Последние дни довольно активно обсуждается статья во всё ещё модном жанре «Россия Гибнет». На этот раз «опровергает» официальную статистику некий профессор Ханин из Новосибирска. Он заявляет, что «Росстат» приукрашивает реальность: и ВВП у нас растёт «на самом деле» медленнее, и фонды недооцениваются и, вообще, за постсоветское время мы потеряли больше основных фондов, чем за время Войны:

http://www.kommersant.ru/doc/3211937

Для тех, кому лень читать, сразу краткий итог. Тезисы профессора не выдерживают даже минимальной проверки цифрами, статью можно воспринимать как ещё одно свидетельство того печального состояния, в котором пребывают отечественная журналистика и отечественная экономическая наука.

Для тех, кто всё же хочет лично проверить цифры, вот краткий разбор статьи.

Профессор делает два хорошо проверяемых утверждения. Первое — «реальная» инфляция на самом деле на 2% выше, чем та, которую декларирует «Росстат»:

Недооценка размера инфляции, пусть и грубо, определяется в виде разницы между динамикой ВВП Росстата и нашей. Эта разница ежегодно составляет примерно два процентных пункта. Вместо, скажем, 5 процентов в год составляет 7 процентов.

Давайте проверим с калькулятором в руках. Если каждый год «Росстат» занижал инфляцию на 2%, значит, за 25 лет итоговая инфляция занижена уже на 50%.

«Росстат» регулярно публикует актуальные цены на товары и услуги, на основании которых он, собственно, инфляцию и считает. Тут всё открыто и легко проверяется при помощи калькулятора: следовательно, расхождение в 50% может быть спрятано только одним способом — путём занижения текущих цен в отчётах «Росстата».

Открываем любую таблицу «Росстата», например, «Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг»:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/

— Яйца: 65 рублей
— Сахар: 52 рубля
— Кирпич: 13 рублей
— Линолеум: 474 рубля за м2
— Бензин АИ80: 32 рубля

Если бы у нас было реально расхождение в 2% на протяжении 25 лет, то в реальной жизни эти товары должны стоить в полтора раза дороже:

— Яйца: 98 рублей
— Сахар: 78 рубля
— Кирпич: 20 рублей
— Линолеум: 711 рублей за м2
— Бензин АИ80: 48 рублей

Цены «Росстата» выглядят явно куда как более реальными. Вывод — тезис о занижении инфляции на 2%, мягко говоря, необоснован.

Замечу, что аналогичные рассуждения можно применить к любым возгласам в духе «вчера гречка подорожала, настоящая инфляция выше». Так как цены на основные товары публикуются, спрятать инфляцию просто негде — если мы попытаемся занизить её в этом году, у нас поплывут данные или за прошлые года, или за будущие, и на периоде в 5-10 лет все наши фокусы неизбежно вылезут наружу.

Второй проверяемый тезис из статьи касается благословенного Запада. Цитирую:

Можно сократить разрыв. Для этого надо перераспределить доходы населения в пользу накопления физического и человеческого капитала и наиболее нуждающихся слоев населения. Но даже это потребует огромных усилий. Можно, например, перераспределить доходы населения, сократить социальную дифференциацию децильных групп с нынешних 30:1 до 6:1, то есть до показателя, существующего в большинстве западноевропейских стран. Но все это потребует долгих лет.

Речь идёт о том самом социальном неравенстве, на которое так активно напирают представители всех политических течений, от коммунистов и либералов до убеждённых государственников.

Децильный коэффициент — это, грубо говоря, разница между доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых. Для сравнения децильного коэффициента по разным странам есть два источника — данные ООН и данные ЦРУ. Ознакомиться с ними можно, например, вот здесь (смотрите на столбцы, помеченные как 10%):

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_income_equality

Несложно заметить, что в Западной Европе этот коэффициент расположился в границах от 5,2 (Чехия) до 15,0 (Португалия). В России показатель средний по мировым меркам — 12,7. Ближе всего к нам находятся Италия (11,6) и Великобритания (13,8).

Для сравнения, в США этот показатель равен 15,9, в Китае — 21,6, в Бразилии — 25.

Можно ли доверять этим цифрам?

У нас нет выбора, других данных, которые объединяли бы сразу много стран мира, насколько мне известно, не существует. Если мы хотим сравнить децильный коэффициент в России и в других странах, мы должны или доверять исследованиям ООН и ЦРУ, или провести своё исследование, доказав, что эти данные в корне неверны.

Опять-таки, существует ещё и индекс Джини, который также подтверждает данные по децильному коэффициенту. Вот в этой статье простым языком объясняется, как считается индекс Джини, и почему он является более «правильным» показателем:

http://ruxpert.ru/Социальное_неравенство_в_России

Откуда же взялись эти 30:1, которой оперирует профессор? Да из статей типа той, которую мы сейчас разбираем. Вот сейчас профессор бросил эти 30:1, как очевидный факт, завтра кто-то сошлётся на «авторитетное мнение профессора Ханина», и пошло поехало. Хотите переубедить — присылайте мне на fritz.morgen@gmail.com ссылку на полноценное исследование, которое даёт децильный коэффициент 30. Будем обсуждать.

Подведу итог

Данные, на которые опирается профессор Ханин, очевидно неверны — и инфляция даже технически не может быть так сильно занижена, и сравнение России с Европой зримо искажено. Следовательно, те ужасы, которые он живописуют в статье, также нет смысла принимать всерьёз.

http://fritzmorgen.livejournal.com/997895.html