В то время, как на геостратегическом уровне желание Египта и Сирии – традиционных противников Саддама присоединиться к коалиции понятно, куда более удивительным, с точки зрения западного обозревателя, оказался порыв арабских масс, поддержавших Ирак, вне зависимости от официальной позиции правительств.

Ближний Восток сегодня

Ближний Восток сегодня

Египет, вернее, существовавший на тот момент режим в Египте, выиграл от авантюры Саддама больше всех. Египет превратился в наиболее активного защитника дома Сауд. Мубарак, опираясь на поддержку консервативных арабских режимов, смог восстановить былой египетский статус “первого среди равных”. Наиболее ярким доказательством этому стало возвращение штаб-квартиры Арабской Лиги из Туниса в Каир. По версии Мубарака, Саддам “совершил грех”, атаковав братскую арабскую страну – грех, по сравнению с которым кэмп-дэвидский договор с Израилем выглядел мелкой оплошностью.

Мнение президентского дворца, однако, не совпадало с мнением улицы. Каирский университет украшали графитти следующего содержания: “Нет Бога, кроме Аллаха, и Джордж Буш – враг Аллаха”. Режим был вынужден отложить начало учебного сезона, и страну практически ежедневно сотрясали проиракские и антиамериканские демонстрации, в которых принимали участие десятки тысяч студентов.

Новый Ближний Восток

Карта предположительного раздела Ближнего востока

В то время, как на геостратегическом уровне желание Египта и Сирии – традиционных противников Саддама присоединиться к коалиции понятно, куда более удивительным, с точки зрения западного обозревателя, оказался порыв арабских масс, поддержавших Ирак, вне зависимости от официальной позиции правительств.

Египетские “Братья-Мусульмане” создали неожиданный, с точки зрения западного наблюдателя, союз с лефтистами, направленный против политики правительства, “империализма” и на поддержку Саддама. С самого начала, с 40-х годов египетские исламисты демонстрировали готовность играть по демократическим правилам, и никогда не упускали любую представлявшуюся им возможность. Насер прервал эти эксперименты, и “Братья” вернулись на политическую арену лишь при Садате – в качестве противовеса нассеристам и левым. “Братья” решили активно сотрудничать с режимом, даже предоставляли ему помощь в сдерживании наиболее радикальных исламистских элементов.

Ближний Восток - военные базы США 2

Карта в полном размере: Базы США на Ближнем Востоке

Следует учитывать и тот факт, что перед войной две главные политические силы Египта – “Братья-Мусульмане” и нассеристы не были официально признаны и представлены в парламенте. “Братья” легально работали через своих союзников и марионеток, а также формируя блоки с разрешенными партиями. В 1987 был сформирован Мусульманский Альянс, в который, кроме “Братьев” входили разрешенные Рабочая и Либеральная Партии. Благодаря участию в альянсе “Братья” получили 32 места в парламенте.

Правящая Национально-Демократическая Партия Мубарака, почувствовав растущее влияние исламизма, опубликовала новую платформу, в которой объявила об “исламской самобытности египетской нации” и признала шариат “основой законодательного строя”. НДП пообещала “перестроить” общество “на основах исламского учения”. Режим благосклонно относился к деятельности “прирученных” религиозных авторитетов, таких, как великий муфтий шейх Мухаммед Сайид Тантауи и популярный проповедник Меуталли Шарауи.

Ближний восток - нефть и газ

Карта в полном размере: Ближний восток - нефть и газ

Те отвечали взаимностью Шарауи издал необходимую правительству фатву. В ней говорилось, что “вторжение в Кувейт было нелигитимным с религиозной точки зрения”, Еще более важно – Шарауи сослался на две примера из жизни Пророка, когда тот просил о поморщи кафиров – с тем , чтобы спасти мусульманскую общину. Мусульмане , говорил Шарауи, должны были разрешить конфликт без посторонней помощи, но поскольку они оказались не в состоянии этого сделать, просьба о внешней помощи стала неизбежной. Шарауи заявил: “Если их интересы совпадают с нашими, что в этом плохого?”

То, чего никто не мог предвидеть – так это союз между левыми и исламистами Египта. Коммунистическая партия Египта осудила “любое иностранное присутствие в Заливе”, и правительство за участие в коалиции. Рабочая Партия и “Братья-Мусульмане” приняли практически идентичные, хотя и отдельные заявления, в котором потребовали “создания демократического арабского порядка, который будет гарантировать использование арабских богатств для арабского развития, а не для установления контроля над другими арабами”. Единственным отличием было то, что левые напирали на необходимость установления некоей “экономической справедливости” и старались пореже упоминать сам факт иракского вторжения.

Ближний Восток - этническая карта

Карта в полном размере: Ближний Восток - национальности

Независимо от других последствий, первая война в заливе дала новый импульс исламизации и радикализации масс. В то же время сам спектакль, в котором арабы воюют против арабов на стороне “крестоносцев” подталкивал арабских интеллектуалов к тому, чтобы подвергнуть критическому анализу основы ближневосточного миропорядка.

“Независимые” или “центристские” исламисты издали “Заявление к Нации”. Они выразили свое отвращение к джихадистской инициативе Саддама, напомнив: “Те, кто яростно выступает против иностранной интервенции, должны помнить, что речь тут идет о двух преступлениях – первоначальное свержение режима в Кувейте и его оккупация, и последовавшая иностранная интервенция, причем вторая – не более чем следствие первой”.

Рупором исламистского отрицания иностранной интервенции, и, менее открыто, поддержки Саддама стало не издание “Братства”, а газета Рабочей Партии al-Shaab и ее редактор Адель Хуссейн. Хуссейн ( и через него “Братство”) утверждали, что иракская агрессия не была “полностью неспровоцированной”. Несмотря на то, что исламисты и их левые союзники не высказывали прямой поддержки иракской авантюре, они настаивали, что речь идет о “внутриисламском конфликте”, который “должен быть разрешен в рамках ислама”.

Ближний Восток - религии

Карта в полном размере: Ближний Восток - религии

Наиболее сконцентрировано позиция al-Shaab и союзников-исламистов была высказана в одной из редакционных статей этого издания: “Суть проблемы изменилась, она перестала быть и иракско-кувейтской конфронтацией, она превратилась в столкновение между Америкой и арабским миром. Теперь вопросы о том, кто начал войну, и был ли он прав потеряли смысл и значение. Арабы и мусульмане теперь озабочены тем, что арабское, исламское государство подверглось атаке со стороны спесивых мировых держав”. С точки зрения “Братства” – и в Египте, и в Иордании, грех приглашения в страну иностранных солдат “перевесил” грех Саддама, вторгнувшегося в Ирак.

В этом, их, как всегда в случае нужды, поддерживал Коран, одна из сур которого гласит “Если кто-то пробивается по дороге Аллаха, и в то же время поддерживает дружбу с врагами Его, он – сбился с прямого пути”. С точки зрения “независимых” (от саудовских денег) исламистов, король Фахд сбился с прямого пути и воспользовался своей дружбой с врагами Аллаха ради того, чтобы воевать с арабской, исламской страной. Даже те кто считал, что Саддам заслуживает кары ( и было очень много таких), настаивали на том, что наказание должно быть получено от братьев-мусульман, а не от когорт неверных, собравшихся в пустыне Восточной Провинции.

арабы нацизм террор

Подробнее об истоках современного арабского терроризма в статьях:
Арабский терроризм, нацистское подполье и советские спецслужбы
А так же в статье:
Связи арабов и нацистов

Официально, спикер тогдашних руководителей “Братьев-Мусульман” Мамун эль-Худайби сформулировал позицию движения следующим образом: “Мы никогда не занимали про-иракской позиции, но мы делаем различие между неприятием иностранной интервенции и поддержкой Ирака”. Худайби далее писал: “Эти силы – силы неверия (куфр) – и наша ненависть к ним и их ненависть к нам продлится до скончания времен. Исламский закон не дозволяет воспользоваться помощью политеистов. На самом деле то, что происходит – это не помощь. Это – капитуляция”. Саудовских принцы, для которых речь шла о жизни и смерти, надолго запомнили подобные упражнения в популистской риторике.

“Братья-Мусульмане” и их многочисленные отростки поддержали Ирак, как бы кощунственно или нелогично это казалось бы стороннему наблюдателю. Наиболее крайним примером был палестинский ХАМАС, который в начальной период своей деятельности финансировался, большей частью , из кувейтских источников. На первом этапе ХАМАС выступил с осуждением иракского вторжения, но, почуяв настроение масс, резко поменял ориентацию и присоединился к проиракским светским группировкам – Народному Фронту Освобождения Палестины и Народному Фронту Освобождения. ХАМАС также выражал опасения того, что американцы останутся на Аравийском полуострове навсегда, и оккупируют святыни ислама.

арабы психология

Подробнее об арабской психологии глазами экспертов и исследователей в статье:
Арабская психология и национальный характер
а так же в статье:
Психология работы с арабами

Иорданский король Хуссейн оказался, в буквальном смысле слова, между молотом и наковальней. Историк Мартин Фейрвергер так характеризует его ситуацию: “Король оказался в ловушке его арабских обязательств, его международных обязательств и собственного желания выжить. Единственное чего он хотел – это оказаться в конце списка врагов Саддама Хуссейна. В это время плохо было быть традиционным монархом на границе с Ираком”.

Иорданские “Братья-Мусульмане”" заняли наиболее ярок выраженную и воинственную позиции поддержки Саддама. Уже 7 августа они распространили заявления о том, что высадка первых американских десантников в Саудовской Аравии является ни чем иным как “крестовым походом”.9 августа десятки тысяч разъяренных мусульман собрались в мечети университета Аммана. Они сожгли американские, израильские, британские флаги и потребовали от короля немедленно провозгласить джихад против Израиля и США. В этом отношении они опередили даже Саддама – тот призвал к джихаду в тот же день, но на несколько часов позже.

То, что король склонился в сторону поддержки Саддама, дало ему поддержку иорданских “Братьев-Мусульман”. Они, в свою очередь, опасались, что короля заменят на его брата Хассана, который был известен своей сильной панарабской ориентацией.

демография арабы

Немного о вырождении в странах Ислама:
В чем причина отсталости восточных стран
а так же в статье:
Почему арабы не добиваются успеха?

Население (значительную часть которого составляли палестинцы) поддержало Саддама. Король наблюдал за тем, как господствующие в парламенте “Братья-Мусульмане” собирают продовольственную помощь Ираку, как каждую пятницу в Аммане проходят массовые ралли в поддержку Ирака, он осознал, что у него попросту нет политического капитала, который он мог бы противопоставить народному энтузиазму. Кроме того, Ирак был одним из основных покупателей иорданских товаров – на его долю приходилось 23% иорданского экспорта, и главным поставщиком нефти в Иорданию (95%).

В Судане, хунта, которую возглавляли отпрыски “Братьев” – Национальный Исламский Фронт, война в Заливе была использована в качестве официального предлога для “исламизации” юга страны, с одновременным выпуском пара – суданского антизападного народного гнева.

От Йемена до Марокко, самая сильная поддержка Ираку исходила от беднейших сегментов населения. Ислам – в парламенте или на улице – представил самый сильный словарный запас для выражения народного отношения к американской интервенции в Заливе. Помня о глубоком историческом антагонизме между исламом и Западом, многие западные обозреватели нашли удобным применить термин “мусульманская ярость” (которая, как мы видим теперь, никуда не делась, а лишь продолжает закручиваться по спирали). Соединенные Штаты превратились в главный объект ненависти правоверных – в качестве триумфального представителя современной агрессивной цивилизации, чьи доблести (либерализм и демократия) и успех (материальное процветание, генерируемое рыночной экономикой) ненамеренно демонстрируют неспособность ислама креативно отреагировать на историческое изменение.

ислам

Почему причина деградации арабских стран - мировоззрение:
Почему деградируют мусульмане?

В Саудовской Аравии истеблишмент был шокирован и иракским “предательством” и поведением арабской массы. Ирак, “Восточные Ворота” арабского мира, как и другие арабские режимы, был традиционными получателями саудовской помощи – и оккупация Кувейта, угроза атаки против Саудовской Аравии стала выражением иракской благодарности. Один из руководителей саудовского министерства обороны констатировал: “Есть шутка, в которой говорится, что когда шейха в Заливе ударят по левой щеке, он подставит правый карман. Больше такого не случится”. Перед Фахдом, на деле было только два выбора – очень плохой и наихудший. Наихудший заключался в том, чтобы ждать действий Саддама и не обращаться за помощью к Западу.

Иракские войска, между тем, уже совершили несколько вторжений в саудовскую Восточную Провинцию – основной источник нефти, и Фахд в тот момент мог предположить, что в его распоряжении остались считанные дни. Фахд принял решение – и его решимость была поддержана убеждающими речами принца Бандара, демонстрировавшего устрашающие американские спутниковые снимки иракской военной концентрации на границах королевства. 9 августа король выступил с обращением к нации, в котором назвал вторжение Саддама “наиболее зловещей агрессией современности в арабском мире”. Перед лицом подобной опасности все средства хороши, и потому Фахд объявил, что “арабские и другие дружественные силы были приглашены в королевство”.

арабы психология

Еще о психологии арабского человека в статье:
Почему арабы плохие солдаты

Приглашение иностранцев на защиту королевства было точкой, после которой не было возврата – событием, ознаменовавшим разрыв между поддерживавшим короля Фахда саудовскими салафитами и большинством организаций “Братьев-Мусульман” в разных странах. Единственным и понятным исключением были кувейтские “Братья”, которым, кроме Фахда надеяться было не на кого

Выступлений короля и его министра обороны, принца Султана, было недостаточно – и все это понимали. Высший Религиозный Совет королевства, состоявший из 17 наиболее уважаемых членов улама, вынес необходимую королю фатву, в которой сообщалось: “Существует необходимость защиты нации всеми возможными средствами, и потому долг тех, кто правит, прибегнуть к любым возможным средствам, отбить атаку, предотвратить распространение зла, обеспечить безопасность народа, его религии, его денег, его чести и крови, сохранить для народа безопасность и стабильность , которой он до сего времени наслаждался”.

111

Подробнее о братьях-мусульманах, в статьях:
Братья-мусульмане в Египте
Братья-мусульмане - проект ЦРУ

Все необходимые шаги были предприняты в соответствии с “Кораном и сунной, которые говорят, что необходимо действовать до того, как будет слишком поздно”. Наиболее существенно – фанатичный салафит, бывший оппонент режима, и наиболее значительный суннитский теолог Абдель-Азиз бин Баз поддержал эту фатву и пошел еще дальше, исторгнув из себя следующую крамолу: “Даже атеисты, христиане и женщины заслуживают уважения и будут вознаграждены за то, что откликнулись на призыв спасти королевство и его святыни”.

Это было совершенно потрясающим заявлением, которое шло вразрез и с суннитской догмой, и со всей предыдущей активностью бин База. На протяжении нескольких десятилетий он вел неустанную кампанию против “моральной поллюции”, которой подвергся “полуостров, на котором есть место лишь для одной религии, а не для двух или нескольких”. Бин Баз, кроме прочего, требовал, чтобы иностранцы, работающие в королевстве, постились в Рамадан, и добился в 70-х того, чтобы с саудовского ТВ убрали женщин –дикторов.

http://postskriptum.me/2012/10/20/неожиданные-враги-братья-мусульмане/