Что самое странное, самое необычное в Северной Корее? Не экономика – есть еще страны, где все или почти все принадлежит государству. Мы сами жили в такой стране. И даже не политика – есть еще страны, где правит одна партия или один лидер. И таких немало. Самое странное у них – эстетика и религия. Вот говорили марксисты, что базис определяет надстройку. Но в Корее не определяет.

Хотя базис - экономика и быт – у них далеко ушли вперед, эстетика застряла на уровне китайских пятидесятых годов. Смесь китча и трэша, гордые солдаты с автоматами и рабочие с молотками самых убийственных перенасыщенных цветов украшают современные улицы Пхеньяна. Даже в сталинской России такого лубка (почти) не было.

С эстетикой неразрывно связана и религия. Северная Корея – самая религиозная страна мира после Саудовской Аравии, а может, и до нее. Только вера у них – не ислам, не буддизм, конечно, не христианство. Это вера в трех Кимов, деда, отца и младшего ныне живущего Третьего Кима. Они говорят, что их правители были «ниспосланы небесами». За любое благо – от дождя до покупки мебели – они благодарят Кимов. Они рассказывают о чудесах, сотворенных Кимами, об их сверхъестественных способностях и всеведении, об их божественной мудрости.

Вполне современная пхеньянская дама рассказывала мне, что ей было видение Второго Кима в небе в ночь его кончины (чтобы не сказать Успения). Люди начинают плакать, вспомнив о смерти старших Кимов – хотя прошло немало лет с тех пор.

К ним относятся не как к правителям, а как к богам. Третий Ким – бог живой, но и первые два присутствуют в их жизни на каждодневном уровне. Они докладывают своим почившим Кимам о своих достижениях. «Я расскажу отцу и деду об этом», - сказал Ким III недавно, и он совсем не имел в виду, что сделает это после своей смерти. Он просто собирался посетить их усыпальницу и поговорить с ними.

РАВНЕНИЕ НА КИТАЙ, А НЕ НА РОССИЮ

Усыпальница Ким Ир Сена и Ким Чен Ира – огромный дворец, ранее служивший официальной резиденцией Ким Ир Сена. После смерти Кима I, его сын Ким II велел превратить дворец в мавзолей.

Российские и западные либералы любят сравнивать Северную Корею со сталинской Россией. Но корейский мавзолей – они его называют «Храм Солнца» (!) – раз в пятьдесят больше скромного мавзолея на Красной площади. Он не уступает гигантскому мавзолею Мао Цзедуна на огромной площади Тяньаньмын в центре Пекина. Северные корейцы сравнивают себя с Китаем, не с Россией.

И отношение к правителям у них совсем не похоже на русское. Даже на пике сталинской эры, в советских фильмах Сталин почти не появлялся и редко упоминался. Не упоминался Сталин ни в «Кубанских Казаках», ни в «Председателе», ни в комедиях Александрова. Все корейские фильмы – о Киме, не о деде, так об отце. В сталинской России не было Сталина на почтовых марках – в отличие от британской королевы и Кимов в Северной Корее. И конечно, Сталина обожествляли только азиатские поэты, но никак не русские.

Если в Корее звучит песня «Любовь матери» - то Мать в песне – Партия, Отец – Вождь, а народ – их дети, о которых они заботятся. Любовь у корейцев – любовь к вождю или народу или партии. Это чисто религиозный подход, так верующие видят в «Песни Песней» любовь Церкви и Христа. У корейцев не было Маяковского, сказавшего: «нам надоели бумажные страсти, давайте жить с живою женой».

Корейское общество асексуально, целомудренно. Девушки и женщины скромно одеваются, выходят замуж и женятся не слишком рано, примерно как в России и в Европе. О сексе не говорят, эротики нет – ведь и они отвлекают от религии. Недаром еврейские мудрецы говорили, что Бога нужно любить и эротической любовью, не тратя Эрос на баб.

БУНТ ВНУТРЕННЕГО ЛИБЕРАЛА

Посещение Храма Солнца, то есть их мавзолея, похоже не на визит в Мавзолей Ленина, но на паломничество в пышный индуистский или японский храм. Там стоят гигантские идолы – двухсполовинойметровые восковые фигуры первых двух Кимов, совсем как живые. Мадам Тюссо бы позавидовала. Посетители выстраиваются по стойке «смирно» и низко кланяются.

Кланяются корейцы и изображениям, и статуям, и восковым фигурам вождей при входе в места, связанные с их памятью или пребыванием. Таких мест много, и гостю приходится посещать их. Я побывал и на месте рождения Кима, и в усыпальнице Кима, и в музее подарков Киму. Так гостям Израиля приходится посещать музей Холокоста.

Любовь к трем Кимам пронизывает северокорейскую жизнь так, что у каждого гостя страны живо взбунтуется его внутренний либерал. Повсюду памятники Кимов, их изображения – на каждой заметной стене, в домах – вместо красного угла с иконами – вождей. Турпоездка по Северной Корее – не осмотр красот страны или ее исторических мест, но религиозное паломничество по местам, связанным с Кимами. Я сам гидом в Святой земле работал, я этот стиль узнаю. Все народы чтят своих правителей – вспомним хотя бы, как мечтал юный Ростов погибнуть за царя Александра, но цари были помазанниками Божьими, а Кимы – сами боги, в глазах корейцев.

ВОПЛОЩЕНИЕ БУДДЫ

Я посетил красивый древний буддистский монастырь, в нем было с два десятка монахов, но они говорили не о Будде, не о своей истории, а только о посещении Ким Ир Сена – он там бывал несколько раз, не молился, в храм не заходил, но велел монахов не обижать и монастырь содержать в хорошем состоянии. Они говорили о Киме, как о явлении бодисатвы – воплощения Будды.

Почему у корейцев возникла такая вера? Они жили сорок лет под властью японцев, которые тоже поклонялись своему императору как живому богу. Вот так и перешла традиция, хотя, конечно, сакральность правителя известна всем народам. Разница в том, что в России и на Западе - царь – помазанник Божий, а в Корее и на Востоке – он сам бог.

Из-за этого религиозного аспекта живой диалог с северными корейцами затруднителен. Спор о власти и организации жизни общества у них выведен в необсуждаемую табуированную религиозную сферу, туда, где у нас обсуждают Животворящую Троицу. Они сразу обижаются, как обижаются русские, когда англичане или евреи начинают рассуждать об иконах.

ГДЕ ОНА, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?

Мне этот культ трех Кимов был не близок, и даже не симпатичен – до одного происшествия. Повели меня в тамошний Дом Пионеров – роскошное здание, построенное в 1989 году. Множество просторных залов на нескольких этажах, есть там и два больших олимпийских плавательных бассейна, залы для футбола и волейбола, комнаты, где играют на аккордеонах, на скрипках, гитарах, где учатся рисовать и занимаются каллиграфией, пением, рукоделием, программированием, химическими опытами…

600 взрослых – учителей, наставников, мастеров - работает в этом Доме Пионеров, а кружков – не счесть. Я видел – все работает, множество детей, аккуратных, в белых рубашках и красных галстуках – кроме спортзалов, само собой. Все – бесплатно. И всюду – фотографии Кимов и рассказы о Кимах, посещавших этот дом, в особенности о первом Киме, который с детьми встречал Новый Год.

И тут у моего внутреннего либерала случился кризис. Да, не нравится мне культ Кимов, как в свое время не нравился мне культ Сталина и культ компартии. Но при культе Кимов – есть такой отличный Дом Пионеров. И в СССР при культе были такие дома пионеров, а не стало культа – и со временем таких домов не стало. Их приватизировали, и в одном из них живет олигарх, в другом, на «Динамо», размещается корпорация. А кружки сейчас рассеяны по всей Москве и стоят недешево.

Вот в чем проблема. Выбор в реальности не только между культом или не-культом, госпланом и рынком, но еще и между Домом пионеров и его отсутствием. Нет в сегодняшней России таких домов, поэтому и радость по поводу освобождения от коммунистической идеологии, скажем мягко, - неполная. Если бы удалось добиться золотой середины, когда приватизация не лишает людей возможности воспитать детей, когда не насаждают культы, а ходят в церковь… Но это, видимо, дело будущего.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

О религии не спорят. В России – православие, в Корее – культ Кимов, в Америке – культ доллара. Хорошо, что больше нет религиозных войн, так что каждая страна живет, как хочет.

Один мальчик пожалел золотых рыбок, которым, наверно, сыро в аквариуме, и он вытащил их погреться на солнышке. А другой – залез в аквариум, чтобы жить с рыбками. Чтобы избежать их ошибок, лучше не учить корейцев, как им жить, да и их уроки нам не очень-то подходят.

http://www.spb.kp.ru/daily/26529/3546412/