Татарстан и русский вопрос

Республика Татарстан и русский вопрос, это темы на которых сломано уже немало копий. Русские движения Татарстана утверждают, что в республике дискриминируется русское население, а республиканские власти утверждают, что права русского меньшинства в республике надежно защищены, отметая все доводы националистов как не выдерживающие критики.

Обе стороны высказывают массу эмоций, однако с цифрами у обоих сторон конфликта слабовато. Что ж, вооружимся циркулем и линейкой и попробуем восполнить этот досадный пробел.

Для начала, немного истории: Соотношение между русскими и татарами в республике на протяжении всего 20 века практически не менялось. Численность русского населения (в процентном соотношении) достигла максимума в 1989 году когда на территории Татарстана проживало 43,26% русских и 47,65% татар.

Однако, с конца 80х этот баланс был нарушен в пользу «титульной нации». Количество русских начало снижаться и к настоящему моменту в республике проживает 53,15% - татар и 39,65% - русских.

В количественном выражении потери русского населения Татарстана за прошедшие годы составили 73 992 человека, а численность татар выросла на 247 167 человек.

Объяснить возникшую диспропорцию только особенностями культуры и вдруг снизившейся рождаемостью нельзя, поскольку рождаемость в русских и татарских семьях практически одинаковая, а потому попробуем подробно разобрать факторы влияющие на комфортность проживания в данном регионе.

Последние 20 лет татарская национальная культура и ислам переживают период ренессанса. Во многом это происходит за счет государственной поддержки. Однако равного по масштабам возрождения русской культуры и Православия в республике не произошло. К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: 794 церкви, 27 монастырей и 419 часовен. Таким образом культовых сооружений относящихся к РПЦ было 1240.

Действующих мечетей насчитывалось 1598.

К 1989 году действовало два храма и 15 мечетей. За последние 20 лет было восстановлено и построено заново более 1500 мечетей. В 1998 году открылся Российский Исламский Университет кроме него действуют три высших и около 10 средних медресе по подготовке профессиональных священнослужителей. Количество Православных храмов не превышает 150.

Таким образом, на 1 мечеть приходится 1340 условных прихожанин, а 1 Православный храм приходится на 10 000 условных прихожан.

Возможно, основной причиной столь серьезного изменения баланса стал приход к власти национал-сепаратистов во главе с Минтеймиром Шаймиевым. В первую очередь их приход сказался на этническом составе органов госуправдения и экономического блока.

В книге «Самые влиятельные люди России — 2003» выпущенной Институтом ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), под руководством профессоров А.П. Ситникова, И.Я. Даровина и О.В. Гаман-Голутвиной отмечается, что основным принципом формирования элиты в республике является принадлежность к клану под которым понимается неформальная группировка, которая связана тесными родственными или дружескими узами, а также местом происхождения, и отношения внутри которой носят преимущественно иерархический, патронажно-клиентелистский характер.

Само по себе это не является чем-то уникальным для России, скорее уж наоборот, но в Татарстане на клановость накладывался национальный аспект.

В исследовании отмечается, что в 2002 году по этническому составу более 80% местной политической элиты составляют татары, остальные - представители иных этнических сообществ. Если эти цифры сопоставить с данными об этническом составе населения Татарстана (48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей), то можно сделать вывод, что этнический состав элиты адекватно не отражает этнический состав населения Татарстана.

Как устроено российское общество
В статье:

Скрытая реальность в России
В статье:
Скрытые пружины России
В статье:
Построение нации в России

Среди основных механизмов рекрутирования элиты РТ - общность этнического происхождения, землячество, опыт совместной работы в прошлом, подчеркивается в исследовании.

Возникает вопрос, как изменилось данное соотношение за прошедшие 10 лет. Чтобы на него ответить была собрана информация о составе Правительства РТ, Госсовета, депутатах Государственной Думы от Республики Татарстан, Совета Федерации, а также мэрии г. Казани. Все указанные лица были условно разделены на «русских» и «татар». Сразу оговорюсь, что использованный метод дает определенную погрешность. Например, Захарова Светлана Михайловна, не смотря на русские ФИО является татаркой по-национальности, а Логинов Василий Платонович — мордвином. Обратной информации о том, что чиновники и депутаты с татарскими фамилиями имеют иную национальную принадлежность выявить не удалось. А потому национальность мы берем в кавычки.

Всего было проанализировано 150 чиновников. Из них 99 - «татары», 51 - «русские». Таким образом, процентное соотношение «русских» среди чиновников составляет 34%, напомню, что по данным переписи 2010 года в республике проживает 39,65% русских. Из этого можно сделать вывод, что общий национальный баланс в органах госвласти лишь немного смещен в пользу «титульной нации».

Стоит отметить, что в некоторых отделах мэрии города Казани «русских» численно больше чем «татар». Например «русских» больше в отделах связанных с делопроизводстовом, канцелярией, IT и информационной безопасности. Более половины «русских» в отделе дорожного строительства и в экономическом блоке.

Проблемы госслужбы в России
В статье:

Как работают суды в России
В статье:
Следствие глазами социолога
В статье:
Откровения чиновника о работе

Полностью «татарскими» является АХО, машинописное бюро, ЖКХ, отдел кадров отдел поддержки и развития языков. В остальных структурах присутствуют обе национальные группы. В большинстве случаев отдел возглавляет «татарин», а «русским» отходит роль инженерно-технических специалистов.

Среди руководителей среднего звена доля «русских» не превышает 22%, а среди руководителей высшего ранга «русских» не более 10%.

Таким образом, за прошедшие с момента проведения исследования доля русских управленцев среднего и высшего звена продолжает постепенно снижаться.

Аналогичная ситуация сказывается и в сфере образования. В Казанском федеральном университете среди восьми проректоров только один является русским.

В 2010 году журналисты спросили председателя республиканского Госсовета Фарида Мухаметшина: «По каким причинам русских мало среди чиновников и руководителей разных отраслей?» Получили ответ: «Нам нужны профессионалы. Среди русских они отсутствуют». Никакой реакции от руководства республики не последовало. Как мы видим из вышеприведенного анализа это высказывание не только не соответствует действительности но и является оскорбительным по отношению ко всему русскому населению республики.

Следующая болевая точка — языковой вопрос. Согласно действующего республиканского законодательства русский и татарский языки имеют равное значение. Для них установлен равный объем изучения в школьной программе. В целом, 20-ти летний опыт изучения татарского языка «как родного» для русских школьников можно признать неудачным. Обещанных «конкурентных преимуществ» русские не получили, зато получили заметное снижение уровня грамотности молодежи на фоне других регионов России.

Некоторые проблемы России
В статье:

Аналог Путина в римской истории
В статье:
Похожа ли Россия на Карфаген?
В статье:
Предсказание Троцкого о современной России
В статье:
Почему Запад обгоняет Россию?

Это, в свою очередь, уменьшает шансы на поступление в ВУЗы за пределами Татарстана. По словам руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раиса Сулейманова в школах Татарстана за 10 лет учащиеся «получают» 700 часов уроков по русскому языку. А, например, в Московской и Ульяновской областях – 1200. Разницу приходится компенсировать занятиями с репетиторами.

Все это вызывает вполне обоснованные вопросы и возмущение родителей. Родители стали выходить на пикеты, требовать предоставления их детям возможности изучать русский язык в полном объеме.

Большую полемику вызывает новый законопроект «о языке» от которого русские жители республики ожидали устранения имеющихся диспропорций и выравнивания объема изучения русского языка с другими регионами России. Однако этого не произошло. Новый законопроект по-прежнему противоречит федеральному законодательству.

Требования родителей разделяет и экспертное сообщество. По мнению руководителя Центра анализа этнокультурной, конфессиональной и миграционной образовательной политики Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольги Артеменко, в проекте закона "Об образовании в РТ", с которым она ознакомилась, есть недочеты, в частности, опять не указывается статус языка. Есть у эксперта и другие замечания: "Нужно ориентироваться в федеральном законодательстве. Сейчас в ст. 14 совершенно четко прописано: можно организовывать обучение на родном языке и изучение родного языка. В соответствии с Конституцией РФ родной язык определяется и выбирается самими учащимися или родителями (их законными представителями). И никто не вправе писать, что "в соответствии с законом Республики Татарстан".

ватник нацдем

Национал демократы России
в статье
Русофобия русских националистов
А также в статье
Нацдемы - новые власовцы сегодня

Что касается статусов государственных языков, то, по словам эксперта, она "пять лет билась за то, что язык не может быть "как". Например, "русский как государственный", "татарский как государственный" и т.д. "Однако в проекте закона Республики Татарстан я снова это вижу, - удивляется Ольга Артеменко.

Я встречалась с учителями в Татарстане и все они в один голос говорят, что русский - это язык конкурентоспособности, обеспечения мобильности на всей территории РФ. Поэтому русский язык должен преподаваться на грамматической основе и быть направлен на развитие речи. Это язык, которым все граждане РФ должны владеть качественно".

Впрочем власти Татарстана имеют свое особое мнение на этот счет. Считая, что русское население Татарстана должно в совершенстве освоить татарский, а не русский язык. В ответ на все возрастающее раздражение к делу «повышения грамотности» подключился центр по противодействию экстремизму, суды и другие правоохранительные органы этой республики.

Накануне в Нижнекамске рассматривалось дело Виктории Можаровой. Напомним, исполком Нижнекамска подал в суд на мать двоих детей с целью «не чинить препятствия в образовании детей».

Дело в том, что Виктория Можарова четыре года назад написала официальный отказ от обучения детей татарскому языку и литературе. Сыновья Виктории прогуливали уроки с разрешения мамы, а учителя и директор закрывали на это глаза. Однако в этом году на педсовете решили, что детей нужно оставить на второй год, поскольку они не аттестованы по двум предметам.

Виктория Можарова настаивала на том, что сама вправе выбирать, какой язык должны изучать ее дети. Тогда исполком Нижнекамска подал в суд на мать, которая, по их мнению, препятствует получению образования детей. Доводы матери в суде не услышали, решение вынесли в пользу исполкома, а детей оставили на второй год. Однако Виктория Можарова не намерена сдаваться и собирается подать встречный иск.

http://116.ru/text/newsline/565122.html

Суд Нижнекамска обязал Викторию Можарову научить своих детей говорить на татарском языке, а Павел Хотулев выступавший за отмену обязательного изучения татарского языка был обвинен в разжигании межнациональной розни.

Устройство и кризис русского национализма

В Казани будут судить интернет-блогера, который на одном из форумов пренебрежительно отозвался о татарском языке.  Мужчина обвиняется в разжигании межнациональной розни. Сам обвиняемый утверждает, что не хотел никого унизить и оскорбить, а всего лишь выступал за отмену обязательных уроков татарского языка для русских школьников… Это уже не первый случай, когда вопрос изучения русского и татарского языков в школах республики доводит родителей учеников до суда. Но пока обходилось без уголовных дел.  

Экспертиза показала

Сообщение о том, что 52-летний казанец Павел Хотулев предстанет перед судом по обвинению в возбуждении межнациональной вражды, облетело на минувшей неделе все татарстанские (и не только) СМИ. Согласно материалам уголовного дела, которое уже передано в Советский райсуд Казани, Хотулев в декабре прошлого года и в январе нынешнего разместил в соцсети «Мой мир@mail.ru», в сообществе «Русский язык в школах Татарстана», высказывания, унижающие достоинство лиц татарской национальности. Эксперты-филологи, к которым обратились следователи, подтвердили, что выражения Хотулева «содержат унизительные характеристики, негативные эмоциональные оценки и установки в адрес национальной (татарской) группы, пропаганду неполноценности граждан по признакам национальности, языка».

Как сообщили нам в СУ СК РФ по РТ, сам Павел Хотулев вину в разжигании национальной розни отрицает. Мужчина пояснил следствию, что единственная его цель - добиться отмены или хотя бы сокращения объемов преподавания татарского языка для русских школьников.

По этому поводу Хотулев, у которого один ребенок уже закончил школу, а другой учится, писал во все возможные официальные инстанции - и в татарстанское министерство образования, и в российское, и в прокуратуру, и даже президенту России. Но отовсюду ему приходили ответы, что ситуация с изучением двух государственных языков в Татарстане не противоречит законам РФ и РТ. Потерпев неудачу в официальных органах, блогер начал высказывать свое недовольство в Интернете, что и подвело его под 282-ю статью УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека по признакам национальности, языка, происхождения, совершенные публично).

Как изменялся русский национализм

Как сообщил Интертат.ру старший помощник руководителя СУ СК РФ по РТ Эдуард Абдуллин, Павлу Хотулеву грозит до двух лет лишения свободы.

Настоящий буйный?

«А не притянули ли статью для Хотулева за уши?», «Судить за то, что человек высказал свое мнение, да еще в Инете - абсолютный бред», «Интересно, а что он такого сказал? Высказывания в студию!» - такие комментарии сопровождают размещенные в СМИ материалы о предстоящем суде. Также сквозь комменты красной нитью проходит мысль, что Хотулева  решили судить «для баланса» - ведь подозреваемых по делу о покушении на муфтия задерживают сейчас пачками,  и эту ситуацию нужно уравновесить, поскольку у нас толерантность.

А действительно, что такого сказал Хотулев? - поинтересовались мы в Следственном управлении СК РФ по РТ.  Однако там отказались разглашать содержание криминальных высказываний, равно, как и информацию об экспертах, в компетентности которых сомневается сейчас интернет-сообщество.

Зато сам Павел согласился предоставить Интертат.ру материалы, за которые его привлекли к уголовной ответственности, предварительно сообщив, что «ничего такого» там нет, поэтому он будет настаивать на независимой экспертизе…

Ознакомившись с текстом реплик, не рискнем привести их полностью, дабы не нарваться на «экстремистскую» статью вместе с автором, передадим лишь краткое содержание. В одном из высказываний Хотулев сравнивает татарский язык по звучанию с лаем дворняжек и звуком работающего отбойного молотка, в другом - ставит вопрос о разделении республики по национальному признаку (чтобы русские и татары не мешали друг другу жить), в третьем - призывает свергнуть федеральную власть, которая не способна защитить интересы русского населения.

Признаться, даже странно, почему Хотулева решили судить только по одной статье, тут и на несколько набирается. Хоть с экспертами, хоть без. Так что вопрос «что такого он сказал?» более не актуален. Сказал. Как раз то, что требуется для обвинений в экстремизме. Может, Павел и не читал УК РФ, но незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности.

Другой вопрос - почему кому-то приходится отвечать за свои слова, а кому-то нет? Ведь на форумах в Интернете не один Павел Хотулев зажигает, то бишь, разжигает. Там и в адрес русских можно найти много нехороших и оскорбительных слов. Да что на форумах! Минувшей весной, когда в Казани проходили митинги «в защиту русского языка», представители ВТОЦ, которые встали в оппозицию митингующим, тоже не выбирали выражений. И тексты на плакатах у них были весьма красноречивые: «Татарстан - не Россия» и пр. И что? И ничего.

Возможно, потому, что правоохранительные органы давно уже не воспринимают всерьез татарских националистов? Дескать, покричат, как обычно, и разойдутся. Но ведь и Хотулев, если уж честно, вряд ли пойдет с вилами на Кремль - выключит свой компьютер, попьет чаю, да и спать ляжет.  Жизнь все больше учит нас: тот, кто много кричит и выступает, но не прячет при этом своего имени и лица, реальной опасности для общества не представляет. Настоящие гадости делаются исподтишка.

Родители поднаторели 

В любом случае то, что материалы про Хотулева оказались самыми читаемыми в СМИ за последние дни, доказывает, что тема изучения татарского и русского языков в школах по-прежнему не остывает. Многолетние доводы чиновников Минобрнауки РТ о том, что оба госязыка изучаются у нас на паритетных началах и в равных объемах, не убеждают недовольных родителей, среди которых и русские, и татары, и люди других национальностей.  Меняются поколения школьников, появляются новые  родители, которые требуют отставки доставшегося на их век министра образования РТ (министры ведь тоже меняются) и обращаются в суды с требованием отменить паритет и предоставить детям возможность изучать родной язык в большем объеме, чем неродной - будь то хоть русский, хоть татарский.

Связь русских националистов со спецслужбами
В статье:

Странности русского национализма
В статье:
Русские националисты и провокаторы
В статье:
Спецслужбы и русский национализм

Так, в 2004 году отец казанского школьника, юрист Сергей Хапугин дошел аж до Конституционного суда России, оспаривая норму об изучении русского и татарского языков в равных объемах. Суд тогда решил, что «к реализации законоположений об изучении татарского языка в образовательных учреждениях РТ необходим дифференцированный подход». Однако ситуацию это не изменило, ведь детей в школах и так делят на группы при изучении татарского, - значит, подходят дифференцированно.

После Хапугина судились еще несколько родителей, результат - тот же, то есть нулевой.

Сегодня, когда Интернет стал «коллективным организатором», у недовольных родителей появилась возможность сплотиться - теперь они пишут письма в инстанции со множеством подписей и периодически выходят на уличные митинги. Надо сказать, что нынешние протестующие папы и мамы заметно отличаются от своих предшественников десяти- и пятнадцатилетней давности: они хорошенько поднаторели в учебных планах, образовательных стандартах и в разговорах с чиновниками оперируют уже не эмоциями, а фактами. При этом родители стали лояльнее: в большинстве своем они не требуют отмены обязательного изучения татарского языка, но требуют сокращения часов.

Тем не менее, надеяться на то, что этот протест сойдет на нет и ситуация рассосется сама собой, не приходится. Ведь не рассосалась же до сих пор. Значит, из ситуации нужно искать выход.

«Не дело, что уроки татарского стали камнем преткновения. Учить язык соседа - дело добровольное и не стоит пикетов и фотографий в СМИ», «Любое принуждение рождает отторжение», «Учить татарский язык в школах необходимо, равно как и снизить количество его часов для русских», «Знание дополнительного языка полезно любому. Если бы еще дети действительно знали татарский после школы…» -   рассуждают  на форумах вменяемые интернет-пользователи, которые не опускаются до перепалок и взаимных оскорблений, а предпочитают конструктивное общение.

Монархическое движение в России
В статьях:

Православные фашисты и царебожники
В статье:
Кто стоит за монархизмом в России
В статье:
Зачем возрождают монархию?
В статье:
Масоны готовят православного царя
В статье:
Кому и зачем нужен монархизм

Пожалуй, властям стоит прислушаться к этому «гласу народа». Ведь язык в принципе не должен никого разделять, он должен объединять.

Тем самым республиканские власти сами политизируют данный вопрос. В республике регулярно проходят акции протеста. Не особо рассчитывая на помощь федерального центра в решении языкового вопроса русские жители Татарстана апеллируют к классикам русской литературы.

Остается надеяться, что великий русский поэт А.С. Пушкин не будет объектов проверки татарских борцов с экстремизмом за то, что в поэме Бахчисарайский фонтан назвал татар «Бичем народов».

Все эти действия республиканских властей русским воспринимаются русским населением Татарстана как дискриминационные и препятствующие получению качественного образования, сохранению национальной культуры и традиций, а также реализации человеческого потенциала.

Все это ведет к миграции русских в другие регионы, а в перспективе к разрушению культурного и языкового единства России.

http://www.apn.ru/publications/article29311.htm

http://www.intertat.ru/ru/obschestvo/item/6511-yazyik-do-suda-dovel

Опубликовано 09 Апр 2018 в 09:00. Рубрика: Внутренняя политика. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.