Татарские сепаратисты и националисты — анализ

30 марта 2012 г. состоялось заседание постоянно действующего Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI в.: идеология, организации, зарубежное влияние», организатором которого выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ. Мероприятие прошло в формате научной конференции.

Открыл работу конференции профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета, доктор политических наук Сергей Сергеев, рассказавший об истории и развитии татарского этнонационализма с конца 1980-х и до 2010-х гг.

27 июня 1988 г. группа представителей татарской гуманитарной интеллигенции во главе с доцентом кафедры научного коммунизма Казанского государственного университета Маратом Мулюковым выступила с инициативой формирования массового политического движения в поддержку демократии. Институционализация данного движения произошла в октябре 1988 - феврале 1989 гг. (учредительные конференция и съезд). Новая организация избрала название Татарский общественный центр (ТОЦ). 17 июня 1989 г.

сепаратизм

Идель-Урал по версии татарских националистов

ТОЦ был официально зарегистрирован Советом Министров Татарской АССР как «народное движение в поддержку перестройки». Первоначально в документах ТОЦ значительное место отводилось этнокультурным вопросам, связанным с развитием образования, культуры и языка татарского народа. Вместе с тем, цель повышения статуса Татарской АССР до уровня союзной республики была выдвинута уже в самом начале этнонационалистического движения, а впоследствии стала главным его лейтмотивом. Двумя другими приоритетными задачами ТОЦ в 1989-1991 гг. были опека по отношению к татарской диаспоре и закрепление в качестве единственного государственного языка - татарского, что подразумевало дискриминацию русскоязычных.

Такая постановка вопроса о статусе ТАССР объективно сближала позиции сторонников ТОЦ и представителей республиканской партноменклатуры, стремившихся сохранить и упрочить свою власть. Отчетливую границу между двумя этими группами трудно провести. По различным данным, от 40 до 60% делегатов учредительного съезда (курултая) ТОЦ были коммунистами и комсомольцами, из 21 члена Правления, избранного в феврале 1989 г., 18 были членами КПСС. В работе и конференции, и съезда принимали участие первый заместитель председателя Совмина Татарской АССР Мансур Хасанов, завотделом идеологии ОК КПСС Рафаэль Хакимов (не без основания считавшийся идеологом ТОЦ), ныне занимающий пост директора Института истории Академии наук Татарстана, ряд представителей Казанского горкома и райкомов КПСС. Таким образом, считает политолог Сергеев, можно говорить не просто о связях, но о постоянных контактах с зарождающимся этнонационалистическим движением правящей элиты республики.

Татарский национал-сепаратизм обращался ко всем слоям и группам татар, но наибольший отклик встречал, прежде всего, среди выходцев из деревень, горожан в первом поколении, проживавших преимущественно в молодых городах республики. После переезда в город они утратили ряд черт присущей им традиционной, сельской культуры и не сумели адаптироваться к культуре городской, испытывая чувства отверженности, фрустрации. Характерно, что наибольшими силой и влиянием отделения этнонационалистических организаций пользовались не в Казани, а в Набережных Челнах.

Как работает пропаганда ИГИЛ

В этом достаточно молодом городе этнонационалисты получали постоянную «подпитку» в виде мигрирующего в город населения из сельских районов Закамья. Подобные потоки, направленные в Казань, слабее: кроме того, социокультурная среда столь старого города, как Казань, сравнительно успешнее трансформирует вчерашних сельчан в горожан. В Набережных Челнах этот процесс затруднен, и вчерашние деревенские жители не становятся в полном смысле слова горожанами, превращаясь в оторвавшихся от сельских корней, но не воспринявших городскую культуру маргиналов со свойственной им склонностью к простым решениям, повышенной агрессивностью, этноцентризмом и ксенофобией.

Но уже в 1990 г. в татарском этнонационалистическом движении выделяется оппозиционное радикально-экстремистское крыло. Возникла партия национальной независимости «Иттифак», Союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»), некоторые другие, более мелкие организации. Радикализируется и сам ТОЦ. В качестве образца решения этногосударственных и этнокультурных вопросов ими в это время принимается программа Народного фронта Эстонии. С особой четкостью эти лозунги были сформулированы в конце 1991 г., когда распад СССР вступил в завершающую фазу: независимость Татарстана как государства татар; создание альтернативных органов власти по этническому принципу («Милли Меджлис» – «Национальное собрание»); избирательность предоставления гражданства Татарстана жителям республики (только татарам и тем русским, кто поддерживает татарский национал-сепаратизм).

Именно тогда татарские национал-сепаратисты в лице лидера партии «Иттифак» Фаузии Байрамовой выступили с наиболее резкими за все время существования этнонационалистического движения заявлениями, суть сводилась к следующему: это земля исконно татарская, если русские хотят и впредь «есть татарский хлеб», то они должны признать лидирующую роль татар, выучить татарский язык и т.п., а иначе – пусть убираются на все четыре стороны.

Татары и башкиры в России

В полном размере: Татары и башкиры в России

Весьма любопытна реакция правящего клана Минтимера Шаймиева в Татарстане по отношению к национал-сепаратистам: пока их агрессия была направлена только против активистов демократических пророссийских организаций или «соседней России», власти реагировали на их деятельность весьма сдержанно, но как только национал-радикалы стали проявлять все большее нетерпение, обвиняя правящую элиту в непоследовательности и нерешительности в достижении реальной независимости Татарстана, то против них региональные власти начали действовать жестко: так, председатель ТОЦ Зиннур Аглиуллин, приговоривший Минтимера Шаймиева к смертной казни, вскоре был арестован за незаконное хранение оружия.

Именно в этот период к татарским национал-сепаратистам Казанский Кремль стал подходить дифференцированно: умеренных он кооптировал в органы власти, создав Всемирный конгресс татар, финансируемый, несмотря на его общественный статус из республиканского бюджета, либо поставил на руководящие «хлебные» должности: так, к примеру, одного из лидеров «Милли Меджлиса» Талгата Абдуллина власти сделали главой регионального Госжилфонда, после чего тот сразу забыл о какой-нибудь «независимости Татарстана».

С середины 1990-х гг. все чаще татарские национал-сепаратисты начинают заигрывать с религиозным фактором: часть из них начала апеллировать к союзу с исламскими фундаменталистами, другая предлагала вообще отказаться от «семитского» ислама и вернуться к «языческой религии предков» - тенгрианству. Правда, здесь стоит отметить любопытный факт: если татарские национал-сепаратисты выступают в защиту исламских фундаменталистов, то последние никогда к деятельности националистов интереса не проявляли.

Россия - ваххабитские регионы

Россия - наиболее ваххабитские регионы.
Подробнее в докладе
Карта этнорелигиозных угроз
И в статье
Ваххабизм в России

В 2000-е гг. национал-сепаратисты в Татарстане окончательно потеряли свое влияние на массы. Одна из главных памятных дат для татарских этнонационалистов – 15 октября, День взятия Казани в 1552 г. – последние годы собирает не более 150-200 чел.

«Что же обусловило взлет татарского этнонационализма на рубеже 1980-1990-х гг. и столь же стремительный упадок в 2000-е гг.?», - задается вопросом С.Сергеев. По его мнению, в период подъема татарского этнонационалистического движения оно поддерживалось, как мы видели, руководством Татарского ОК КПСС, которое в лозунге повышения статуса татарского языка усмотрело возможность для себя оттеснить русскоязычную часть номенклатуры от рычагов власти, а затем и установить собственную монополию на власть в республике.

Однако, закрепив с их помощью личную власть, региональная элита Татарстана уже не нуждалась в таких союзниках, тем более, они стали угрожать уже самой правящей этнократии, упрочение позиций которой национал-сепаратисты первоначально поддерживали. Без ресурсов, без опоры на какие-либо социальные слои и группы, ничему не научившись и ничего не забыв, национал-сепаратисты могут лишь изображать памятник самим себе на руинах собственных иллюзий. Впрочем, время от времени и они оказываются нужны правящей элите, когда та сочтет целесообразным продемонстрировать Москве свою незаменимость в удержании ситуации в республике под контролем.

Тогда они проводят митинг, пикет или просто шумное собрание с грозной резолюцией против «российского колониализма» и уверяют друг друга, что еще немного, и Россия окажется на грани распада, и тогда они вновь остановят на себе зрачок мира, как в начале 1990-х гг. «Путь в никуда» - такова характеристика эволюции татарского национал-сепаратизма, данная казанским политологом.

Распространение ислама в мире

Карта в полном размере: Распространение ислама в мире
Отношение положенное мусульманам к людям
остальных религий и неверующим
в статьях:

Отношение ко лжи в Исламе
Разрешена ли ложь в исламе?
Открытым текстом про другие религии и атеистов
Что говорит Коран про иноверцев
Положение иноверцев при шариате
Что такое джизья?
Отношение к собственности иноверцев
Собственность неверных в исламе
Отношение к нациям и возможен ли национализм в исламе
Ислам о национализме

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом «Национал-сепаратизм в Татарстане и его зарубежные связи». По словам эксперта, в татарском национал-сепаратизме всегда присутствовал иностранный фактор. История татарского национал-сепаратизма уходит корнями в начало ХХ в., когда ряд деятелей татарской интеллигенции выступали с идеями независимой республики «Идель-Урал» («Волга-Урал»).

Наиболее четко этот проект сформулировал писатель Гаяз Исхаки (1876-1954), после Гражданской войны 1918-1920 гг. оказавшийся в эмиграции и активно участвовавший в деятельности организации «Прометей», созданной Польшей и направленной против СССР. Однако идеи национал-сепаратизма остались больше уделом ряда деятелей татарской эмиграции, пока это не нашло поддержку у нацистской Германии, которая после нападения на Советский Союз активно стала формировать в составе вермахта военные части из коллаборационистски настроенных военнопленных из разных народов СССР. Именно тогда и был сформирован татарский легион «Идель-Урал», идеологи которого активно педалировали идею борьбы за независимое татарское государство, что, ясное дело, не входило в планы нацистов в случае победы в Великой Отечественной войне, но из тактических соображений немцами поддерживалось.

После окончания войны и поражения Германии часть коллаборационистов из числа татар, сумевших оказаться в странах Запада, нашли новых покровителей из Вашингтона. Одним из них был Гариф Султан (1923-2011), известный тем, что выдал нацистам татарского поэта Мусу Джалиля (1906-1944) как участника антигитлеровского подполья (Муса Джалиль был по доносу казнен на гильотине; сегодня это один из национальных героев татарского народа). Именно в ходе начала «холодной войны» США активно уделяли внимание информационной составляющей противостояния с Советским Союзом, для чего и было создано радио «Свобода»/«Свободная Европа», официально финансируемое Конгрессом США.

Радиостанция представляла собой несколько разноязычных редакций, одной из которых была татаро-башкирская во главе с Гарифом Султаном, действующая с 1953 г. Именно с этого времени и до сегодняшнего дня радио «Азатлык» («Свобода») становится информационным рупором татарского национал-сепаратизма.

В чем ложь утверждений, говорящих что
Ислам религия мира
в статье:

Почему ислам религия войны
Причины того что европейцы и жители Востока несовместимы
в статье:

Почему мусульмане агрессивны

Активную роль в национал-сепаратизме играли некоторые представители зарубежных татарских диаспор. Именно они откликнулись на призыв «борцов за независимость» Татарстана, предложив им свои связи и средства. Активную роль татарские сепаратисты играли в период принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана 30 августа 1990 г. и организации и проведения референдума об ассоциативности Татарстана с Россией, прошедшего 21 марта 1992 г.

Несмотря на абсолютную незаконность последнего, но в условиях слабости федерального центра, региональные власти, сами в тот период времени поддерживающие сепаратистов (да и чего скрывать, среди правящей этнократической элиты Татарстана было полно сторонников его полной независимости), референдум, на который был вынесен вопрос «Согласны ли Вы, что Татарстан – это суверенное государство, ассоциированное с Россией?», состояся. То, что его положительные результаты (61% проголосовавших - за) были обеспечены с помощью административного ресурса, ни у кого из серьезных экспертов не вызывает сомнения. Именно в тот период механизм фальсификаций в Татарстане был опробован в полной мере.

Однако в 1994 г. был заключен Федеративный договор между Москвой и Казанью о разграничении ведения полномочий между федеральным центром и республикой, что вернуло Татарстан хоть в какие-то рамки правового поля России. Многие из национал-сепаратистов восприняли это резко негативно, посчитав политику Минтимера Шаймиева «предательством национальных интересов татарского народа». Тогда они решили даже создать параллельные с республиканскими институты власти в форме «Милли меджлиса» - «Национального собрания», из которого избрали «Милли назаряте» - «Национальное правительство». Существованию пусть даже таких бутафорских объединений давало отсутствие должной вертикали власти в стране, которая начала выстраиваться только с началом правления Владимира Путина. После этого национал-сепаратизм имел исключительно маргинальный характер, а о его массовой поддержке населением можно было забыть.

Однако к этому времени национал-сепаратисты Татарстана сумели получить поддержку и зарубежные связи от Виля Мирзаянова, профессора химии, в советское время являвшегося начальником Отдела по противодействию иностранным техническим разведкам НИИ органической химии и технологии, известного тем, что, работая в закрытом учреждении, он разгласил государственную тайну и военные секреты (Мирзаянов является специалистом в области химического оружия), впоследствии уехал в США, где стал работать на свою новую страну. Естественно, успешную карьеру Мирзаянов в Америке (сегодня он – профессор Принстонского университета) сделал, выдавая все сведения, полученные им во время работы в НИИ.

Сегодня именно он возглавляет «Милли назаряте» - «правительство в изгнании», куда входят татарские эмигранты из США, Турции и Германии и их единомышленники из Татарстана. В планах этого объединения: зарегистрироваться как международная неправительственная организация и в этом статусе передавать документы в ООН, среди которых «Обращение к президентам и парламентам государств и в Организацию Объединенных Наций» о признании государственного суверенитета Татарстана.

В последнее время, как отметил Раис Сулейманов, татарские национал-сепаратисты начинают находить поддержку не только у США или Турции, но также и у постсоветских стран, ориентирующихся на них. Речь идет о Грузии и Азербайджане. Тбилиси, который сейчас взял курс на раскручивание проблемы т.н. «геноцида черкесского народа», все больше обращает внимание на сепаратистов из Поволжья. Так, по телеканалам Грузии транслируются видео-мосты между Тбилиси и «татарскими борцами против имперской политики России». Не так давно состоялся телемост между одним из грузинских телеканалов и председателем набережночелнинского отделения ТОЦ Рафисом Кашаповым.

Сюда стоит отнести периодически проводимые «вечера памяти Джохара Дудаева» в Казани, устраиваемые местными сепаратистами. С Аллой Дудаевой, женой Джохара Дудаева, проживающей в Грузии, татарские национал-радикалы периодически поддерживают связь. Что же касается поддержки со стороны Азербайджана, в т.ч. и финансовой, то она происходит в результате пантюркистских заявлений татарских сепаратистов в поддержку Баку в нагорно-карабахском конфликте.

Заместитель председателя Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов считает, что национал-сепаратизм в Татарстане демонстрирует собой не просто желание создать татарское государство, а ненависть к России, русским как этносу, русской культуре и православной вере. «Сепаратисты в Казани пытаются внушить русским, что Россия – это плохое государство, да и сами русские как народ олицетворяют собой все плохое, грязное и противное», - дал анализ татарским националистическим интернет-сайтам русский общественник. По его мнению, читая подобные информационные ресурсы, как правило, русскоязычные, создается ощущение, что татарские русофобы пытаются внушить чувство вины у русских, ждут признания раскаяния за интерпретируемые ими грубо и предвзято события прошлого, пытаются сформировать комплекс неполноценности у русских, ведь зачастую русскоязычные сайты татарских сепаратистов рассчитаны не только на татарскую аудиторию, но и на русскую публику.

Несмотря на поток русофобии, национал-сепаратистам удается добиться определенных результатов: у определенной части русского населения Татарстана не только не сформировано здоровое национальное самосознание, но и гражданское. «Особенно сильно национал-сепаратисты в Татарстане обрушиваются на православие, что и понятно, поскольку именно в православии заключена воля и дух русского народа», - обратил внимание Щеглов. Поэтому целью сепаратизма является подрыв основ не только единства Российского государства, но и русского народа. «Эти идеи воспроизводятся и в татарских семьях, когда уже 8-летний ребенок знает о «грязных русских», представление о неполноценности и ущербности русских продолжается и в СМИ, и даже в академической среде», - констатирует эксперт, справедливо полагая, что эти тенденции тянут самих татар в тупик.

Председатель Общества ревнителей истории Василий Иванов рассказал об участии татарских сепаратистов в панугро-финском антироссийском проекте. Ученый рассказал о той роли, которую осуществляют татарские националисты в деле объединения угро-финских народов Среднего Поволжья на сепаратистской и антироссийской почве, остановившись детально на личности Рамая (Рамазана) Юлдашева, одного из лидеров тенгрианского (неоязыческого) движения среди татарских радикалов. Именно он активно пытался в период после парламентских и до президентских выборов включить марийских неоязычников в белоленточное движение в Марий Эл, и ему это частично даже удалось осуществить.

В сентябре 2012 г. в Венгрии пройдет конгресс финно-угорских народов, в котором планируют принять участие и лидеры марийских, мордовских и удмуртских националистов, причем, как полагает Василий Иванов, реальной целью этого мероприятия будет формирование коалиции антироссийских сил из угро-финских народов Поволжья.

Аспирант Института истории Академии наук Республики Татарстан Булат Шагеев дал детальный анализ деятельности одной из на сегодня активных национал-сепаратистских организаций Татарстана – Союза татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»). По мнению молодого исследователя, основой идеологии «Азатлыка», наряду с россиефобией и русофобией, является пантюркизм: «Вот почему «азатлыковцы» активно и регулярно выступают с различными заявлениями и обращениями в поддержку других тюркских народов или стран». Социальная база организации – татарское население деревень, районных центров и рабочих поселков, как правило, это все горожане в первом поколении.

Отсюда и ориентация исключительно на татароязычное население, что резко снижает массовость их поддержки и сужает потенциальный круг их сторонников. Но, несмотря на это, отличительная особенность «Азатлыка» от многих иных татарских организаций и сообществ – это пусть небольшая по числу активных членов (10-15 чел.), но реальная, а не виртуальная группа людей. Многие татарские молодежные организации и сообщества («Правые татары», «Татар-фронт» и др.) больше существуют в Интернете, предпочитая вести виртуальные баталии со своими идеологическими противниками, чем пытаться реально отстаивать свои цели, выходя на улицы. Отсюда и характер деятельности «азатлыковцев» - максимальная открытость.

Если религиозные радикалы (ваххабиты и др.) стремятся к конспирации, не афишировать свою работу, то национальные радикалы, наоборот, выступают за публичность своих действий. Как любит говорить сам лидер «Азатлыка» Наиль Набиуллин: «Когда меня критикуют, пишут обо мне всякое, пусть даже не в положительном ключе, я отношусь к этому спокойно, потому что черный пиар – это тоже пиар».

В отличие от татарской, пусть и национально ориентированной, но тусовочной молодежи, которая объединяется в различные культурно-развлекательные клубы («Шарык»/«Восток», «Алтын урта»/«Золотая середина», «Жомга»/«Пятница») «азатлыковцы» имеют свой политический дискуссионный клуб «Фикер»/«Мысль», который регулярно и еженедельно проводит заседания, в то время как остальные это делают лишь периодически и крайне непостоянно. В результате «азатлыковцам» удалось под свое влияние перевести собиравшихся на заседания других клубов просто потому, что они вели регулярную работу. В течение одного года через клуб «Фикер» проходит порядка 50-70 чел., которые пусть и появляются один-два раза, но остаются обычно хорошего мнения об организаторах – «Азатлыке».

«Азатлыковцы», считает Шагеев, легко объединяются с теми силами, которые не ставят краеугольным камнем своей идеологии сохранение целостности российского государства. Поэтому неудивительно, что их союзниками становятся либералы, правозащитники, зоозащитники, экологисты, антиядерщики и т.д.

Подводя итог заседанию Казанского экспертного клуба РИСИ, его модератор Раис Сулейманов отметил, что буквально последние несколько месяцев 2012 г. наметился поворот со стороны региональных властей Татарстана в сторону «потепления» отношения к местным национал-сепаратистам. Уличные акции татарских националистов стали активно освещать местные издания, входящие в государственный республиканский холдинг «Татмедиа», до этого не обращавшие внимания на местных национал-радикалов. Однако теперь их стали активно и регулярно пиарить региональные СМИ.

Сам эксперт связывает это с новой тактикой Казанского Кремля: второй раз использовать татарских националистов республиканские власти Татарстана вынуждены в ответ на активно звучащий на федеральном уровне в последние три месяца «русский вопрос», поскольку как только речь заходит о национальных правах русских в России, республиканская этнократия воспринимает это как покушение на собственное господство, ведь в национальных регионах, как раз, больше всего русские испытывают фактическую национальную дискриминацию. И Татарстан здесь не исключение.

О том, что «вторая волна» подъема национал-сепаратизма в Татарстане инспирируется не только Казанским Кремлем, но может быть использована и зарубежными силами, не исключил Раис Сулейманов, поводом для чего стала реакция сторонников независимости Татарстана на открытие базы НАТО в Поволжье: они громогласно приветствовали это событие, заявив, что «НАТО – это друг и союзник татарского народа». Более того, ряд лидеров татарского национал-сепаратизма уже заявили о том, что хотели бы встретиться с руководством открываемого перевалочного пункта Североатлантического альянса.

«Все это говорит только о том, что национал-сепаратизм в Татарстане, находившийся в тлеющем состоянии, легко может разжечься при зарубежной поддержке и попустительстве федерального центра», - подытожил работу конференции руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.

http://www.ru.journal-neo.com/node/15763

Опубликовано 13 Янв 2018 в 19:00. Рубрика: Внутренняя политика. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.