинской молодёжи, которые тесно общаются с выходцами из Дагестана и других республик Северного Кавказа.

Особенности развития исламского общества в некоторых странах
в статье
Почему деградируют мусульмане?

Нарастающее усиление влияния идей «радикального ислама» на  мусульман юга России делает  вполне возможным появление среди  турок-месхетинцев целых групп сторонников «джихада до победного конца», состоящих преимущественно из молодежи.

Среди значительной части молодёжи  в южных регионах России  распространяются убеждения, что в условиях, «когда везде господствует несправедливость и коррупция», наилучшее решение - это ввести шариат [10].

Изучение тенденций последних лет у других тюркских народов России и Украины (поволжских татар, башкир,  крымских татар) показывает, что националистический и пантюркистский потенциал представителей радикальной части национального движения неуклонно снижается, тогда как актуальность исламистского потенциала неуклонно усиливается  [18, 23].

В частности, в национальном движении крымских татар мы видим практически полное слияние националистов с религиозными фундаменталистами при идеологическом доминировании последних. В Башкирии также наблюдается слияние националистически настроенной молодёжи с ваххабитами [18].

Чечня и другие республики Северного Кавказа также показывают нам примеры того, как националистические активисты перерождаются в «моджахедов».

Основы работы экстремистов Халифата с населением
в статье
Как работает пропаганда ИГИЛ

Для создания новых сегментов сети боевых групп  лидеры «джамаатов»  используют агентов - людей, которые (сами либо их родственники) подверглись карательному воздействию со стороны правоохранительных органов. В среде турок- месхетинцев потенциально этому может способствовать то,  что с начала 1990-х годов сотрудники МВД в Краснодарском крае допускали  «жесткие» меры воздействия по отношению к представителям местного месхетинского сообщества. Это  породило  настроения протеста как среди местных турков-месхетинцев , так и среди представителей данного этноса  в соседних областях и республиках.

Фактором, способствующим распространению идей радикального ислама в  среде турок-месхетинцев  является географическая близость Краснодарского края к Крыму. Кубанские и ростовские месхетинцы поддерживают связи с турками-месхетинцами, проживающими в Крыму и прилегающих областях Украины. Российские турки-месхетинцы приезжают на территорию Украины, как правило, по рекомендациям родственников,  для получения религиозного образования. Приезжают из разных регионов России,  в частности, из Ростовской области и Краснодарского края.  Обычно они подпадают под влияние Духовного управления мусульман Украины, руководство которого является сторонником хабашитского суфизма в шафиитской интерпретации. Однако среди прибывших из России турок-месхетинцев Донецкой, Херсонской областях и в Крыму активно ведут пропаганду адепты ваххабизма и других радикальных исламских течений  [24].

В Крыму при попустительстве местных властей уже много лет действуют организации исламских радикалов: «Джамат-и-Ислами», «Исламская партия Крыма», «Хизб-ут-Тахрир», «Джамаат таблиг», «Братья-мусульмане»  и другие. Так, общины организации «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму имеются в Симферопольском районе (Пионерское, Перевальное, Андрусово, Доброе и так далее), в Белогорском (Белая Скала, Новокленовка), Судакском (Грушевка, Холодовка), Джанкойском (Орденоносное), Первомайском (Кормовое), а также в Кировском, Красноперекопском, Красногвардейском, Ленинском, Нижнегорском, Алуште и Большой Ялте. Среди приверженцев организации «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму есть и турки-месхетинцы.

Подробно об организации ИГИЛ
в статье:
Анатомия ИГИЛ подробно
А также в статье:
Как создавалось ИГИЛ
А также еще:
Анализ по ИГИЛ

Среди лидеров «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму известен  проживающий в посёлке Октябрьский некий Мурад М., турок-месхетинец, гражданин России, проживающий нелегально на  Украине с 2003 года [25]. Он активно занимается пропагандой создания всемирного халифата как среди местного крымско-татарского населения, так и среди приезжающих из России с целью «духовного просвещения» турок-месхетинцев. Среди проживающих в Крыму турок-месхетинцев есть и приверженцы собственно ваххабитской идеологии. Приверженцы разных течений исламского радикализма легко находят общий язык между собой для достижения общей цели - построения всемирного халифата. Крымские приверженцы радикального ислама поддерживают связи с членами молодёжных «джамаатов» действующих на территории Российской Федерации.

Турки-месхетинцы Чаплынского района Херсонской области Украины поддерживают связи не только со своими родственниками в Краснодарском крае и Ростовской области, но и с месхетинцами, проживающими в Казахстане и Киргизии [24]. По данным Н.Курбановой, в рядах движения «Хизб-ут-Тахрир» в  Киргизии около 15 тыс. человек, из которых 20% составляют наряду с кыргызами и узбеками представители не местного населения - татары, русские, курды, чеченцы, турки-месхетинцы) [26]. По данным Р.С. Саидова (2010 г.), среди членов «Хизб-ут-Тахрир» в Казахстане и Киргизии не менее 300 турок-месхетинцев   [1].

В целом, с точки зрения отношения к исламской религии, в среде турок-месхетинцев России  целесообразно выделить  три группы: а) формальные мусульмане, которые плохо знают основы ислама, зачастую даже не читали Коран, мечеть посещают крайне редко либо не посещают вообще  (к мусульманам они себя причисляют по факту принадлежности к этносу турок-месхетинцев;  б)практикующие мусульмане-традиционалисты; в) приверженцы идей «радикального ислама» («чистого ислама»), сторонники идеи всемирного халифата.

В настоящее время среди проживающих в России турок-месхетинцев носители идей «радикального ислама» составляют пока незначительное меньшинство, но ситуация неизбежно будет меняться и уже меняется: в случае отсутствия противодействия всё больше турок-месхетинцев (прежде всего из числа  молодёжи) будет вовлекаться в орбиту радикально-исламистской антигосударственной деятельности на территории Российской Федерации. 

http://vk.cc/5qg0Fq