Йорам Швейцер - один из самых известных экспертов по "Истишхаду" (в переводе с арабского "стремление стать шахидом"), имел возможность интервьюировать террористов-самоубийц, которым не удалось подорваться, и попавших в израильские тюрьмы. Этот доклад Швейцер подготовил с Сарой Голдштейн в ноябре 2005 года. С разрешения г-на Швейцера публикуем отрывок из него. Интервью Йорама Швейцера см. здесь.

Вербовка и предназначение террористов-самоубийц

Кандидатов в шахиды вербуют по всему миру. На первом этапе представители Аль-Каиды или их агенты влияния, пользующиеся покровительством организации, пытаются своими идеями  пробудить эмоции, создать группы, заинтересованные идеей исламского фундаментализма, и объяснить концепцию джихада молодым религиозным и не очень мусульманам.

Методы, которыми они действуют в арабских и западных странах, больше похожи на миссионерские, чем на те, которые используются при вербовке людей в военные и боевые подразделения. С одной стороны, они постоянно упирают на снижение роли ислама в мире после падения Оттоманской империи, с другой стороны, говорят о  необходимости пожертвовать жизнью для восстановления ислама в его прежнем величии, таким образом они внушают идею самопожертвования на первом этапе.

Проблема вербовки и возврата боевиков-террористов:
опыт Европы и перспективы России

В статье:
Как борются с возвращением экстремистов в Европу

Другими словами, мысли о самопожертвовании ради ислама излагаются в эмоционально-религиозной форме людьми, обладающими харизмой и даром убеждения.

Именно этим занимается Абу Катада и Абу Хамза-аль-Масри в Лондоне, Салах Авлади (Salah Awladi) и Мухаммад Хейдер Замар (Muhammad Heider Zamar) в Германии Сулейман-аль Альван в Саудовской Аравии и др. Эти духовные лидеры также используют культурные центры и университеты.

Их личное влияние только усилилось после давления на них

В свои ряды Аль-Каида вербует не только тех людей, которые прошли обучение в тренировочных лагерях в Афганистане, хотя именно они считаются самыми достойными в организации. Важнейший критерий при отборе - это желание совершить самоубийство. До прибытия в лагерь Аль-Каиды кандидатов тщательно опрашивают. Среди вопросов обязательно присутствуют такие: что привело их в лагерь, что они слышали о нем, что особенно их привлекает, чем они занимались до этого, есть ли у них особенные способности или навыки?

В чем ложь утверждений, говорящих что
Ислам религия мира
в статье:

Почему ислам религия войны
Причины того что европейцы и жители Востока несовместимы
в статье:

Почему мусульмане агрессивны

Цель таких вопросов - выявить потенциал кандидата, вычислить возможных агентов под прикрытием, и выяснить склонности и навыки новичков.

Именно с помощью этой процедуры выявили Хани  Ханджура (Hani  Hanjour), пилота, который впоследствии направил самолет на Пентагон. Он уже имел права на управление самолетом, когда прибыл в Афганистан, поэтому его включили четвертым пилотом в группу, которая готовила атаки 11 сентября 2001 года, уже на последней стадии планирования операции.

Также при вербовке очень важно найти кандидатов, которые ранее не подозревались в причастности к Аль-Каиде, чтобы их не вычислили до того, как они завершат свою миссию. Но главным является вопрос, проявляет ли кандидат желание совершить самоубийство, именно это качество Халид шейх Мухаммед считает главным при поиске новых людей.

На самом деле по большей части процесс отбора кандидатов в шахиды не связан с их оперативными возможностями или успехом во время обучения. В то же время все вращается вокруг желания кандидата пожертвовать своей жизнью и его способности осуществить акт самопожертвования по приказу Бин Ладена, основанной на его безраздельной преданности лидеру Аль-Каиды.

Россия - наиболее ваххабитские регионы.
Подробнее в докладе

Карта этнорелигиозных угроз
И в статье
Ваххабизм в России

Кандидаты, давшие безальтернативный ответ на вопрос о суициде, опрашивались Мухаммедом Атефом (Muhammad Atef), командиром военного крыла (убит), который выяснял, подходят ли они для долговременных планов Аль-Каиды или нет. По этим же причинам процесс вербовки концентрируется  на установлении психологического контакта, основанного на эмоциональной связи между сторонами и опирающегося на общий интерес к идее суицида.

В соответствии с утверждениями Халида шейх Мухаммеда (главный планировщик операций Аль-Каиды до своего ареста), обучение кандидатов также включает психологические тесты на проверку их способности противостоять давлению и тесты на оценку их преданности.

Отчет комиссии по расследованию терактов 11 сентября выявил, что бин Ладен лично участвовал в вербовке кандидатов на осуществление этих атак и постановке перед ними оперативной задачи. Бин Ладен описывается как человек, который уделяет кандидатам, высказавшим желание совершить теракт-самоубийство, по меньшей мере 10 минут. Он посещал тренировочные лагеря и беседовал с кандидатами, прошедшими первую ступень отбора. Он регулярно бывал в лагерях Аль-Каиды, где объяснял инструкторам основы мировоззрения организации, и главное, что он всегда мог прервать лекцию ради прямой беседы со слушателями.

Основываясь на желании кандидатов к совершению самоубийства, им предлагается поклясться в преданности бин Ладену еще до того, как они узнают о том, какую миссию им суждено исполнить. После клятвы преданности кандидату предлагается сделать видеозапись, на которой он выскажет свое желание пожертвовать жизнью во имя Аллаха в рядах Аль-Каиды. Большинство террористов, принимавших участие а атаках 11 сентября, оставило такие записи.

Основы работы экстремистов Халифата с населением
в статье
Как работает пропаганда ИГИЛ

Клятва в преданности и подобная видеозапись сродни церемонии инициации, способствующей возрастанию у кандидатов иррациональных чувств, которые усиливаются в сочетании с религиозным опытом.

Зарождение новых суждений, существующих на эмоциональном уровне, поддерживается религиозными убеждениями, преподносящими шахидизм как проявление национального героизма, плюс самоконтроль в сочетании с чувством превосходства и неспособностью кандидата оценить акт суицида спокойно и трезво.

Мотивация к осуществлению теракта-самоубийства развивается в 4 этапа:

- осознание кризиса, который переживает ислам;

- идентификация себя со страдающей частью мира;

- самовнушение идеи суицида;

- изоляция от обычной жизни, которая проходит под персональным надсмотром представителя Аль-Каиды.

Подробно об организации ИГИЛ
в статье:
Анатомия ИГИЛ подробно
А также в статье:
Как создавалось ИГИЛ
А также еще:
Анализ по ИГИЛ

Джессика Штерн (исследователь) считает, что террористы-самоубийцы входят в транс или в гипнотическое состояние, в котором они выполняют приказы своего лидера. Никто не спорит с тем, что мысли и ощущения  террориста и его вербовщика совпадают. Террористы-самоубийцы чувствуют себя так, будто Аллах находится с ними, и из-за этого они преображаются в очень хороших людей.

Как считает Штерн, стремление к трансцендентности (чувство того, что жизнь больше, чем возможности физического тела) у суицидников-мусульман вознаграждается тем, что они получают удовольствие, похожее на то, которое мы получаем от  любви, чувства красоты или молитвы.

Другие описывают это состояние как разрыв логических связей, подчиненный эмоциональной цели.

Но в любом случае все психологи соглашаются, что в то время, когда террорист-самоубийца готовится к совершению атаки, он пребывает в очень комфортном психологическом состоянии.

ислам

Отношение к нациям и возможен ли национализм в исламе:
Ислам о национализме

Например, при подготовке к 11 сентября были разосланы письма, включающие инструкции и правила поведения, которые должны были привести террористов-самоубийц к безоговорочному согласию и автоматическому исполнению оперативных приказов, не оставляя никакого пространства для других мыслей.

Бин Ладен использует динамичную систему оперативного планирования, пока идет набор потенциальных кандидатов в террористы-самоубийцы.  То долгое время, которое проходит между планированием и осуществлением атаки, он адаптирует планы к кандидатам и готовит кандидатов к планам, и  только после этого он вознаграждает оперативников самостоятельностью. Лучшим примером того, насколько эта система динамична, является 11 сентября.

Он первым отверг идею, которую ему представил в 1996 году Халид шейх Мухаммед из-за сложностей с доставкой людей в Америку и по другим причинам, но позднее, когда подходящие условия появились, он ее переработал. Он рассмотрел грандиозный план операции Халида шейха Мухаммеда, сузил его, а затем адаптировал его к кандидатам, отобранным для его осуществления. Когда двоих из четырех кандидатов пришлось отвергнуть, потому что  из-за йеменского происхождения они не могли получить визу в США, бин Ладен выдвинул альтернативный план.

ислам

Отношение к собственности иноверцев в Исламе в статье:
Собственность неверных в исламе

На предварительном этапе подготовки операции было предложено количество целей, которые необходимо поразить. Однако он выбрал цели, позволявшие определенную свободу выбора для кандидатов (например, Капитолий или Белый дом), а также предоставил им возможность самим выбрать день атаки.

Процесс адаптации плана к кандидатам настолько гибок, что бин Ладен по непонятным причинам захотел в последнюю минуту изменить команду террористов-самоубийц, которые были отобраны и обучались для  подрыва американского эсминца  USS Cole (октябрь 2000).

В случае 11 сентября Бин Ладен вмешался в решение  Халида шейх Мухаммеда удалить Халида Мидхара, который был одним из первых кандидатов в террористы-самоубийцы, набранных для этой миссии лично бин Ладеном в 1999 году. Он позволил Мидхару вернуться домой для разрешения возникших в семье проблем, но в конце концов, Мидхар вернулся осенью 2001 года и Бин Ладен присоединил его к группе, которая должна была осуществить теракты в США.

ислам

Положение иноверцев при шариате, подробнее в статье:
Что такое джизья?

Психологический контракт

Психологический контракт предполагает устное согласие на отношения между членами Аль-Каиды с представителем  организации  и отражает психологический подход организации, который способствовал росту ее популярности с 80-х годов. Этот подход представляет организацию как платформу для личностей, и это противоположно предыдущей концепции, когда личность рассматривалась лишь как ресурс для организации. Как только этот подход стал применятся, эффективность организации выросла.

Под руководством Бин Ладена организация создала кадры бойцов, которые поклялись в преданности ему, продекларировав таким образом свое участие в глобальном джихаде и желание пожертвовать своей жизнью ради цели, поставленной их лидером.

Такая личная клятва преданности обязывает выполнять приказы Бин Ладена в строжайшем повиновении. Члены организации записывают эти клятвы верности  на пленку и  это видео становится доказательством, от которого сложно откреститься. Эти записи также используются в целях пропаганды и для вербовки новых членов, которых призывают последовать примеру тех, кто был перед ними.

ислам

Отношение к атеистам и другим религиям в Исламе в статье:
Что говорит Коран про иноверцев

Так, клятва верности и желание пожертвовать жизнью составляет психологический контракт. Это показывает, что Бин Ладен делает упор на "принципах товарищества", чтобы создать психологический контракт и сделать Аль-Каиду привлекательной для новых членов. Аль-Каида и организации, связанные с ней, развивают деятельность, которая способствует установлению эмоциональных связей между людьми и развитию их чувства долга перед организацией. Бин Ладен использует такой способ действий подобно тому, как Мохаммед устанавливал связи между племенами.

Йорам Швейцер (Yoram Schweitzer) - исследователь Центра стратегических исследований им. Йоффе (Jaffee Center for Strategic Studies - JCSS) тель-авивского университета. Автор многих работ о терроризме, в том числе книги "Глобализация террора" (2003 г.), он консультирует правительственные структуры Израиля на частной основе. Ранее Швейцер работал консультантом в области противодействия терроризму в офисе премьер-министра Израиля, прослужил 10 лет в израильской военной разведке, где возглавлял отдел по борьбе с международным терроризмом. Его область исследований включает феномен Афганского "братства", шахидизм,  Аль-Каида.

Швейцер - один из самых известных экспертов по "Истишхаду" (в переводе с арабского "стремление стать шахидом"), имел возможность интервьюировать террористов-самоубийц, которым не удалось подорваться, и попавших в израильские тюрьмы. В ноябре 2005 года вместе с Сарой Голдштейн Фербер он опубликовал доклад "Аль-Каида и глобализация суицидального терроризма" .

ислам

Отношение ко лжи в Исламе подробнее в статье:
Разрешена ли ложь в исламе?

Йорам Швейцер в интервью Андрею Солдатову рассказывает об особенностях шахидизма и полемизирует с Роханом Гунаратна, руководителем Международного центра изучения политического насилия и терроризма, крупнейшем в мире экспертом по Аль-Каиде, интервью с которым мы публиковали весной 2005-го:

- Со сколькими шахидами вам удалось поговорить?

- У меня есть около 80-ти записанных интервью c осужденными террористами, кроме того, еще около 100 записей неформальных бесед с палестинскими террористами, иногда очень длинными. Большая часть с террористами-самоубийцами, а также с теми, кто посылал их на подрывы. Я делал акцент на глубине и степени откровенности террористов, а не на их числе, мне важно понять их мотивы, чувства и побуждения.

- По вашему мнению, как меняется психологическое состояние террористов после ареста?

- Это зависит от срока, который они получили. Чем больше они сидят, тем больше у них происходит переоценка в сторону реальности и они начинают понимать израильскую сторону. Это не значит, что они начинают поддерживать Израиль, или что они отказываются от своего права, как они его видят, сражаться против своих врагов. Но они могут видеть что-то и с другой стороны, и начинают думать о том, что они полностью отвергали и игнорировали в прошлом. Те, что моложе и получают более короткий срок, остаются при своих радикальных воззрениях.

Подробнее об истоках современного арабского терроризма в статье:
Арабский терроризм, нацистское подполье и советские спецслужбы
А так же в статье:
Связи арабов и нацистов

- Насколько я понял из вашего доклада, обучение в парах - это главная особенность обучения террористов-самоубийц.

- Работа в парах или в более многочисленных группах это часть подготовки террористов-самоубийц. Пары помогают террористам не отступить от своей миссии, поддерживать друг друга. Всегда есть более сильный партнер, который влияет и мотивирует того, кто не столь четко определился. Это справедливо как для Аль-Каиды, так и для палестинцев.

В Аль-Каиде эта модель обучения была придумана под прямым влиянием Бен Ладена и его собственного стиля. В каждом теракте, подготовленном Аль-Каидой , в том числе 11 сентября,  упор сделан на то, чтобы найти партнера для каждого участника.

Аль-Каида использует эту технику, чтобы оградить террористов от длительных размышлений о самоубийстве. Кроме того,  это уменьшает дискомфорт от изоляции, которая необходима для сохранения подготовки к теракту в тайне. Это также помогает вести наблюдение и поддерживать связь, когда контакт с одним партнером затруднен. В том числе во время самого теракта. Например, во время нападения на американское посольство в Кении один из террористов-самоубийц Авхали отвлек на себя внимание охраны посольства, и его партнер подорвал автомобиль с взрывчаткой и завершил миссию.

Подробнее об арабской психологии глазами экспертов и исследователей в статье:
Арабская психология и национальный характер
а так же в статье:
Психология работы с арабами

- Насколько я понимаю, это отличительное качество Аль-Каиды, поскольку я не вижу такой практики в Чечне.

- Конечно, если вы говорите о Беслане или Дубровке, то там понадобились более многочисленные группы, но просто из-за большего масштаба объекта атаки.

- У нас бытует точка зрения, что при подготовке шахидов используются наркотики…

- Я слышал, что в Беслане были люди под воздействием наркотиков. У меня нет, конечно, возможности проверить эти сведения. Однако в Израиле мы этого не видим. Тут нет прямого влияния, используются разные средства, но не наркотики. Беслан - это уникальный пример, насколько я понимаю.

- Какова роль семьи в выборе потенциального самоубийцы?

Особенности развития исламского общества в некоторых странах
в статье
Почему деградируют мусульмане?

- Опять, тут не так все просто. К сожалению, часто влияние братьев, кузенов и т.п. очень важно для будущего террористы-самоубийцы. С другой стороны, в Палестине родители в большинстве случае против того, чтобы их сын становился шахидом. То есть получается, что часть семьи, например брат, рекомендует своего брата на это, а в то же время старшее поколение пытается предотвратить эту ситуацию. Но надо понимать, что все очень сильно зависит от места, где что происходит. Кроме того, надо различать бомбистов-самоубийц и террористов, идущих на самопожертвование.

-  А в чем разница?

- Бомбисты это те, кто используют взрывные устройства, а жертвующие собой хотят умереть как смертники, используя АК-47 или М16, и они совсем непохожи на "обычных" бомбистов.

-  Сейчас у нас временное затишье в активности шахидов. С чем это может быть связано?

- Тут надо учитывать роль общественного мнения. Я не уверен, что чеченское общество так поддерживает самоубийственный терроризм. Но я думаю, это будет продолжаться.

- Вероятно, ведь вряд ли чеченское общество больше поддерживает захват детей в Беслане, нежели атаки самоубийц в Москве.

- Да, но существует дистанция между двумя группами террористов, например, Аль-Каида не так заботится об общественном мнении, как палестинцы.

Почему восточные страны оказались в таком состоянии:
В чем причина отсталости восточных стран
а так же в статье:
Почему арабы не добиваются успеха?

- Когда вы разговаривали с палестинскими террористами, как вы можете оценить на них влияние чеченской пропаганды?

- Я не видел следов такой пропаганды в Израиле. Палестинцы не нуждаются в моральном стимулировании из Чечни, им хватает собственных историй ужасов и собственной пропаганды.

- При этом пропагандистские материалы из Чечни находят   у европейских исламистов.

- Есть большая дистанция между палестинскими шахидами и европейскими исламистами. На исламистскую молодежь в Европе действительно оказывают огромное влияние видеокассеты о борьбе русских с чеченцами, это важная часть в вербовке и обучении братьев-мусульман. Но на палестинцев это не оказывает какого-либо заметного влияния.

- Ранее вы мне говорили, что не согласны с оценкой мутации Аль-Каиды Рохана Гунаратна, которую он высказал в интервью "Агентуре" . В чем именно вы расходитесь?

- Речь идет о взглядах на глобализацию терроризма, будущее Аль-Каиды и тех вызовах, которые нам противостоят и ответных мерах международного сообщества. Прежде всего, я не согласен с мнением, которое высказывает не только Гунаратна, которого я высоко ценю, но и другие эксперты, что Аль-Каида превратилась в мозговой центр глобального терроризма, что Аль-Каида из группы стала движением. Аль-Каида преуспела в том, что делегировала свою доктрину молодежи, которая обучалась в спонсируемых ею лагерях в Афганистане, и кто разделяет ее идеологию и методы. Некоторые эксперты говорят, что modus operandi Аль-Каиды изменился после 11 сентября. Однако все, что изменилось, это что до 11 сентября Аль-Каида могла посылать людей на обучение в Афганистан, а сейчас у них там проблемы.

Еще о психологии арабского человека в статье:
Почему арабы плохие солдаты
а так же в статье:
Как понять арабов

Центр тяжести переместился. Но это случилось независимо от Аль-Каиды. Просто сейчас другие, кто был подготовлен Аль-Каидой или ее учениками, готовят теракты, используя испанские, турецкие, британские сети. Такие сети существовали до 11 сентября и действовали или пытались действовать в интересах той же идеологии и по той же причине, с той же автономностью, может быть с небольшой помощью со стороны штаба Аль-Каиды, что они делают и сегодня. И я могу дать несколько примеров, которые я приводил в своей книге "Глобализация террора", опубликованной в 2003-м: это группа Милани в Страсбруге (декабрь 2000 г.), это сеть Бегаль во Франции, Нидерландах и Бельгии (июль 2001 г.), ячейка Миллениум в Лос-Анджелесе и Иордании (декабрь 1999 г.) и т.д.

- Однако мы видим, что сейчас Аль-Каида не в состоянии проводить масштабные атаки в США, и центр тяжести переместился в Ирак. Разве это не изменение тактики?

- Аль-Каида провела только несколько атак со своим прямым участием. Но им не нужно проводить много атак, им достаточно вдохновлять других. Они, очевидно, намерены повторить успех 11 сентября в других формах, и я не был бы так спокоен по поводу их способностей это сделать.

http://www.agentura.ru/library/suicideterrorism/

http://www.agentura.ru/experts/schweitzer/