Для начала следует оговориться, что под словом «русские» я имею в виду всех русскоговорящих выходцев из бывшего Советского Союза. Ведь как бы нам, белорусам или украинцам, не хотелось, но воспринимают нас за границей именно как русских. Причем, вычисляют безошибочно в любой толпе на любом континенте. Общаясь с иностранцами, я всегда спрашиваю “Как вы поняли, что я русский?” (на самом деле, белорус, но это не столь важно). В ответ почти всегда слышу одни и те же эпитеты - “замкнутые, хмурые, обособленные, необщительные и постоянно говорите, как вы не любите других русских”.

А ведь правда! Можно много говорить о традиционной славянской неулыбчивости, хмурых лицах с извечной экзистенциальной тоской, но и бог с ними. Однако по какой-то неведомой причине мы с вами терпеть не можем своих соотечественников за границей. И я в этом описании нискольно не исключение.

- Ребята, я могу сфотографировать ваших девушек?

- Да не проблема! Ты ж наш, поляк. Только не подходи к ним слишком близко, а то они нервные.

(из беседы с польскими сутенерами в Брюсселе)

Вроде мы все взрослые, в меру воспитанные люди с нормальным уровнем социализации. Но пересекая границу, превращаемся в отъявленных русофобов. А потом удивляемся - мол, русских никто не любит, даже они сами.

Мне приходилось сталкиваться с разными людьми в разных странах. Так, в самолете из Гаваны в Панаму мы познакомились с англичанином Райаном, и провели с ним замечательный день – разделив немаленькие расходы на такси и обед на двоих. За обедом он успел выпить два литра пива, но почему-то это совсем не вызвало моего отторжения. Сделай то же самое мой соотечественник, возможно, мне было бы за него стыдно. Вот почему так?!

Кстати, с Райаном вышел один интересный эпизод. В ресторанчике в центре Панама-Сити он разговорился с официантом, который оказался итальянцем и прожил несколько лет в Лондоне. Видели бы вы их искреннюю радость от того, что с кем то можно обсудить любимые места в Лондоне и футбольные команды. И неважно, что болели они за разные клубы!

- Простите, у меня не работает телефон. Могу я отправить смс жене с вашего? Я заплачу.

- А у меня тоже не работает. (пряча телефон в карман)

(диалог с русскими туристами, Куба, Варадеро)

Дома мы чаще склонны протянуть руку помощи ближнему, а за границей забываем об этом. Как-то в аэропорту Панамы довелось мне обратиться с просьбой к совершенно незнакомому человеку (как потом выяснилось, из Коста-Рики) – одолжить зарядное устройство для ноутбука. Он безо всяких колебаний дал мне его. Для контраста – похожая просьба к русскоязычному туристу в аэропорту Вены окончилась неудачей. Вроде бы мелочь, но показательная.

- Не работает телефон? Можете позвонить с моего.

(из беседы с соседкой, пенсионеркой из Швеции, Гавана)

Может, дело в нашей извечной недоверчивости – как бы лишний раз не обманули. Кто знает… Но даже в совершенно ни к чему не обязывающих ситуациях я натыкался на странное высокомерие со стороны своих соотечественников за границей. Прожив неделю в маленькой гостинице в горах Словакии, наполненной русскими, завести беседу ни с одним из них так и не удалось. Все они предпочитали сидеть по углам и тихонько шептаться. А с немцами в том же отеле мы уже через день играли в бильярд.

- Ну и где мы находимся? Ты вообще карту смотрела!? У кого я тут дорогу спрошу? Они же по-русски не понимают! (далее непереводимая игра слов)

- Зато наших нигде нет!

(из диалога семейной пары, окраина Парижа)

Короче, как ни крути, не любим мы своих соотечественников. Есть у меня на этот счет одна теория. Не всеобъемлющая, но все же…

Русский турист – это чаще всего персона избранная и обличенная авторитетом. Отсюда извечный снобизм на русскоязычных туристических форумах («Я знаю, где лучше, дешевле. И вообще я разбираюсь во всем лучше вас», «Я был там, куда вы никогда не доберетесь»). Отсюда же отзывы типа «За те деньги, что я заплатил за гостиницу, они должны были…». И далее перечень того, что «эти, мать их, турки и египтяне» должны были сделать русскому туристу. Сюда же знаменитая фраза, произносимая уже на отдыхе – «Да ты знаешь, кто я такой!». И до кучи – «Я не поеду в Прагу (Париж, Турцию, Тайланд – нужное подчеркнуть), там много русских».

- И чего мы сюда приперлись? Тоже мне, красота!

- И не говори. Только время зря потратили. Лучше бы на пляж пошли.

(из беседы двух девушек-подростков, Ровинь, Хорватия)

Я уже упоминал о том, какой образ русского складывается у иностранцев. Не самый лестный, но все же терпимый. У самих же русских типичный портрет соотечественника куда хуже - необразованный, пьющий, наглый и хамоватый. Эдакий «Тагил». Естественно, подобный тип ни уважения, ни тем более радости от встречи с ним не вызывает.

- Чего он там так долго, бл#!?

- Ща мы ему покажем, как надо родину любить!

(из диалога в баре отеля системы „все включено“)

Но справедливости ради стоит сказать, что карикатурный образ русского туриста, который упорно тиражируется на наших же форумах, довольно далек от истины.

Так классическая картина пьющего русского – ничто по сравнению с тем, до какого состояния упиваются финские женщины и норвежские дальнобойщики. Русские дебоширы – просто дети рядом с разбушевавшимися англичанами и поляками. Безвкусно одетые русские дамы хотя бы не выходят на прогулки в обтягивающих майках поверх слоя жира, как это повсеместно делают американки и иже с ними.

Вот и получается, что мы сами выработали стереотип, который упорно поддерживаем собственным отношеним и поведением. И продолжаем в гордом одиночестве и с высоко поднятой головой покорять страны и континенты. И желательно, подальше от русских...

Именно неясность, неопределённость в этом вопросе порождает у нас явление русизма, который и является основным предметом нападок и насмешек, из-за которого нас сегодня бьют, гонят отовсюду, пытаются использовать как рабов.

Как так случилось, что мы стали вдруг изгоями не только в бывших союзных республиках, но и у себя дома? Когда и как появилось клеймо "русские рабы"? Почему в последние 10 лет мы стали для всего мира третьесортными, недостойными уважения, годными в основном на черновую работу?

Вопросы больные и требуют внятного и чёткого ответа. Не ответив на них самим себе и другим народам, мы будем и дальше окружены созданным не без нашей помощи ореолом дикого племени, хорошо умеющего пить водку и материться. Мир ещё помнит советских космонавтов, атомный ледокол "Ленин", Большой театр, и победу над фашизмом.

Но пройдёт ещё немного времени, и новые поколения уже не будет знать этого, русские для них будут представлены, как нация, не умеющая самоорганизоваться и распорядиться своей землёй. И видные идеологи мира предложат новым политикам мира помочь цивилизовать русских и помочь освоить их землю и недра. Впрочем, это уже делается...

Вспомним сами или спросим у оставшихся ещё в живых наших отцов и матерей - кто мы были и какими мы были...

"Человек человеку - друг, товарищ и брат". Хоть этот лозунг и эксплуатировался нещадно, было в нас это, было! Мы были братьями по духу; взаимовыручка - это было одним из наших самых сильных качеств. Живя сами небогато, мы делились со всеми. И не только хлебом насущным.

Наши фильмы и песни были самыми жизнеутверждающими, наше искусство было созидающим; в нас было столько любви, не побоимся сказать - от Бога, что в нашем обществе не возникали разрушительные образы "терминаторов" и бесстыдные образчики "майклов джексонов".

В наших головах были крепкие перегородки между "можно" и нельзя", у нас была хорошая прививка против пошлости и наша мораль не позволяла выпускать на всеобщее обозрение полудиких полуголых горластых кривляк. Находясь фактически в состоянии атеистического общества, мы, тем не менее, были ближе всех к Богу. Почему?

Потому что по духу своему были добрыми, милосердными, стыдливыми. Без колебаний могли поделиться последним куском хлеба и отдать свою рубашку. А если понадобится - то и защитить.

Нам было не страшно смотреть в будущее. Мы не требовали любви и не покупали её, мы её рождали сами. Своей жизнью, своим мировоззрением, своим миропониманием. В общем и целом.

Мы были страной, которую многие честные люди в мире за это уважали. Некоторые уважали потому, что боялись. Это следует помнить.

Но мы были доверчивы. И немного наивны. И нам в очередной раз удачно подкинули комплекс неполноценности - русизм.

Зло более печётся о своём успехе, поэтому чаще побеждает.

Русизм (комплекс неполноценности)

Живя с уверенностью в прекрасное будущее, воспринимая небогатую потребительскую корзину как временные трудности, мы часто смотрели в сторону Запада - а как там у них? И хоть там у них жратвы, тряпок, электроники и машин было завались - мы им не завидовали. Почему? Потому что там у них не было тепла. Там не было света Любви. Никто не пытался выразить это словами, это воспринималось на уровне чувств. Просто люди говорили: пусть там у них всё есть, но у нас лучше.

Многие из тех, кто с тех пор вынужден был покинуть свою Родину и уехать жить в другую страну, стараются сохранить в своих семьях этот невидимый, но всегда ощутимый свет Любви. Любви к миру, к каждому человеку, к Земле, к Богу. Их всегда легко узнать по глазам среди американцев, европейцев.

Русизм стал появляться незаметно, как плесень на залежалом хлебе. Идея догнать и перегнать Запад в материальном плане, подкинутая неизвестно кем, засела крепко в мозгах у наших руководителей страны. А зачем его догонять и перегонять? Таким вопросом даже никто не задавался.

Этот нездоровый зуд соревнования стал распространяться со скоростью песенного шлягера. И догнали бы, и перегнали бы...

Если бы сами управляли страной...

Но на это и был весь расчёт. Народ должен был пахать и... не видеть результаты своего труда. Или хуже того - видеть, что у него ничего хорошего не получается. Тогда его всегда можно было бы назвать нерадивым, неумным, нехозяйственным, и вообще недалёким, неспособным на великое. И посмеяться над ним.

Так было не раз в истории народа. Русским долго и настойчиво прививался и прививается комплекс неполноценности. Часто начиналось всё с безобидного смеха.

С него начали и на этот раз.

Творчество великого пародиста с неестественно выпученными глазами породило целую плеяду добродушных насмешников с немного глупыми физиономиями (пародисты всё же!). Людям навязали мысль - смеяться над своими недостатками полезно. Это - здоровый смех.

Добродушные доверчивые русские сначала из вежливости улыбались, потом мало-помалу стали смеяться, а позже - просто ржать до слёз. Было очень смешно - какие мы дураки тут все собрались, хотя, вроде, и умные. Рождались новые анекдоты, в которых всё чаще мелькали фамилии известных людей.

Так незаметно, исподволь происходило отождествление персонажей пародий и анекдотов с самими собой. Но тогда и в голову никому не приходило - что это один из методов тайной войны. Всё делалось с доброй улыбкой, с дружеским похлопыванием по плечу.

Что же происходит сегодня?

Вот отрывок из статьи "СПАСЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТ АГРЕССИИ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ - ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ", помещённой в "Православной газете" г. Екатеринбург, где речь идёт о юмористических телепередачах:

Над чем и кем смеется целая армия юмористов? Вот, к примеру, снимают скрытой камерой артистку, которая изображает из себя больную, требующую помощи женщину.

Вот находится жалостливый человек, который пытается ей оказать помощь. Добровольный санитар старается, как может, творя благородное дело милосердия и помощи больному. Но вот выясняется, что больная совершенно здорова, что она подсадная утка, а человек, явивший благородство милосердия, дурачок, который из-за своего благородства попал в смешную ситуацию.

Молодые люди, которые смотрят этот "прикол", видят, как "накололи лоха", смекают, что милосердие и доброта делают нас смешными и, следовательно, от них надо избавляться, если они еще остались в нашем жестком мире.

В результате такого осмеяния естественных и благородных порывов души мы имеем людей, проходящих равнодушно мимо молящих о помощи глаз, детских слез, преступлений, которые свершаются на наших глазах. Смех "Скрытой камеры" убивает в душе милосердие, штампуя бессердечных, равнодушных к боли другого человека.

Не кажется ли после этого, что подобные скрытые камеры, смотрящие с телеэкранов, давно и успешно мочат нас? А мы, наивные, всё смеёмся...

В этой статье есть ещё такие слова: Смех никогда не смеющегося демона - мощнейшее оружие искушения.

О сути русизма хорошо удалось написать молодому талантливому чеченскому историку Дени Баксану в его известной книге.

В 18-й главе автор цитирует Виктора Криворотова, предрекавшего угрозу русизма: "Из года в год крепнет комплекс неполноценности в нашем народе. Русское и советское - это то, что похуже: и сие, относясь уже не только к магнитофонам и телевизорам, становится национальной чертой".

И далее сам говорит: "Если комплекс неполноценности становится национальной чертой, то и психоз, порождаемый этим комплексом, должен иметь национальные масштабы, являясь чувством, компенсирующим ущербность. Это чувство уже получило свое название - русизм. Оно является наиболее яркой и всепоглощающей доминантой русского национального характера, определяемого Александром Казаковым так:

"...русскому человеку свойственно в своем национальном чувстве подменять главное в жизни народа, то есть его культуру - средоточие духовной жизни, - неглавным и второстепенным.

Это происходит, когда русский подменяет любовь к Родине и Отечеству любовью к государству, к его политической, военной, хозяйственной или экономической мощи, к размерам его территории (которые для такого соблазненного больного национального сознания должны быть неизменны во что бы то ни стало, даже если приращены неправедным путем)... хуже всего то, что русский человек идет на такую подмену даже в том случае, если эта власть и это государство нравственно скомпрометировали себя".

Больное национальное сознание, являющееся следствием комплекса неполноценности - вот формула русизма. Но больное сознание, соблазненное идеей государственного величия, сколь бы порочным не было само это государство, перестает быть разумной политикой и обретает черты психической патологии, ибо оно, это сознание, полностью иррационально, искажено, "соблазнено".

Оно становится формой национального безумия, национального психоза, извращающего всю иерархию ценностей, делающего очевидное зло (порочное, бесчеловечное государство) добром, а добро (гуманность, уважение национальных прав, добрососедство) - злом.

Такая подмена ценностей, как форма безумия, есть сатанизм в наиболее привычным его проявлении и поэтому мы имеем все основания ставить знак равенства между сатанизмом и русизмом"

Наверно здесь кроется ответ на вопрос - "за что же нас не любят?"

Комментарий:

Давайте зададим простой вопрос - кого любят? Американцев, англичан, китайцев, евреев чаще всего ненавидят. Итальянцев презирают. Турок откровенно не любят. Надо очень много в этом мире сознательно не замечать, чтобы думать, что именно русских не любят. Другое дело, что нам с детства впаривают, что нас не любят. Все привыкли, что к нам можно подойти и прямо гаркнуть - я не люблю русских. Сейчас особенно громко орут, чтобы скрыть от нас, как относятся к украинцам.

Есть моменты, которые надо четко знать - в этом мире любовь одной нации к другой из разряда аномалий. Есть хорошие межгосударственные отношения - принято внешне демонстрировать дружелюбие. Есть плохие отношение - принято демонстрировать вражду. Проблема наша в ином. От нас наша пропаганда скрывает, как в мире относятся друг к другу. Многие ли знают, что боливийцы, играющие в Аргентине роль молдаван на стройках, откровенно не любят аргентинцев. У нас нет такой враждебности к молдаванам, как и у них к нам. Многие ли знают, насколько в Европе презирают поляков и украинцев? Причем пропаганда мало что меняет.

Американцы знают, что их очень любят за границей в американских компаниях, а вне американских компаний не любят. Англичан в мире не столько любят, сколько боятся. Немцы считают, что их в родной стране недостаточно любят, и бегут в другие страны, где их хотя бы уважают. Китайцы знают, что их не любят, и воспринимают это как данное. Евреи умеют жить в своем замкнутом мирке и не замечают толком, насколько их не любят в Америке.

Но самое важное, что из понятий любят и не любят, вытекает отнюдь не так много, как нам впаривают. Работа дается в первую очередь представителю своей национальности, а за это ещё полагается хорошо вкалывать. Межчеловеческая дружба в мире отнюдь не в избытке. Если вы найдете друзей, то это хорошо. А менять друзей не шибко удастся. В этом тоже есть своя мудрость. Семейные ценности оказываются чем-то более значимым, чем дружба. В любом случае, с вами будут дружить не для того, чтобы вам помогать, и не ради вашей помощи, да и помочь с обоих сторон редко предоставится возможность.

http://ru-travel.livejournal.com/26861564.html

http://glavbuhdudin.livejournal.com/555274.html

http://kosarex.livejournal.com/1952819.html