Именно лозунг «Аллах, Сурийа, Башар у бас!» вместе с «Аллах, йахми аль-джейш» или в сирийском диалекте арабского языка «Аллах, мхайи хальджейш» (Аллах, храни армию) стали одними из наиболее популярных у сторонников президента Сирии Башара Асада.

«Арабская весна» привела к образованию идеологического вакуума, который быстро стал наполняться наиболее ясными массам исламскими политическими силами. Если в начале сирийского кризиса и можно было говорить о влиянии «умеренной» оппозиции и ее «Свободной сирийской армии», то с его развитием инициатива все более переходила к радикальным исламистским вооруженным формированиям, которые часто объединялись перед общим врагом – армией Башара Асада. Таким образом, на идеологическом уровне произошло столкновение исламизма с баасизмом – идеологией партии Баас (с арабского «возрождение») или Партии Арабского Социалистического Возрождения (ПАСВ), правящей в Сирии с 1963 г. Сам баасизм представляет собой синтез идей социализма, панарабизма и секуляризма.

Однако с приходом Баас к власти идеи революционного возрождения стали подавляться, сама партия эволюционировала исключительно в бюрократическую структуру, призванную осуществлять монопольное управление государством. Тем не менее, после начала сирийского кризиса по итогам принятого на референдуме нового проекта конституции в 2012 г. Баас утратила роль руководящей партии, продолжив участвовать в политических процессах, но уже в условиях многопартийности. Соответственно, представляется необходимым проследить историю возникновения этой партии.

Подробнее об истоках современного арабского терроризма в статье:
Арабский терроризм, нацистское подполье и советские спецслужбы
А так же в статье:
Связи арабов и нацистов

Формирование партии Баас проходило не сразу и через процессы слияния и поглощения, поскольку в своей основе это был проект, нацеленный на объединение арабского мира. В 1940 г. возникает «Арабское движение воскрешения[1]» («Харакят аль-ихъя аль-арабий»), у истоков которого стояли родившиеся в Дамаске ортодоксальный (или православный, они себя называют «ортодоксий») христианин-араб Мишель Афляк (1910-1989) и мусульманин-суннит Салах ад-Дин аль-Битар (1912-1980)[2]. Оба они получили образование в Сорбонне и работали преподавателями до начала своей политической деятельности.

Сирия - религии

Карта в полном размере: Сирия - религии

Независимо от них, в Дамаске в 1940 г. мусульманин-алавит Заки аль-Арсузи (1900-1968), который хотя и учился в Сорбонне, но не получил диплома, поскольку вернулся в Сирию и начал преподавательскую деятельность[3], возглавляет группу с названием «Арабское возрождение» («аль-баас аль-арабий»). Но члены его организации покидают ее и к 1944 г. почти все вливаются в более активное и идентичное по идеям и принципам «Арабское движение воскрешения» Мишеля Афляка и Салах ад-Дина Битара.

В 1943 г. Мишель Афляк и Салах ад-Дин аль-Битар заимствуют у Заки аль-Арсузи или просто переименовывают свою организацию в «Движение арабского возрождения» («Харакят аль-баас аль-арабий»)[4]. В том же году Мишель Афляк баллотируется независимым кандидатом от Дамаска в сирийский парламент, но проигрывает выборы[5]. Афляк и аль-Битар просят зарегистрировать свое движение («харакя(т)») в качестве партии («хизб») еще в 1945 г., однако добиваются этого только в 1947 г., что связано с выводом французских войск 17 апреля 1946 г. и прекращением французского мандата. К концу 40-х годов их влияние возрастает, распространяясь в Дамаске и проникая в Алеппо, Хомс, Хама и области сирийских гор[6].

Подробнее об арабской психологии глазами экспертов и исследователей в статье:
Арабская психология и национальный характер
а так же в статье:
Психология работы с арабами

Ученики аль-Арсузи и Афляка решаются на слияние – 247 человек со всей Сирии (присутствовали и представители других стран арабского мира) проводят конференцию с 5 по 7 апреля 1947 г. в «Рашид Коффехаус» в Дамаске, где сводят к общему взгляды обоих лагерей – и 7 апреля 1947 г. образуют исполнительный комитет партии, в который избирают четверых человек: Мишеля Афляка в качестве «амида» или лидера партии, Салах ад-Дина аль-Битара, как генерального секретаря, Вахиба аль-Ганима и Джалала ас-Сайида, представлявших группу аль-Арсузи, в качестве членов исполнительного комитета. Сам аль-Арсузи на данном мероприятии не присутствовал и никакой должности не получил[7].

Сирия - этническая карта

Карта в полном размере: Сирия - национальности.

Вахиб аль-Ганим, выходец из Латакии, имел и своих соратников, в том числе достаточно юных: среди них 16-летний молодой человек из алавитской деревни аль-Кардаха, приехавший учиться в Дамаск, будущий сирийский лидер Хафиз аль-Асад[8]. Исследователями отдельно отмечается тот факт, что Вахиб аль-Ганим и его сподвижники (бывшие ученики аль-Арсузи) более тяготели к левым идеям, поскольку в отличие от последователей Мишеля Афляка, представлявших средний класс, они происходили из низов[9]. Этот момент сильно повлиял на будущее партии Баас. Подобные чаяния Вахиба аль-Ганима в некоторой степени разделял и лидер арабских социалистов Сирии Акрам аль-Хаурани[10].

По итогам арабо-израильской войны 1948 г. Мишель Афляк выступил против президента Сирии Шукри аль-Куватли, обвиняя в поражении армии тот коррумпированный режим, который сложился при нем. Афляк лично возглавлял марши и протесты против Куватли, призывая последнего уйти в отставку. Лидер баасистов постоянно писал статьи в журнал «Возрождение» («Аль-баас»), но, когда его слова стали круче, премьер-министр Джамиль Мардам Бей отдал распоряжение закрыть газету и арестовать Афляка[11].

Почему восточные страны оказались в таком состоянии:
В чем причина отсталости восточных стран
а так же в статье:
Почему арабы не добиваются успеха?

29 марта 1949 г. был осуществлен военный переворот, приведший к власти Хусни аз-Заима. Согласно американским архивным данным и заявлениям бывшего агента ЦРУ Майлза Коупленда, именно ЦРУ стояли за этим переворотом и профинансировали его[12]. США через своих агентов, в т.ч. Стефена Мида, установили связи с экстремистским правом крылом сирийской армии[13] и стремились склонить сирийцев к осуществлению ряда своих намеченных задач в регионе, среди которых особенно важна была ратификация трансаравийского нефтепровода из Саудовской Аравии через Сирию в Ливан (TAPLINE)[14]. При Хусни аз-Заиме соглашение было ратифицировано, тогда как ранее сирийским демократическим правительством оно блокировалось[15].

Сирия - карта дорог

Карта в полном размере: Сирия - дороги

Заявив о том, что Сирия еще не готова к многопартийной демократической системе, аз-Заим объявил все политические движения и партии вне закона. Афляк был помещен в печально-известную тюрьму Эль-Мезза, недалеко от Дамаска, где его заставили подписаться под отказом от баасистской доктрины и воздержании от политической деятельности в будущем[16]. Через четыре с половиной месяца в результате второго военного переворота в эту тюрьму своими бывшими соратниками генералом Сами аль-Хиннави и Адибом аш-Шишакли был помещен сам Хусни аз-Заим; впоследствии почти сразу же казнен 14 августа 1949 г.

Сирийские политики призвали авторитетного Хашима аль-Атасси сформировать временное правительство, что он и сделал. Правительство аль-Атасси было достаточно инклюзивным (им был принят закон о выборах, в т.ч. женщины впервые получили право голосовать на выборах 15-16 ноября 1949 г.)[17]. В нем присутствовал в том числе и представитель партии Баас: Мишель Афляк занимал пост министра образования с августа по декабрь 1949г.[18]. По сути, организовавший переворот Сами аль-Хиннави передает власть гражданским политикам, однако новый переворот 28 ноября 1951 г. привел к власти генерала Адиба аш-Шишакли, о котором см. ниже.

Почему причина упадка арабских стран - мировоззрение, в статье:
Почему деградируют мусульмане?

Позднее партия арабского возрождения переходит на следующий этап своего идеологического и политического становления. В 1953 г. происходит слияние баасистов с «Арабской социалистической партией» («аль-хизб аль-арабий аль-иштиракий»), которую основал в 1950 г. Акрам аль-Хаурани. Сам Акрам аль-Хаурани к тому моменту уже имел политический вес, состоял в «Сирийской социальной националистической партии» («аль-хизб ас-сурий аль-коумий аль-иджтимаий»), которую покинул в 1938 г. и был избранным несколько раз в сирийский парламент от провинции Хама, где имел серьезную поддержку. Сама «Арабская социалистическая партия» выросла из «Молодежной партии» («Хизб аш-шабаб») провинции Хама, к которой примкнул Акрам аль-Хаурани после выхода из «Сирийской социальной националистической партии»[19].

Сирия - плотность населения

Карта в полном размере: Сирия - плотность населения

В начале 50-х годов в Сирии наиболее влиятельным политиком являлся Адиб аш-Шишакли (выходец из армейских структур и президент страны с 1953 по 1954 г.). Акрам аль-Хаурани был в определенной степени близок Адибу аш-Шишакли, но с упрочнением своих позиций аш-Шишакли 6 апреля 1952 г. принял решение запретить ряд политических движений и партий[20] (в свою очередь Шишакли создал свою партию «Движение арабского освобождения» [21]), среди них оказалась и «Арабская социалистическая партия». Акрам аль-Хаурани был вынужден уехать из страны, как и лидеры «Партии арабского возрождения». Они встретились в ливанской столице Бейрут в ноябре 1952 г. и решились на объединение своих усилий. Слияние их партий привело к образованию «Партии арабского социалистического возрождения» («хизб аль-баас аль-арабий аль-иштиракий»)[22].

Это был союз между городским классом, школьными учителями, государственными служащими с одной стороны, и крестьянами, рабочими-революционерами с другой. Подобный шаг позволил серьезно расширить социальную базу, на которую стали опираться баасисты.

Еще о психологии арабского человека в статье:
Почему арабы плохие солдаты
а так же в статье:
Как понять арабов

Движение, которое изначально пропагандировало идеи национализма или панарабского единства («уахдат») и свободы («хуррийа») от иностранного контроля, с приходом аль-Хаурани стало тянуться и к социализму («иштиракийа»). Вместе с особой ролью ислама, как олицетворения исторического наследия арабов (по главному идеологу движения – Афляку)[23], все эти постулаты сложили баасистский слоган: «Единая арабская нация имеет священное послание (или арабская умма едина; миссия ее священна). Наша цель: единство, свобода, социализм» («Умма арабийа уахида зат рисаля халида. Хадафна уахдат, хуррийа, иштиракийа»)[24].

Сирия - административная карта

Карта в полном размере: Сирия - административная карта.

Движение, которое изначально пропагандировало идеи национализма или панарабского единства («уахдат») и свободы («хуррийа») от иностранного контроля, с приходом аль-Хаурани стало тянутся и к социализму («иштиракийа»). Вместе с особой ролью ислама, как олицетворения исторического наследия арабов, все эти постулаты сложили баасистский слоган: «Единая арабская нация имеет священное послание (или арабская умма едина; миссия ее священна). Наша цель: единство, свобода, социализм» («Умма арабийа уахида зат рисаля халида. Хадафна – уахдат, хуррийа, иштиракийа»)[1].

Новая партия (Партия арабского социалистического возрождения) вела подрывную деятельность против президента Сирии Адиба аш-Шишакли (1953-1954 г.), который успел к тому моменту обзавестись большим количеством политических соперников. Адиб аш-Шишакли противился идее объединения с Хашимитским Ираком, которое было достаточно популярным в то время. Проводники и последователи проиракской политики, в т.ч. в лице премьер-министров Назима аль-Кудси (1949 г.), Хашима аль-Атасси (президент в 1936-1939 г., 1949-1951 г, 1954-1955 г.), Мааруфа ад-Давалиби (премьер-министр 1951 г.), попали в немилость аш-Шишакли.

Подробнее о братьях-мусульманах, в статьях:
Братья-мусульмане в Египте
Братья-мусульмане - проект ЦРУ

В итоге военное правление, приведшее к запрету политических партий, не проправительственных газет, практикующее политические репрессии, привело к объединению против аш-Шишакли как представителей «Национальной партии» из Дамаска, «Партии народа» из Алеппо, так и сирийских коммунистов, баасистов, «Братьев-мусульман» и отдельно друзов, которых он подозревал в связях с Иорданией, направленных против его правления[2].

Сирия - нефть и газ

Карта в полном размере: Сирия - нефть и газ.

Когда аш-Шишакли узнал, что бывший президент Хашим аль-Атасси, лидер друзов Султан аль-Атраш и другие политические деятели собрались в Хомсе с целью выработки плана противостояния его власти, он ответил арестом сыновей аль-Атасси и аль-Атраша. Тем не менее, режим был свергнут в феврале 1954 г., а аш-Шишакли бежал в Ливан, потом в Бразилию, где был убит в 1964 г. сирийским друзом Навафом Газале, мстившим за своих погибших родителей во время бомбардировок по Джибаль ад-Друз[3].

В 1954 г. в Сирии прошли парламентские выборы, по итогам которых ПАСВ получила 22 места в парламенте и стала второй крупнейшей партией страны. Подобный успех во многом объяснялся неудачами уже известных населению «Партии народа» и «Национальной партии»[4]. Баасисты вошли в правительство: министром экономики стал Халил Каллас, а министром иностранных дел Салах-ад-Дин аль-Битар[5].

Основы работы экстремистов Халифата с населением
в статье
Как работает пропаганда ИГИЛ

Вскоре, ПАСВ поддержала идею объединения Сирии и Египта, где у власти находился популярный Гамаль Абдель Насер, что привело в итоге к созданию Объединенной Арабской Республики в 1958 г. [6] Приводится также версия о том, что Баас использовала идею объединения с Египтом для привлечения масс, поскольку страдала от внутренних противоречий и не выдерживала конкуренции с усиливающейся Сирийской коммунистической партией. В любом случае, ОАР просуществовала до 28 сентября 1961 г. и была ликвидирована сирийскими военными под руководством Абд аль-Карима ан-Нахлави[7] в результате очередного военного переворота в Дамаске[8].

Сирия - лагеря беженцев

В полном размере: Сирия - лагеря беженцев

8 марта 1963 г. произошел военный переворот или т.н. Революция 8 марта, по итогам которого президент Сирии Назим аль-Кудси (1961-1963 г.) был насильно отстранен от своего поста, и власть перешла к Национальному совету революционного командования Сирии во главе с Луайем аль-Атасси (23 марта – 27 июля 1963г.) [9], но фактически страной управлял Военный комитет сирийской части Баас, а в 1966 г. военный комитет сирийского регионального командования вытесняет Национальное командование под руководством Салаха Джадида. В результате «Исправительного движения» 1970 г., по сути бескровного переворота, власть переходит к Хафизу аль-Асаду, и с этого времени он управлял страной до 2000 г.

На период своего зарождения и до выхода Сирии из ОАР (в 1961 г.) ПАСВ не принимала теорию классовой борьбы, несмотря на присутствие в ее рядах такого деятеля как аль-Хаурани, который в г. Хаме боролся с феодализмом, имевшем место быть в начале XX века. Крестьяне находились под контролем землевладельцев, которые к тому же имели свои вооруженные группировки. Аль-Хаурани стремился изменить подобные порядки, призывая к аграрным реформам, что обеспечило ему массовую поддержку[10].

Подробно об организации ИГИЛ
в статье:
Анатомия ИГИЛ подробно
А также в статье:
Как создавалось ИГИЛ
Анализ по ИГИЛ

Несмотря на то, что ПАСВ выступала в поддержку профсоюзов, национализации основных отраслей промышленности, земельной реформы и в некоторой степени прав частной собственности и наследования,[11] это была партия, ставившая на первый план единение арабов и арабский национализм по М. Афляку, чье влияние в судьбе сирийской части Баас с распадом ОАР оказалось сильно подорвано. Последующий период истории партии Баас в Сирии и эволюция ее идеологии имеет серьезное значение для понимания контекста борьбы различных политических сил в арабском мире, однако выходит за рамки данного исследования и будет привлекаться для уточнения отдельных важных для шиито-суннитских отношений в Ираке моментов.

По баасистской идеологии существует единая арабская нация, занимающая единую территорию от Атлантического океана до Залива, но разделенная согласно веяниям эпохи на различные регионы, где каждый регион – современное им арабское государство.

В соответствии с этим выстроена сложная иерархическая система организации ПАСВ. Теоретически, высшим исполнительным органом является Национальное командование, представляющее собой структуру общеарабского формата, а в его подчинении находятся региональные командования в арабских государствах, которые в свою очередь дробятся на отделения, далее секции и ячейки[12]. До внутрибаасистского раскола между представителями Военного комитета, возглавляемого Салахом Джадидом, и последователями М. Афляка и последовавшего вслед за этим военного переворота 1966 г. ведущим органом принятия решений было Национальное командование[13].

Однако со времен Хафиза Асада Национальное командование подчинено региональному[14]. Идеологическим отцом сирийского баасизма становится Заки аль-Арсузи, в то время как М. Афляка принимают в Ираке в качестве не обладающего никакой властью главы Национального командования, кем он и остается.

http://russiancouncil.ru/blogs/ruslan-mamedov/?id_4=2123

http://russiancouncil.ru/blogs/ruslan-mamedov/?id_4=2320