«Число чисто белых людей в мире пропорционально очень невелико. Вся Африка черная или темно-коричневая. В основном темно желтая Азия. Америка (за исключением новых переселенцев) полностью небелая. И в Европе, испанцы, итальянцы, французы, русские и шведы обычно имеют то, что мы называем смуглым цветом лица; равно как и немцы.  Только Саксы,   вместе с англичанами являются исключением и составляют основу белых людей на земле.

Мне  было бы  жаль, если бы их численность не была увеличено. Почему мы должны увеличивать число сыновей Африки, расселяя их по Америке, где у нас есть по-настоящему хорошая возможность, исключить всех черных и желтых, увеличив число прекрасных белых? Да, возможно я неравнодушен к цвету лица моей Страны, но такой вид пристрастия естественен для Человечества».

США Б. Франклин, эссе 1751 года, “Наблюдения Относительно Увеличения Человечества, Населения, Стран, и т.д.”

« В наибольшей степени будущее человечества принадлежит англосаксонской расе». «The Anglo-Saxon Century and the Unification of the English-Speaking People»

-1903 Джон Рандлольф Дос Пассос.

В качестве эпиграфа к настоящей статье я привожу цитаты двух знаменитых людей США – Бенджамина Франклина – одного из отцов основателей США и   Джона Дос Пассоса – известного американского писателя. Два этих высказывания помогут нам лучше понять роль и место  белого англо-саксонского этноса в истории США,  как в прошлом, так и в настоящем, равно как разобраться в таком понятии, как «белый американец».

США - демография

Карта в полном размере:
Этнический состав США
Больше о населении Америки в статье:
Демография США

В наши дни стали общим местом высказывания о том, что современный мир, на настоящий момент, претерпевает масштабные системные изменения. Много исследований посвящено глобальным процессам, связанным с изменениями сложившегося миропорядка, демонтажу капиталистической системы, отдельных ее институтов,  утрате государством своей роли.

В ряду затрагиваемых проблем, в частности, является интересным вопрос о все уменьшающейся роли государства  и   утрате им суверенитета,  постепенной замене государства, как основного игрока  на мировой арене,- надгосударственными структурами управления. В связи с этим возникает вопрос доказательственной базы, подтверждающий такое положение вещей. Сложность заключается в том, что  данные о таких изменениях часто даются фрагментарно, неявно (не называя вещи своими именами), выделяя какие-то аспекты  и оставляя другие в тени. Отражение данных процессов, зачастую, становится видным по косвенным признакам.

Так, в рамках широко обсуждаемого системного кризиса, как одно из его проявлений, в последнее время в центре внимания СМИ оказался  вопрос иммиграции, в частности приток  большого количества беженцев в Европу.

Немного в тени оказалась проблема иммиграции в страну, которая официально провозгласила себя «страной иммигрантов» – США.

1

Немного о настроениях в США и Британии
в статьях:
Национальный характер англосаксов
а также
Фашизм в США сегодня

Президент США Б. Обама так высказался в своей речи, произнесенной 04 июля 2014 года, в честь дня независимости США,  относительно роли иммиграции в США:

«Идея по привлечению иммигрантов в нашу страну является главной в нашем образе жизни — это находится в наших ДНК. Мы верим в наше разнообразие, в наши различия, будучи  объединенными единым набором идеалов, это то, что делает нас более сильными, что делает нас более креативными, делает нас такими разными. Все эти различия позволяют нам создать что-то новое здесь в Америке».

Казалось бы, при столь оптимистичном подходе к иммиграции, о каких проблемах может идти речь в США?

И, тем не менее, в средствах массовой информации США в последние годы активно обсуждаются именно проблемы иммиграции. Свой пик такое обсуждение, как правило, достигает в  годы предвыборной компании, отражая политические разногласия участвующих в выборах сторон.

Какие же  проблемы иммиграции обсуждаются наиболее активно:

2045-это – год, когда согласно данным американского бюро переписи населения,  белое население США будет в меньшинстве.

Согласно информации этого бюро, не латиноамериканское, коренное белое население США “будет составлять менее чем 50% до 2040″.

“С 2015 по 2060 страна потеряет 23 миллиона белых американского происхождения и получит 118 миллионов расовых и этнических меньшинств и иммигрантов» - согласно данным сотрудника Бруклинского института, демографа Вильяма Фрея.

По данным американского бюро переписи, в 2014 в стране насчитывалось  более чем 20 миллионов  детей в возрасте  менее  5 лет, живущих в США, и 50.2 процента из них были меньшинствами (не белыми).

Незаконные иммигранты  (т.е. не имеющие юридического основания для пребывания на территории США) согласно данным Pew Research Center cоставили в 2014г. 11,3 млн. человек. Из них 5,6 млн. составили незаконные иммигранты из Мексики.

Согласно данным того же Pew Research Center:в результате иммиграции  с 1965   население США иностранного происхождения (родившиеся за пределами США) увеличилось  с 9.6 миллионов в1965 году до рекордных 45 миллионов  в 2015, в процентном выражении по отношению ко всему населению США это составляет 5,6% и 14% соответственно.

Тот же источник сообщает, что в 1965- 84% американцев были не испаноязычными белыми. К 2015 их доля  уменьшилась до 62%. Между тем доля  латиноамериканского населения США повысилась с 4% в 1965 до 18% в 2015.Представители азиатского меньшинства увеличили свою долю с менее чем 1% в 1965 до 6% в 2015.

Конечно, это далеко не полный перечень обсуждаемых проблем, все их перечисление  заняло бы достаточно много времени, однако вышеуказанные вопросы активно обсуждаются во время  предвыборных дебатов, освещаются прессой и вызывают широкий отклик, как говорили раньше, в «народных массах»  США.

В этой связи  возникает вопрос,  действительно ли такие процессы имеют место, как они связаны с целостностью и безопасностью государства, вытекают ли они из эволюционного развития данной страны, провозгласившей политику «плавильного котла», или же это проявления каких-либо  «внешних сил», проводящих политику, направленную на уменьшение числа белого населения, а вместе с ним и демонтажа  национально-культурных ценностей этой части населения.

Для понимания этих вопросов хотелось бы в  рамках противопоставления «небелое»-«белое» население США, понять, что стоит за этими наименованиями.

Cогласно информации из  Википедии  на настоящий момент бюро переписи населения США, так определяет  «белое население» – это  обобщающий термин, официально используемый  Бюро переписи населения США, Бюро по вопросам управления бюджетом и остальными правительственными организациями для обозначения граждан США или проживающих в стране иностранцев, потомков людей коренных народностей Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

При этом в белое население не включаются так называемые «латинос» – испаноязычное население, в основном выходцы из Мексики, а также других стран Латинской Америки.

К небелому населению США относятся все остальные группы население: афроамериканцы, азиаты, коренное население США (индейцы, жители Гавайских островов).

И здесь, при определении белого населения США, возникает наибольшее количество вопросов относительно тех этнических групп, которые его составляют на данный момент. Что, в свою очередь, приводит к необходимости сделать небольшой исторический экскурс в прошлое, для того, чтобы увидеть процесс возникновения и изменения понятия «белый» американец в исторической перспективе.

Вот как выглядел этнический состав «белых» переселенцев согласно первой переписи населения, проведенной в США в 1790 года (которая не включала индейцев):

Население США насчитывало  3.9 миллиона человек, из которых 81 процент был белыми. Из белых 85.6 процентов прибыли с Британских островов,  59.7 процентов из Англии, 16.3 процентов из Ирландии (главным образом “шотландско-ирландские” протестанты из Ольстера), 5.3 процентов из Шотландии и 4.3 процента из Уэльса. Остальные белые «американцы» были: немцы  8.9 процентов, голландцы 3.1 процента, (главным образом протестанты) французы  2.1 процента и шведы  0.3 процента.

То есть основу белого населения составляли британцы, большинство из которых были англичанами.

Что представляли собой эта группа англоязычных поселенцев, какие   ценности лежали в основе нового государства?

По этому поводу достаточно точно высказался  Гэри Р. Уивер в своей работе «Американские культурные ценности» (1997):

«Для того чтобы понять политическое, экономическое, социальное и даже личное поведение любой группы людей, мы должны сначала знать доминирующие ценности их культуры, которые передаются  от одного поколения другому. Нет способа понять  поведение американцев, если вы не знаете их доминирующую или господствующую культуру».

Далее он продолжает развивать свою мысль:

«Много людей полагают, что Соединенные Штаты представляют собой смесь многих различных культур без доминирующей или господствующей культуры. Метафора, которая часто используется, чтобы отразить это предположение – “плавильный котел”. Есть некоторая правда в этом предположении. США – культурно разнообразное общество. Однако есть также доминирующая культура, и иммигранты стали частью этой культуры, приспособив свои различия так, чтобы они могли вписаться в господствующую тенденцию общества. Более  исторически точной метафорой  является наличие у  США культурного шаблона в основе которого находятся  белые, англосаксы, протестанты.».

Самуэль Хантингтон в своей книге «Кто мы? Вызов американской национальному самосознанию», идет дальше:

«Отцы-основатели не были иммигрантами, они были поселенцами, а поселенцы, и иммигранты отличаются существенно. Поселенцы оставляют свое старое  общество, обычно в группе, чтобы создать новое сообщество, город на холме, на новой и часто отдаленной территории. Они наполнены смыслом коллективной цели”.

“На протяжении всей истории Америки люди, которые не были белыми англосаксами протестантами, стали американцами, приняв англосаксонскую протестантскую культуру Америки и ее политические ценности  Harvard political scientist Samuel Huntington’s Who Are We? The Challenges to America’s National Identity.

Ричард Брукхайзер в своей работе  «Троекратное Ура WASP» развивает эту идею:

«Нравится нам это или нет, все мы, превращаясь в Американцев, стали, в большей или меньшей мере WASP (White American Anglosaxon). Американизация исторически означала WASPизацию… Представители WASP дали Америке ее первые законы, религию, и риторику, а также склад мышления  и личный стиль”.

Сам этот термин (WASP) и раскрытие его составляющих, во многом позволяют  понять содержание таких ценностей.

Первая составляющая связана со словом White – (белый) и соотносится с таким понятием как supremacy of white race (превосходство белой расы).

Идея превосходства белой расы, и, в частности, англосаксонской этнической группы, над остальными расами и группами, была не  просто  декларацией, с присущей англосаксам практичностью, она нашла свое реальное воплощение в разграничении прав и обязанностей в общественно-государственном укладе, в рамках расово-этнической пирамиды. В частности, в вопросах поражения и ограничения прав и свобод  небелых и «не совсем белых», в квотировании предоставления гражданства, приема на работу, учебу и т.д.

Право на гражданство в США было ограничено актом «О натурализации»1790г., который признавал право считаться гражданином США только белых, лишая такого права коренных жителей – индейцев, азиатов и негров. Так как черные, индейцы и азиаты по рождению не были наделены правом участвовать в гражданских делах, их нельзя было считать частью американской нации.

О тяжелом положении негров, индейцев и иных небелых в США написано достаточно много, равно как и об их борьбе за свои права,  в данной статье не имеет смысла лишний раз писать об этой проблематике, которая лежит за рамками поднимаемых здесь вопросов.

Второй составляющей термина WASP является понятие anglo-saxon.Технически термин «англо-сакс» относится к племенам немецкой группы народов (англы, саксы и юты), которые вторглись и завоевали Англию в 5-6 веке нашей эры. Согласно англо-саксонской мифологии англы и саксы ( в меньшей степени юты) принесли с собой и стали источником английской политической свободы и равенства.

Согласно мнению социолога  Стюарта Андерсона, систематизированная и окончательно утвердившаяся концепция об англо-саксонской исключительности стала популярной в Англии в XVI веке. Именно в это время активизировались сторонники разрыва с римско-католической церковью, которые выдвинули тезис о «чистоте религиозных институтов» Англии, существовавшей якобы до нормандского завоевания.

« Мысль о присущих изначально англосаксам свободах была перенесена в Америку колонистами. Многие лидеры борцов за независимость британских колоний в Северной Америке были её приверженцами. Прежде всего это относилось к автору проекта Декларации независимости и в последующем президенту США Томасу Джефферсону (1743-1826 г..),пишет в своей статье «По праву сильного, или об истоках веры в американскую исключительность» доктор военных наук Сергей Леонидович Печуров.

Несмотря на присутствие этнического элемента в теории  англо-саксонского превосходства, в США она приобрела ряд специфических свойств,   постепенно акцент был сдвинут не на подчеркивание национально-расовых достоинств населявших в своем большинстве Северную Америку выходцев с Британских островов, а на их «глубокой вере в дееспособность институтов свободы»,  что и было целью переселения в Новый Свет. В этой связи к британскому национализму американцы отнеслись с некоторой долей снисходительности, как к «анахронизму упаднической монархической нации».

Здесь важную роль играет идея особого мессианского предназначения англосаксов Америки, которая тесно переплетается с религиозными протестантскими  идеями.

В 1630, в его известной проповеди на борту «Арабеллы», пуританский лидер Джон Винтроп  описал   Новую Англию как божественно санкционированный эксперимент “- город на вершине холма” – символ, модель для всего мира .

Авраам Линкольн  также поддерживал  идею уникальности  американской демократической миссии, называл  Соединенные Штаты последней и лучшей надеждой этой планеты – считая, что США, должны распространять демократические свободу собственным примером, а не использовать для этого военное вторжение в другие страны.

Традиции проповеднического обоснования американского мессианизма видны  в деятельности  знаменитого кальвинистского богослова Джонатана Эдвардса. С его именем было связано движение «Великого пробуждения», непосредственно подготовившее в религиозном плане институционализацию американского государства. Возникло направление «новосветников», увязывавших реализацию божественных замыслов с особой историко-эсхатологической миссией Америки.

Ярким сторонником англосаксонской  исключительности был генеральный секретарь Евангельского союза Джошуа Стронг, который заявил, что Бог готовит англосаксонскую расу к великому моменту “решающего столкновения рас”. Затем эта раса, олицетворяющая “самую полную свободу, самое чистое христианство, самую высокую цивилизацию”, исполнит предназначенную ей Богом судьбу, лишив права на существование более слабые расы, ассимилировав другие и придав определенную форму остальным, то есть “англосаксонизирует” человечество.

Влияние христианской, а точнее протестантской составляющей  на формирования понятия WASP и стоящей за ним идеологии англосаксонской исключительности трудно переоценить.  Поэтому необходимо уделить внимание тому, какую роль сыграл протестантизм ( и, в особенности, пуританизм)  в формировании ценностей WASP.

Соединенные Штаты начались с образования ряда  культурных областей, базирующихся вокруг  групп английских  переселенцев. Новая Англия была во власти пуритан, в районе средней Атлантики  расположились квакеры, прибрежный юг был занят  английскими роялистами, а аппалачинский горный массив с внутренними районами  – англо-шотландским пресвитерианами.

Из всех направлений именно пуританизму предстояло сыграть значительную роль в том, что потом стали относить к WASP ценностям.

Классическое определение  пуританизма в его ранней стадии дано Дж.М.Тревельяном: это «религия всех желающих либо «очистить» установленную государственную церковь от налета католицизма, либо поклоняться отдельно от нее» (Trevelyan G. England Under the Stuarts. L.,1933

«Пуританизм не только религиозная вера, но и философия, комбинация образа жизни с действующими ценностями. Оно  оказало большое влияние на американскую культуру и сформировало национальный характер американцев. Многие господствующие ценности в США, такие как индивидуализм, эгалитаризм, оптимизм, берут свое начало в пуританизме» («Пуританизм и его влияние на американские  ценности» Нинг Канг).

Если не углубляться в религиозные особенности  пуританизма, то  можно выделить следующие его основные  принципы:

1)      Материальное благосостояние – это благодать божья. Она дается тем, кто готов много трудиться.

2)      Необходимость полагаться на себя и свои силы, индивидуализм, уважением к другим пуританам, как к самому себе.

3)      Вера в возможность достижения спасения при соблюдении жесткой самодисциплины, контроля  над собой и своими желаниями.

4)      Большая роль сообщества (коммуны пуритан), при отсутствии жесткой иерархии среди ее членов.

5)      Создание своей церкви на основе выборности, независимости  от других церквей (прежде всего католической).

6)      Необходимость образования и обучения в школах и колледжах, ( в основе обучения – Библия).

7)      В области семьи и брака: супружеская верность одному партнеру и нерасторжимость брака. Запрет сексуальных отношений до брака и вне брака.

8)      Намерение иметь потомство и воспитать детей до определенного возраста, заботясь об их потребностях и обучении.

9)      Сексуальные отношения только с целью воспроизводства, женщин предостерегали от переживания сексуальных удовольствий.

10)   Гомосексуализм и сексуальные девиации отождествлялись с психическими заболеваниями,  подвергались суровому преследованию.

Этот перечень не является исчерпывающим, но дает понятие об основных ценностных понятиях пуританской  морали.

Таким образом,  можно выделить несколько составляющих англосаксонской исключительности в ее американской интерпретации: это элементы расово-этнического превосходства;  наличие особых, присущих только англосаксам идей и ценностей;  христианство со специфическими  протестантскими (пуританскими) ценностями; индивидуализм; английское понятие власти закона; ответственность правителей перед массами; неотъемлемые права граждан, данные им от бога; трудовая этика и наличие веры в то, что у людей этой группы  есть способность и обязанность попытаться построить «мир небесный» на земле, – «город на холме’”- т.е. идея мессианского предназначения.

«Старая добрая Америка», с преобладанием англосаксонского населения с присущими им ценностями не была статичным конструктом. Изменения происходили как внутри общества, так и снаружи, с усилением притока неанглосаксонских, преимущественно белых,  иммигрантов. По мере изменения этнического состава «белой Америки» происходит постепенное изменение  набора ценностей. Также происходит постепенная трансформация самого понятия «белый американец».

Этот процесс происходил  в рамках так называемых «волн» европейской иммиграции.

Условно принято выделять 4 основных волны европейской иммиграции в США:

Первая волна, между XVI  и XVIII веками, в основном состояла из англоязычных переселенцев с Британских островов, приезжавших в поисках новых экономических возможностей и религиозных свобод.

Вторая волна с 1840-х до 1850-х характеризуется прибытием иммигрантов в основном из Ирландии, Германии и Скандинавии, это бегство от голода, религиозного преследования и политических конфликтов. По сравнению с протестантскими поселенцами первой волны, вновь  прибывшие были всецело католиками (за исключением немцев), происходили из намного более бедных слоев населения, были молоды и обладали  низкой профессиональной квалификацией. После этого европейская миграция в Соединенные Штаты  сделала паузу на время Гражданской войны  в США.

Более чем 20 миллионов иммигрантов прибыли в третью волну (1880-1914 гг.). Новые иммигранты, были, в основном, из южной и восточной Европы, сильно отличались по языковому и религиозному составу  от ранее прибывших европейцев. Большинство южно-европейских иммигрантов было мотивировано экономическими возможностями, в то время как восточные европейцы (прежде всего евреи) искали защиту от религиозного и национального преследования.

Четвертая волна началась с 1965 года и продолжается по настоящее время. Эта волна характеризуется изменением иммиграционного законодательства, что открыло широкий доступ иммигрантам из Латинской Америки и Азии.

Наиболее крупные этнические общины, оказавшие влияние на «белое» население США, (помимо англосаксов), которые последовательно прибывали на волнах иммиграции,  были немцы, ирландцы, итальянцы и евреи. Каждая из этих этнических групп сыграла свою роль в трансформации американских ценностей.

Наиболее многочисленная из указанных групп – немцы, согласно переписи населения 2013 года. Выходцы из Германии (в нескольких поколениях, разумеется) составили группу численностью около 46 млн. человек, что в процентом выражении равно примерно 15% населения страны. Таким образом, это – наиболее многочисленное национально-этническое меньшинство в США.

Немцы оказались наиболее близкой группой населения для англосаксов с точки зрения этнической и религиозной (имеются ввиду прежде всего лютеране)  составляющих . Теория англосаксонского расового превосходства уделяла немцам в своей иерархии второе место после англичан.

Разбивка по основным волнам иммиграции (как это указано выше), отражает наиболее крупные национальные группы, прибывавшие в определенные моменты времени. Это не означает, что в другие временные отрезки иммигранты из стран Европы и, в частности, немцы не прибывали в США. Немецкие иммигранты начали приезжать с первой трети XVII  века. На начальном этапе это были, в основном крестьяне и сельскохозяйственные рабочие. Они принесли с собой традиционное понятие фермерской семьи. Семьи фермеров были многочисленными, все  члены семьи работали на благо всех. К немцам в США относились со снисходительным одобрением, хвалили за бережливость, аккуратность, хозяйственность, умеренность, за склонность к земледелию и поселению на Западе (в западных районах).

Немцы довольно сильно повлияли на американскую кухню, принеся собой выпечку, много блюд из мяса, и, конечно, пиво. Такая еда как жареная колбаса, крендель с солью, штрудель, немецкий шоколадный пирог, хот-доги и квашеная капуста – типичные блюда   немецкой кухни, которые все еще подаются в  американских закусочных сегодня. Несколько из самых известных элементов американского празднования Рождества, от рождественской елки до  подарков от Санта Клауса и пасхального кролика, все это принесли с собой немцы.

Американская система образования была бы неузнаваема без идей, которые привнесли с собой немецкие иммигранты. Немецкая культура  в германских землях довольно продолжительное время развивала  стремление к образованию, и немцы принесли это стремление с собой в их новый дом. В 1855 г. немецкие иммигранты в Висконсине учредили первый детский сад в Америке, основанный на принципах детских садов Германии.

Немцы ввели физкультуру и профессионально-техническое образование в государственные школы. Им принадлежит идея строительства  спортивных залов в школьных зданиях. Немецкие частные школы были основаны в различных частях страны. После того,  как американцы ознакомились с немецкими методами образования, немецкой литературой и немецкой наукой, или непосредственно учась в немецких школах, они с энтузиазмом поддержали образовательную реформу, основанную на немецкой модели.

Немецкий язык был фактически одним из ведущих языков, преподававшихся в большинстве колледжей и университетов в 1900-х. Американские историки высшего образования указывали на то большое влияние, которое оказало немецкое высшее образование на становление университетской школы в США. В XIX веке тысячи американских профессоров, студентов, преподавателей обучались в немецких университетах. Их последующая деятельность в США послужила  во многом тому, что «немецкая» университетская модель получила широкое распространение в США.

По мере развития промышленности в США, все больше немецких иммигрантов являются рабочими, техническими специалистами и инженерами. Большое количество немецкого населения было занято в промышленности, на транспорте, торговле, главным образом, как наёмные рабочие. Очень высоко в США ценились немецкие инженеры, прошедшие германскую техническую школу.

Согласно данным переписи 1870 года, 27% немецких американцев были заняты в сельском хозяйстве, 23% в промышленности и 13% в финансах, сфере обслуживания и на  транспорте.

Немецкие иммигранты сыграли большую роль в развитии и становлении американской промышленности. Производство  одного из самых известных фортепьяно в мире -  Стейнвея было основано  немецким иммигрантом по имени Генрих Стейнвег (он стал Генри Стейнвеем). Крайслер был основан Уолтером П. Крислером, семья которого имела немецкое происхождение, а  Боейнг (Боинг) был основан Уильямом Э. Боейнгом, сыном немецкого иммигранта.  И это далеко не полный список.

Влияние на науку США со стороны немецких ученых трудно переоценить. Наиболее массовым был приезд ученых из Германии накануне и после Второй мировой войны.

Если до войны это были, в основном ученые еврейского происхождения, бежавшие от нацистов, то после Второй мировой войны это были ученые немецкого происхождения, работавшие на Третий рейх. Общеизвестно, что практически вся космическая отрасль США была основана и получила дальнейшее развитие благодаря группе немецких ученых под руководством Вернера фон Брауна – отца американской космонавтики.

Для того, чтобы понять, насколько важным для развития промышленности и науки в США в послевоенное время было доставшееся американцам «наследие» Третьего рейха, можно привести то, что пишут сами американцы, в частности, о научных разработках, доставшихся им от немецкого концерна «ИГ Фарбенсиндустри»: «самые ценные секреты были получены нами от лабораторий большого немецкого химического концерна «ИГ Фарбениндустри», нигде и никогда не имелось такого ценного клада производственных секретов.

Эти секреты относятся к производству жидкого и твердого топлива, к металлургической промышленности, к производству синтетического каучука, химикалиев, текстиля, искусственных тканей, медикаментов и красок. Американская красочная промышленность шагнула вперед, по меньшей мере, на 10 лет». Всего было экспроприировано 364 тысячи патентов и других документов. В рамках программы «Скрепка» в США из Германии было вывезено около 1500 ученых.

Таким образом, можно отметить большое влияние немецкой иммиграции на развитии ключевых сфер жизни в США. Немецкая иммиграция повлияла и на культурно-религиозные ценности этой страны, хотя, ввиду близости этнокультурных корней англосаксов и немцев, это влияние не было радикальным.

Сегодня немецкие американцы довольно успешны. Средний доход их семьи находится  на уровне 61,500$ в год, что на 18% выше национальной нормы. Среди них высшее образование имеют большее число лиц, чем американцы других этнических групп, и среди них наименьшее количество безработных. Около 97% из них говорят дома только на английском языке.

Второй по численности этнической группой, которая на настоящий момент относится к «белым» американцам являются ирландцы. Они следуют за выходцами из Германии и  их доля в «белом» населении на настоящий момент составляет в процентном отношении около 12% (от общего числа «белых»). Если немецкие иммигранты, согласно теории англосаксов, следуют непосредственно за ними в расово-этнической иерархии, у них общие англосаксонские корни,  есть много общего в религиозном плане, большинство немецких иммигрантов – лютеране (протестанты), то с ирландскими иммигрантами все обстояло значительно хуже с самого начала их появления в США. Вот что пишет в своей книге «Как ирландцы стали белыми»  Ноэль Игнатьев:

“Ирландцы, которые эмигрировали в Америку в восемнадцатом и девятнадцатом веках, бежали от кастового притеснения и системы крупного частного землевладения, которые делали материальные условия жизни ирландского крестьянина сопоставимыми с условиями американского раба. В первые годы после начала массовой ирландской иммиграции  ирландцы часто упоминались как “вывернутые наизнанку черномазые”; негров, в свою очередь, иногда называли “копчеными ирландцами”. В то время как белая кожа давала ирландцам  право на членство в белой расе, это не гарантировало их прием туда; они должны были это право заработать. Ирландцы  и афроамериканцы боролись друг с другом,  и вместе – с  полицией, сосуществовали вместе и иногда даже вступали в смешанные  браки,  развивая общую культуру низшего класса».

То есть  национальная и религиозная принадлежность ирландцев, их социальный статус, не позволяли им быть «полноценными белыми» в США в XVIII-XIX вв.

Чтобы стать «белыми», ирландцам пришлось бороться за свои права в течении более чем 200 лет. Многие ирландцы, жившие в Америке в то время, не были   гражданами из-за их статуса иммигрантов, и поэтому не имели права голосовать   или оказывать какое-либо иное влияние на политическую жизнь страны. Это положение вещей  начало меняться только  с введением иммиграционных квот.

И только с принятием закона «об Иммиграции 1924 года», как полагают многие исследователи,  ирландцы полностью стали белыми, теперь они имели права наравне с населением США англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания (Лейсон и Грин, 2014). Теперь ирландцы смогли конкурировать с их английскими коллегами в получении работы (работа во всех отраслях, равная оплата труда, занятие руководящих должностей)  и в политике (участие в выборных органах, правительстве).

Тем не мене до сих пор в некоторых кругах США существует вера, что ирландцы менее культурные, менее развиты интеллектуально, придерживаются  более реакционных политических  взглядов   и даже более фанатичны, чем некоторые другие этнические группы. Результаты многочисленных опросов показывают, однако, что католические ирландские американцы имеют большой процент получивших образование. Кроме того, они имеют большое представительство  в органах правопорядка, медицине, науке и других престижных профессиях,  они продолжают оставаться очень  социально мобильными. Многие из них занимают  высокие посты  в федеральном правительстве.

Ирландская музыка и песня, принесенные в Америку поколениями иммигрантов, играли оригинальную роль в развитии народной музыки «белой»  Америки и, в частности,  музыки кантри. Сегодня ирландская музыка чрезвычайно популярна не только среди ирландских американцев, но и среди многих американцев в целом.

Многие ирландские американцы  продолжают готовить  блюда, которые являются частью традиционной  ирландской кухни, эти блюда  часто подаются  в ирландских ресторанах и пабах по всей  Америке. Это такие блюда как тушеное мясо по-ирландски,  копченый ирландский лосось, импортированный из Ирландии. На стол в Хэллоуин  подается ирландское блюдо – смесь капусты или капусты и пюре с  монетой, помещенной внутри (на удачу), и barmbrack, пресный пирог, сделанный с изюмом, кишмишем и смородиной. Ирландский кофе, сделанный из виски и кофе, является действительно ирландским американским изобретением и не очень популярен в самой  Ирландии.

В области семейных ценностей у ирландцев многие ценности консервативны и  традиционны, так, например, традиционная ирландская американская мать должна была находиться дома, заботиться о домашнем хозяйстве. Роль женщины в  семейной жизни была велика,  и мать обычно играла ведущую  роль в воспитании детей. Со временем положение стало меняться и сейчас много ирландских женщин работает наравне с мужчинами.

Ирландские американские семьи традиционно были многочисленными. Сегодня много ирландских семей  все еще имеют  более 3-х   детей. Это можно  частично отнести к длительной приверженности многих ирландцев к  учению католической церкви, запрещавшей  контрацепцию.

В области образования, ирландцы  более, чем какая-либо другая белая этническая группа, стремятся  поступить в институт и также более, чем большинство других этнических групп, ирландские  выпускники стремятся получить  ученые и профессиональные степени. В то время как немало ирландцев проходит обучение  в государственных школах, колледжах и университетах, многие из них поступают  в католические учебные заведения.

Подавляющее большинство ирландских иммигрантов продолжает оставаться верующими католиками, для них католицизм остается частью их  ирландского наследия, являясь  также гарантией  против давления протестантского англосаксонского истеблишмента. Эта приверженность католической церкви  большой группы ирландских иммигрантов   помогла римскому католицизму превратиться в один из самых влиятельных институтов Америки. Тем не менее, традиционное ирландское повиновение духовной власти больше не  является безусловным, с учетом позиции  Рима  по ряду важных проблем. Много ирландских католиков теперь склонны подвергнуть сомнению доктрины и не согласиться с позицией официальной церкви по таким вопросам,  как аборт, контрацепция, развод, священническое безбрачие и отношение к однополым бракам.

В области общественной и политической жизни США ирландцы приняли самое активное участие. Они традиционно являлись поборниками  расового равенства, программ социального обеспечения, выступали за охрану окружающей среды и контроль над оружием. Ирландские американцы были и все еще остаются основными  сторонниками Демократической партии.

Ирландцы внесли значительный вклад в  рабочее и профсоюзное движение в Америке.  Майкл Джозеф Куилл (1905-1966) основал Союз Работников транспорта Америки в 1934 г. и был ее первым президентом. В 1937 г. Джо Керрэн стал первым президентом Национального Морского Союза. Джордж Мини (1894-1979 гг.), внук ирландского иммигранта, был президентом объединенной американской Федерации Труда и Конгресса Промышленных Организаций (Американская федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов) с 1955 до 1979 гг.

Таким образом, можно отметить, что ирландское сообщество находилось в состоянии постоянной борьбы за свои права, отстаивая  свою этническую, культурную и религиозную  идентичности с самого начала иммиграции в США. Хотя юридически и экономически положение ирландцев в настоящее время изменилось, тем не менее, определенные культурные стереотипы, принижающие статус ирландцев сохранились. Это проявляется в быту в виде шуток  и анекдотов, в масс-медиа и интернете  в виде карикатур, историй про «забавных» ирландцев, создания  определенных «типично ирландских» персонажей в сериалах.

Четвертой этнической группой по размеру, среди так называемых «белых» американцев, являются иммигранты – выходцы из Италии. Они следуют за немцами, ирландцами и англичанами (включая шотландцев) и в процентном отношении насчитывают около 5,9% от «белого» населения США (Википедия приводит цифру 5.5%).

Массовая иммиграция из Италии начинается в конце XIX начале XX века.  В основном она (иммиграция) была представлена  выходцами из феодально-земледельческих районов южной Италии. Это были крестьяне, сельскохозяйственные рабочие, не имеющие профессиональной квалификации для работы в производственном секторе, не знающие английский, исповедующие католицизм.

Не удивительно, что их положение в США во многом напоминало ситуацию с ирландскими иммигрантами. В своей статье «Whites on a Leash: Italian Americans and White Privilege in the U.S.» (June 24, 2008) «i-Italy». Ред Гардафи пишет:

«Итальянские крестьяне  и торговцы столкнулись с экономическими и этническими предубеждениями, когда начали вливаться  в рабочую силу в Америки. Экономически враждебность была вызвана ролью итальянских иммигрантов как “штрейкбрехеров” и людей, готовых получать заниженную заработную плату. Этих южных итальянских рабочих, назвали уничижительными именами, такими как “свиньи” или “даго” и они были теми  рабочими, которые были готовы работать с темнокожим населением страны».

Итальянская массовая миграция совпала с ростом нативистского движения, которое рассматривало южных и восточных европейцев как нежелательные элементы. Вдохновленные псевдонаучными результатами евгеники и социального дарвинизма, нативисты считали южных итальянцев  низшей расой. Расхожими стереотипами были те, которые характеризовали итальянцев как  бедных, неграмотных, имеющих высокий уровень заболеваемости и склонность к преступной деятельности. Нативисты подчеркивали, что южные итальянцы являются  выродившейся “расой”, и им должен быть запрещен въезд в Америку. Критика итальянцев дала толчок к принятию законодательных актов, таких как Тест Грамотности (1917г.) и законы «о Национальной принадлежности» (1921 и 1924г.).

В обстановке порой открытой враждебности, итальянцам помогли их культурные особенности, одна из которых  состояла в том, что, хотя итальянские американцы были склонны уважать власть, особенно власть родителей и старших, они питали  подозрение к власти  более высокого уровня, такой  как политики и  иерархия католической церкви. Это происходило от недоверия к такой власти еще со времен их пребывания  в Италии. В Америке семья являлась  защитой против внешнего, иногда враждебного института власти государства.  Уважение к власти в пределах семьи; подозрение к власти за пределами сообщества – так можно охарактеризовать такую позицию типичного итальянца в Америке.

Важная роль семьи, старших в ней,  понятие «большой семьи», включавшей в себя ближних и дальних родственников, компактное проживание итальянских общин, с их достаточно закрытым внутренним миропорядком привело к созданию «маленьких италий» -  сообществ итальянских иммигрантов в США. Что, в свою очередь повлекло создание многочисленных  италоязычных газет, театров, церквей,  благотворительных организаций, развлекательных и дискуссионных клубов — что, в свою очередь,  помогало подпитывать  появляющуюся итало-американскую этническую культуру.

Cобственно, для многих итальянских американцев существовало два выбора; либо продолжать поддерживать традиции своей  родины, но быть подвергнутым дискриминации , или соответствовать  локальной «идее» и стать “американцем”, но утратить основы  этнической принадлежности.

«Хотя верно, что миллионы итальянцев уступили,  постепенно становясь «все более американцами», многие итальянцы, которые приехали в Америку, сумели сохранить  свою  идентичность в рамках итальяно-американского сообщества. Три аспекта родной итальянской культуры иллюстрируют для многих итальянских американцев, что значит иметь кровные узы с Италией. Эти три культурных столба: еда, которую они ели, язык, на котором они говорили, и гордость за их фамилии. Итальянские американцы искали способ сохранить культуру, о которой они заботились. Даже, становясь американцами, они смогли создать субкультуру, которая все еще жива по сей день», пишет в своей статье «Ассимиляция итальянских иммигрантов в американскую культуру и последующее воздействие на еду, язык и фамилии»  Дж. С. Печи.

Несмотря на убедительные доказательства интеграции, итальянские американцы сохраняют свои отличительные  особенности по сей день. Они все еще географически сконцентрированы в традиционных для первых поколений итальянских иммигрантов областях расселения,  они продолжают отстаивать  ценности  семейной жизни. Итальянские американцы полагаются в большой степени на  семью и семейные связи, на внутренне  социальное взаимодействие.

В следующем разделе речь пойдет о еврейском населении США, этносе, которые оказал едва ли не самое существенное влияние на историю США  в 20 веке.

В зависимости от данных, связанных с религиозной принадлежностью, а также с учетом других определений еврейской этнической принадлежности, Соединенные Штаты являются родиной самой большой (или второй  по величине (после Израиля)) еврейской общиной  в мире. В 2012 американское еврейское население насчитывало где-то между 5.5 и 8 миллионов, в зависимости от определения этого понятия. Что составляет примерно 1.7% -2.6% от всего американского населения.

Хотя еврейское население США представлено выходцами из практически всех континентов, где проживают представители этой этнической группы, но, тем не менее, большинство евреев США являются иммигрантами из Европы. Здесь необходимо отметить, что  основную роль в этнической самоидентификации американских евреев в США  играет иудаизм, как религия, объединяющая евреев из всех стран их предшествующего расселения, что нельзя сказать о языке (языком  европейских евреев из Восточной и Центральной Европы мог быть идиш или языки той  страны, где они проживали).

Европейские евреи разделены, главным образом, на две основные группы – это евреи из Испании и Португалии – сефарды и евреи из немецкоязычных стран,  стран центральной и восточной Европы – это ашкенази. По существующим оценкам около  90% евреев в Соединенных Штатах – это ашкенази, большинство предков которых эмигрировали в  США в последней четверти  19-го  и в начале 20-го века.

Первые еврейские иммигранты, которые переселились  в США, были  сефардами, (23 переселенца), они прибыли в Нью-Амстердам (позже переименованный  в Нью-Йорк) в 1654 г. Помимо  Испании,  сефарды прибывали  из различных средиземноморских стран, а также из Англии, Голландии и с Балкан. Число евреев в Колониальной Америке росло медленно, но постоянно так, что к 1776 их было приблизительно 2,500 человек.

Волна немецких еврейских иммигрантов, прибывавших  в течение середины девятнадцатого века,  явилась, по сути, еврейским демографическим взрывом в Америке. В то время как в 1826 году в США насчитывалось  всего 6,000 евреев, к 1850 году их число увеличилось до  50,000, а десять лет спустя их уже насчитывалось  150,000 . Немецкие евреи  прибывали  из Германии и других центрально-европейских стран, включая Баварию, Богемию, Моравию и западную Польшу.

Самая большая волна еврейских иммигрантов была представлена  восточноевропейскими евреями, которые приехали в Америку между 1881 и 1924 гг. В течение этих лет одна треть еврейского населения  Восточной Европы эмигрировала из-за изменения политических и экономических реалий на Родине. Иммиграция приблизительно 2.4 миллионов восточноевропейских евреев увеличила  американское еврейское население от примерно четверти миллиона в 1881г. до  4.5 миллионам к 1924г.

Закон об ограничении  иммиграции от 1924г. уменьшил ежегодную  квоту для еврейской иммиграции  с более чем 100,000 в год,  до, приблизительно,  10,000 переселенцев. Впоследствии, американская иммиграционная политика в отношении евреев, оставалась  ограничительной , даже во время Второй мировой войны, когда потребность эмигрировать была вопросом жизни и смерти для немецких евреев. 150,000 евреев, которым удалось иммигрировать в Америку между 1935 и 1941гг., были прежде всего  учеными, профессионалами средних лет, представителями среднего класса и бизнесменами.

Прибытие большого количества евреев из Восточной Европы в конце 19 века вызвала взрыв антисемитизма в Америке. Многие клубы и другие общественные заведения , которые некогда приветствовали евреев, начали закрывать доступ для  них. Несмотря на усилия уже американизировавшихся евреев уменьшить этническую ненависть, дискриминация в отношении евреев продолжалась и в двадцатом  веке. Ограничения в части мест расселения  и соглашения  в отношении ограничений при приеме на  работу против евреев, были,  в основном, распространены  до Первой мировой войны. В течение 1920-х и 1930-х гг., евреи столкнулись с затруднениями при занятии вакансий  в крупных корпорациях, а также в таких  областях,  как журналистика.  В отношении евреев  существовали строгие квоты в высшем образовании. В частности, прием евреев  в так называемые университеты  «Лиги плюща», такие как Гарвард и Йельский университет  в течение 1930-х годов  уменьшился на 50 %.

Нежелание властей США принимать еврейских  иммигрантов  в течение 1930-х получило драматическую окраску в деле Сент-Луиса в 1939. Когда немецкий корабль «Сент-Луис», с более чем 900 евреями на борту – беженцами из Европы, прибыл на Кубу, им не позволили выгрузиться, и, в конечном счете,  отказали в разрешении на въезд  в Соединенные Штаты. Беженцы вынуждены были возвратиться в Европу, где они были уничтожены нацистами. В 1939 законопроект  «Вагнера– Роджерса»  о разрешении на въезд  20,000 еврейских детей из Европы были провален в Конгрессе.

Положение начинает постепенно меняться после Второй Мировой войны, во многом, по причине признания последствий Холокоста. Размер квот увеличивается и достигает к началу 60-х гг. до 200 000 переселенцев в год.

Интересной особенностью принятия евреев в «белое» сообщество США является следующее рассуждение Карен Бродкин, которое она приводит в своей книге «How Jews Became White Folks and What that Says About Race in America» «Еврейские интеллектуалы были основной силой  “отбеливания” американских евреев, процесса, который особенно проявился в течение 1950-х и 1960-х. В  период после Второй мировой войны еврейские интеллектуалы повторно изобрели еврейскую иммигрантскую культуру, подчеркнув ее типично “американские” особенности. Это преобразование еврейскости в “белизну” имело  высокую политическую цену. Во-первых, чтобы стать “белыми”, еврейскость была противопоставлена идее “черных американцев”, вбив клин между евреями и афроамериканцами. Во-вторых, так как привилегия быть “белым” тесно связана с маскулинностью, еврейские поиски “белизны” также пересмотрели еврейского человека с точки зрения господства мужских идеалов. Это потребовало второго козла отпущения: еврейскую женщину. В качестве общественных стереотипов появились образы “типичной еврейской матери” и “еврейские американские принцессы”.

Социальным лифтом наверх американского истеблишмента для евреев явилось получение высшего образования в лучших американских университетах (Лига Плюща). Это стало возможным с отменой квот для евреев, чему в немалой степени способствовало еврейское лобби в правительстве.

Результаты не заставил себя ждать. В своей статье  “How did American Jews get so rich?» Тани Гольдштейн  пишет: « В 1957 75% американских евреев были “белыми воротничками”, по сравнению с 35% остальных “белых” в США; в 1970 87% еврейских мужчин работали служащими в офисах, по сравнению с 42% остальных “белых”,  евреи зарабатывали  на 72% больше, чем  среднее большинство».

«Евреи практически изобрели Голливуд и основали три самых больших широковещательных сети. Бродвей не был бы Бродвей без Артура Миллера, Стивена Сондхейма и Роджерса и Хаммерстайна. Нью-Йорк Таймс и Washington Post, были основаны евреями. Десять из 100 американских сенаторов – евреи , три из девяти Судей Верховного суда,  председатель Федеральной резервной системы и два ее предшественника – евреи; они составляют одну треть из 400 самых богатых американцев, согласно Форбс. Евреи создали такие  розничные сети как Sears и Мэйси и такие  компьютерные фирмы как Oracle и Dell.» Пишет в своей статье. “Плохо для евреев, Плохо для Америки” Сэнди Гудмен.

Список успешных еврейских бизнесменов – медиа магнатов можно продолжить – самый большой медиа-конгломерат на сегодня – это Компания Уолта Диснея, где председательствует Майкл Айснер. Что касается художественных фильмов, то Walt Disney Picture Group, возглавляемая  Джо Ротом, которая включает в себя Тачстоун Пикчез, Голливуд Пикчез и Караван Пикчез.  Дисней владеет также Мирамакс Филмс, управляемый братьями Венштейн.

Несмотря на большую представленность в американском истеблишменте и все еще достаточно прочное положение  еврейских традиций в сообществе американских евреев  в наши дни, определенные изменения  проявляются как внутри, так и снаружи этой группы иммигрантов.  Вот что пишет в «НьюЙорк Таймс» по этому поводу Лаурен Гольдштайн в статье «Poll Shows Major Shift in Identity of U.S. Jews”(2014):

«Первое  серьезное исследование американских евреев, проведенное за последние 10 лет (агентство Pew Research Center) показывает, что значительно выросло число тех, кто не исповедует иудаизм, женится вне веры и не воспитывает детей в рамках еврейской традиции, что приводит к быстрой ассимиляции.  Уровень смешанных  браков, достиг самого высокого уровня – 58% для всех евреев и 71% для неортодоксальных евреев — огромное изменение по сравнению с 1970 годом, когда только 17% евреев женились вне веры. Две трети евреев не посещают синагогу, одна четверть не верит в Бога, и у одной трети была рождественская елка в их доме в прошлом году».

Таким образом, для всех этнических групп, перечисленных выше, можно отметить две разнонаправленные тенденции: с одной стороны все еще существующие  специфические этнокультурные,  религиозные  особенности, за сохранение которых  борются сами этнические сообщества и, с другой стороны, все большая  «американизация», универсализация ценностей.  И здесь неизбежно возникает вопрос, а на основе каких ценностей происходит этот процесс. Остались ли неизменными  те  WASP ценности, которые лежали в основе американского общества 200 лет назад, а если нет, во что они трансформировались.

В своей статье “Traditional Values , American Family Values»  Сейси Трейлор  в сжатой форме приводит  набор традиционных,  «устаревших» ценностей и пришедших им на смену ценностей наших дней  (см. таблицу ниже), высказываясь о тенденциях современной Америки следующим образом: «Многие полагают, что Соединенные Штаты как цивилизация находятся в состоянии упадка. Первоначальная цель пуританского города на холме, похоже, ускользает в погоне за материализмом и поиском самоудовлетворения. Мораль викторианской эпохи  забыта в эпоху Фрейда и эмансипации»:

Традиционные ценности Современные ценности
Разнополые браки (Непринятие однополых браков) Вера в универсальный прожиточный минимум
Секс только между мужчиной и женщиной Одобрение «альтернативных семей», с однополыми партнерами и/или полигамными браками
Роль женщины, как хранительницы домашнего очага Право женщин на аборт
Приоритет христианских ценностей Планирование семьи  и использование контрацепции
Непринятие определенных идей феминизма Обязанность государства предоставлять социальные выплаты неимущим
Запрет абортов и разъяснение их недопустимости Поддержка сексуального воспитания детей, начиная с начальной школы.
Пропаганда усыновления и опеки, как альтернативы  абортам Необходимость пропаганды толерантности терпимости к альтернативным моделям жизненного устройства
Непринятие отделения государства от церкви Необходимость государственного страхового медицинского  обеспечения и поддержки семьи государством.
Вера в мужчину, как главу семьи и основного кормильца Свобода религии и вероисповедания.
,

Очевидно, что  по сравнению с начальными WASP ценностями, современный их набор претерпел серьезные изменения, затронув глубинные принципы , заложенные белыми «отцами-основателями».

Интересным,  в этой связи высказывание американского журналиста Майкла Тодда в его статье «The Traditional American Family Has Been Outsourced» «Если Вы хотите найти традиционные американские семейные ценности   —   когда  мужчина или женщина находятся в традиционном браке, у  них нет  планов относительно развода, отец  является старшим в семье и основным кормильцем, мать – хранительница семейного очага -  лучшее место, чтобы найти все это  …  семьи иммигрантов.» (Pacific Standard 23.09.2013).

Было бы достаточно наивно полагать, что действительность представляет собой черно-белое полотно, где по одну сторону собрались представители традиционных ценностей, оставшиеся в меньшинстве, а по другую – сторонники «современных» ценностей. Очевидно, что картина более сложная, предполагающая различные варианты «комбинаций» из представленных «наборов» ценностей.

Тем не менее, интересным является не количественные показатели, верящих в те или иные ценности, а скорее тенденции, указывающие на отход от традиционно-англосаксонских ценностей (WASP) в современном  американском обществе  и переход на новые «либеральные» ценности (что, впрочем, характерно не только для США).

А что же пресловутый «плавильный котел», который должен был сплавлять всех вновь прибывших, разных по национальному, религиозному и культурному составу  иммигрантов в единую американскую нацию. В своей статье «Конец плавильного котла», опубликованной в издании Fiscal Policy Studies Institute, Марк Фридман  так описывает ситуацию в этой области:   «У Америки c момента ее создания существует ряд мифов. Один из них – плавильный котел. Иммигранты приезжают в Америку и делают свой уникальный вклад в гомогенный бульон, развивающейся американской культуры. Согласно этому мифу, дети и внуки иммигрантов первого поколения, постепенно теряют их национально-культурную специфику и становятся более или менее “американскими”.

Если эта идея и была когда-либо верна в Америке, то явно не сейчас. В то время как мы обретаем некоторую форму общей американской идентичности, у каждого из нас также есть отдельная национально-культурная специфика. Америка не плавильный котел  культур, а скорее место, где  сосуществуют культуры, каждая полная живой силы и  не смешивающаяся – с другой. Проблема  как поглотить и растворить последнюю из волн иммигрантов  никогда не стояла и не стоит сейчас на повестке дня. Проблема состоит в том, как всем жить вместе, в здоровом  обществе с различными культурами».

С учетом вышесказанного, получается, что понятия «белой  Америки»,  как  чего-то единого, чего-то, что можно противопоставить другим национальным группам  «не белых» американцев, чего-то, опирающегося на специфические ценности, присущие только этой группе населения, исчезает. На поверку оказывается, что понятие «белой Америки» так же условно, как и понятие «латинос» или « азиатов».

Оказывается, что каждая из групп, представлена широким спектром этно-национальных сообществ иммигрантов,  каждая  из которых  имеет  свои «локальные ценности»,  в то время как общими для них являются отнюдь не ценности «белых» или азиатов или латинос, а все те же, новые нео-либеральные ценности  всей Америки. Например, пакистанцы и китайцы, которых относят к иммигрантам- азиатам,  имеют общими, только те «современные» ценности, которые распространены и среди «латинос», и среди  «азиатов» и, так называемых, «белых».

Трудно заподозрить авторов многочисленных материалов, в том, что они не отдают себе отчет в отсутствии  понятия «белой Америки» как такового.  И, тем не менее, проблема «исчезающей  белой Америки» продолжает обсуждаться на страницах различных печатных и электронных изданий. Видимо, широкое обсуждение подобной проблематики  имеет свою аудиторию и своих «заказчиков».

И это особенно интересно на фоне высказывания последнего президента США, Б.Обамы, сделанного им во время выступления на Национальном конгрессе демократической  партии в 2004 году:

«Не существует либеральной Америки и Америки консервативной, есть только США, Нет черной Америки, белой Америки,  Америки латиноамериканской или азиатской Америки, есть только Соединенные Штаты Америки».

There is not a liberal America and a conservative America — there is the United States of America. There is not a Black America and a White America and Latino America and Asian America — there’s the United States of America

http://hrazvedka.ru/blog/demontazh-beloj-ameriki-post-pervyj.html

http://hrazvedka.ru/blog/demontazh-beloj-ameriki-post-vtoroj.html

http://hrazvedka.ru/blog/demontazh-beloj-ameriki-post-tretij-zavershayushhij.html