Условные «американские мусульмане» - это широкий диапазон этнических, культурных, экономических и образовательных групп. Однако в американском общественно-политическом пространстве сложился дискурс не столько об отдельных группах, сколько о месте и роли мусульманской общины в целом. Возможно потому, что в отличие от классических диаспор, основу мусульманской общины составляют не этнические, языковые или географические компоненты, а исключительно принадлежность к исламу.

США - демография

Процент мусульман по штатам США

Большинство исследований показывают, что значительная часть американцев воспринимает мусульманский мир Америки через призму стереотипов, игнорируя самые очевидные факты.

Так, после теракта 11 сентября 2001 года, мусульман в США определяют как «выходцев с Ближнего Востока» или «арабов». При этом большинство мусульман, проживающих в США не арабского происхождения, а значительная часть американских арабов и выходцев с Ближнего Востока – это христиане и иудеи из Ливана, Израиля, Йемена, Сирии и Ирака.

В отличие от других групп, в мусульманскую общину Соединенных Штатах входят не только выходцы с Ближнего Востока, но также значительное число афроамериканцев. Американский эксперт в области ислама, директор Центра мусульмано-христианского взаимопонимания при Джорджтаунском университете Джон Эспозито отмечает, что ислам - наиболее быстро растущая религия в Соединенных Штатах по числу последователей. По прогнозам Института Гэллапа, высокий уровень рождаемости в мусульманской общине позволит исламу в скором времени заменить иудаизм в качестве второй религии Соединенных Штатов, число которых 4.5 миллиона человек. Перепись населения в США за 2010 год показала, что ислам исповедуют более 2 миллионов граждан, однако в реальности число мусульман составляет от 3 до 7 миллионов человек, ввиду того, что с 2010 по 2014 год рождаемость в среде американских мусульман повысилась в два раза.

Если брать реальные цифры, то получится, что по состоянию на 2014 год в Америке проживает больше мусульман, чем в Кувейте, Катаре или Ливии. Несмотря на то, что США – это страна иммигрантов, значительно число американцев определяют себя как «белые», «протестанты» и «англосаксы». И даже при наличии развитых социальных институтов не все иммигранты одинаково быстро интегрируются в американское общество. Так, ввиду культурно-исторической схожести иммигранты из Европы ассимилируются гораздо быстрее, чем выходцы из Азии или Африки. Ближневосточные иммигранты - не исключение.

США - демография

Карта в полном размере: Мусульмане США 2000 год

Тем, кто приехал в 1920-е годы было проще и в психологическом плане, поскольку американское сообщество практически ничего не знало об исламе, и, видя похожих на себя белых и смуглых людей, воспринимало их как своих. Поэтому с ассимиляция этих групп проходила без препятствий. После Второй мировой волны прошла новая волна мусульманских иммигрантов в США, более образованных. Затем между 1975-1980 годами большое количество мусульман прибыли в Америку из СССР, Ирана, Ливана, Афганистана, Индии и Пакистана. Интенсивная иммиграция была связана с острыми этнополитическими политическими конфликтами, такими как гражданская война в Ливане, Исламская революция в Иране, война в Афганистане и т.д.

Новым общинам было проще в юридическом контексте, так как еще в 1965 году были сняты иммиграционные квоты по «национальному признаку». Отдельные мусульманские общины быстро интегрировались благодаря поддержке других этнических групп, имеющих связи со странами их происхождения. Так, влиятельная армянская диаспора оказывает серьезную поддержку выходцам из Ирана и Ливана - своего рода благодарность за то, что в период Геноцида 1915-1923, армяне нашли убежище в Сирии, Иране, Палестине и Ливане.

Однако после терактов 11 сентября 2001 года мусульманам стало сложнее попасть в США. Иракская война в 2003 году привела к массовому оттоку населения из страны, и если иракские христиане практически беспрепятственно могли эмигрировать в Америку, то для мусульман были созданы серьезные юридические преграды. Это было связано, как с ухудшением имиджа мусульман в США после событий 11 сентября, так и с боязнью американского правительства импортировать в страну людей, пропагандирующих политический ислам. Лишь немногим иракским мусульманам, которые тесно работали с американскими вооруженными силами, дали возможность уехать в Америку с получением статуса политического беженца. При этом даже эти люди находились под пристальным контролем со стороны спецслужб и ведущих СМИ.

Отрицательный эмоциональный фон в американском обществе в отношении мусульман обусловлен сугубо психологическими причинами вкупе с отсутствием у властей внятной стратегии разъяснения населению разницы между исламистами и мусульманами.

США - демография

Мусульмане в США 2010 год

Однако именно этот фон оказал сильное воздействие на укрепление единства и солидарности мусульманских общин. Так, ведущие американские эксперты отмечают, что сегодняшнее поколение активно стремится к интеграции в американское общество, ассоциируя себя с мусульманской идентичностью. Более того, молодые, образованные и активные представители мусульманских общин ведут пропаганду американских ценностей плюрализма, терпимости и демократии. Согласно исследованиям Школы Кеннеди при Гарвардском университете, религиозные исламские учреждения сыграли важную и положительную роль в сдерживании и разрастании радикальных идей среди американских мусульман.

Особое место среди американских мусульман занимают афроамериканцы. Профессор департамента Религиозных исследований при Калифорнийском университете в Санта-Барбаре Кэтлин Мур в своих работах отмечает, что ислам стал популярен среди этой группы населения в период 1930-1960 гг. как ответ на социальное неравенство, расизм и сегрегацию. Парадоксально, но первую афроамериканскую мусульманскую организацию «Нация ислама» создал белый христианин-протестант Уоллес Форд. Будучи сыном богатого ресторатора из Детройта, молодой Форд получил хорошее образование. Американский политолог Марвин Пэрри в своих работах по «Нации ислама» отмечает, что молодой Форд активно изучал разные религиозные течения, и философия ислама стала для него основой жизни. В 1929 году он принял ислам под именем Фарда Мухаммеда и всего спустя год основал «Нацию ислама». В 1934 году он передал правление организацией своему ученику Элайджи Мухаммаду. Став главой малочисленной, но набирающей популярность организации, Мухаммад заявил, что «Нация ислама» - это ответ угнетённых людей Америки.

Несмотря на радикальный устав организации, правительство США закрыло глаза на активную пропаганду ислама среди афроамериканцев. Большинство американских исследователей полагают, что власти не стали закрывать «Нацию ислама» по прагматичным причинам. Всего за пять лет деятельности этой организации, преступность среди афроамериканского сообщества снизилась на 28%, а уровень образования повысился на 30%. Во многом это произошло потому, что вступавший в «Нацию ислама» должен был полностью измениться: вести моральный свой образ жизни и уважать законы страны. Эталоном для афроамериканской молодежи стал Малколм Икс, который был связан с бандитскими группами и находился под стражей за многочисленные ограбления. В тюрьме он начал изучать ислам и после освобождения стал самым популярным афроамериканским проповедником ислама.

США - демография

Мусульмане в США - прирост 2000-2010

Со временем организация расширялась, и в ее ряды вступали известные личности, такие как чемпион мира по боксу Кассиус Клей, принявший ислам под именем Мухаммед Али. Долгое время «Нация ислама» играла позитивную роль, пропагандируя идеи расовой и религиозной терпимости, мира и взаимоуважения. Однако сегодня эта организация радикализировалась и из-за пропаганды антиамериканизма, антисемитизма и нетерпимости по отношению к другим религиям утеряла свою популярность в афроамериканской среде. Когда американское правительство выдвинуло обвинение против действующего лидера «Нации ислама» Луи Фаррэхэна, главы ведущих мусульманских организаций завили, что Фаррэхэн – радикал и провокатор, не имеющий ничего общего с исламом.

Ислам остается наиболее разнообразной в национальном и культурном аспектах религией в США. Первое и второе поколение мусульман, иммигрировавших в США по социально-экономическим причинам, довольно быстро интегрировались в американское общество.

Нынешнее поколение мусульман находится в поисках морально-нравственных ориентиров, которые смогли бы позволить наладить диалог с американским обществом.

http://www.foreignpolicy.ru/analyses/neudobnoe-menshinstvo-problemy-identichnosti-amerikanskih-musulman/