Боевики «Исламского государства» выложили в интернет видеозапись казни талибского командира, передает информационное агентство «Хаама Пресс». Видео было опубликовано группировкой «Вилаят Хорасан», представителями ИГИЛ в Афганистане и Пакистане. В интернет попали отдельные фрагменты записи, на которых якобы показано отсечение головы командиру талибов, известному как Саад Имарати. Сообщается, что повстанец отрекся от ИГИЛ и вновь перешел на сторону «Талибана», в результате чего поплатился жизнью. Накануне в восточной афганской провинции Нангархар боевиками группировки «Исламское государство» были убиты по меньшей мере 10 приверженцев движения «Талибан».

Один из лидеров «Исламского государства» в Афганистане Абдул Рахим Муслимдост подтвердил факт столкновения сторонников «халифа» c талибами на территории уезда Ачин. Как сообщают афганские СМИ, Муслимдост возложил ответственность за инцидент на «Талибан», обвинив их в сотрудничестве со спецслужбами иностранных государств. Впервые сообщения о присоединении Абдул Рахима Муслимдоста к группировке ИГИЛ появились в конце 2014 года, однако позже он сам опроверг информацию о якобы своем назначении представителем ИГИЛ в регионе. Известно, что ранее он отбывал срок в американской тюрьме Гуантанамо.

Афганистан - этническая карта

Карта в полном размере: Национальности Афганистана

Неделю назад в той же провинции Нангархар были зафиксированы случаи поджогов домов, принадлежащих местным талибским командирам. В частности, на территории уезда Спингар сгорели около 10 строений. Очевидцы не сомневаются в том, что урон, нанесённый талибам, стал результатом плановой диверсии со стороны боевиков «Исламского государства». По данным правоохранительных органов, в ходе продолжающихся там столкновений между боевиками двух противоборствующих группировок за минувшие два месяца были убиты несколько десятков повстанцев. Борьба между «Талибаном» и ИГ ведётся и в западной провинции Фарах.

Отношения между этими двумя экстремистскими исламистскими группировками волнуют и экспертов, и простых обывателей. Объединятся ли они ради общей цели, или будут воевать друг с другом? В поисках ответа на этот вопрос вернемся в недавнее прошлое Афганистана.

В свое время борьбу против кабульского правительства вели свыше 70 оппозиционных партий, организаций и группировок. Фактически это был конгломерат разрозненных и мало связанных между собой сил. Базировались они на территории Афганистана, но действовали крайне разобщенно. Они, как правило, не вели боевых действий с правительственными силами в «чужих» провинциях и зонах, противились всяким попыткам объединения, укрепления дисциплины, выработке элементов общей стратегии. Признавали только лидеров своей партии и полевых командиров. Эта разобщенность не позволяла добиваться ощутимых побед: мешали межпартийная вражда, местничество, религиозные и национальные разногласия. Борьбы лидеров в Пакистане обусловила боевые стычки и на афганской территории.

Афганистан - карта религиозных предпочтений

Карта в полном размере: Религии Афганистана

Их главная цель — свержение демократического строя в Афганистане. В отношении дальнейших перспектив развития общества единства у них не было: одна часть выступала за провозглашение Афганистана исламской республикой по образцу Пакистана или Ирана (что не одно и то же) другая — за восстановление дореволюционных порядков, в том числе монархии.

Лидеры оппозиции «преследовали разные цели, часто вообще не признавая друг друга, боролись между собой. Итог: за время борьбы они не выдвинули единого руководителя, способного возглавить мятежное движение. Корни его глубоко уходили в народную культуру и состояли из трех компонентов: ясные, обязательные для соблюдения представления о личной чести и самоуважении как необходимая основа самобытности, ценности личности: желание жить в соответствии с местными, весьма разнообразными традициями, обычаями: вера в ислам.

Следует обратить особое внимание на то, что деятельность афганской оппозиции активно поддерживалась извне. Причем стратегия афганского сопротивления во многом основывалась на ожидании вмешательства в конфликт недружественных Афганистану и СССР внешних сил, в первую очередь США и Пакистана. Для противодействия устремлениям СССР в этом регионе Соединенными Штатами была создана соответствующая система, включающая несколько направлений. Афганская оппозиция находилась в полной материальной зависимости от стран НАТО, мусульманских ортодоксальных режимов.

В среде оппозиции были глубокие разногласия по вопросам распределения поступавшей из-за рубежа помощи, раздела сфер влияния. Нередко между вооруженными отрядами различной принадлежности возникали боевые столкновения. Тысячи, возможно, десятки тысяч моджахедов погибли в междоусобных столкновениях.

Со стороны стран, поддерживающих оппозицию, делались усилия для достижения единства моджахедов. Однако мятежники сталкивались с теми же трудностями, что и правящая партия НДПА; основная особенность афганского общества — его разобщенность.

Районы, где действовали отряды и группы различных оппозиционных партий, очень часто становились ареной вооруженных столкновений между их полевыми командирами. Боролись за сферы контроля, источники пополнения людьми, материальными средствами, продовольствием. Лидеры моджахедов, на словах выступая за прекращение столкновений, осуждая их, на деле всячески поощряли и стимулировали тех, кто кому удавалось разгромить или вытеснить из зоны своего контроля отряды «соперников».

Например, в приказе военного комитета «Исламской партии Афганистан» прямо говорилось: «Братья-моджахеды ИПА должны прилагать усилия к обнаружению складов оружия, обмундирования и снаряжения других политических групп, при благоприятных обстоятельствах захватывать их и использовать в интересах мусульманского джихада. Помимо складов они могут осуществлять операции по захвату оружия и продовольствия на дорогах». В обязанностях «Исламского общества Афганистана» было записано: «Не поддерживать связей с членами других партий, если эти связи не приносят пользу партии».

Во все последующие годы предпринималось немало попыток добиться единства в лагере оппозиции, но это была демонстрация единства оппозиционного руководства перед иностранными кредиторами. И в последующем все попытки объединиться в единый оппозиционный фронт оказались тщетными. Даже после падения режима Наджибуллы эта проблема была неразрешимой для оппозиции. Многие моджахеды фактически превратились в простых бандитов. При этом национальная основа для объединения оказалась весомее идеологического и религиозного факторов. Поэтому не случайно при содействии ЦРУ США, Пакистан и Саудовской Аравии после вывода советских войск в 1994 году было создано религиозно-политическое пропуштунское «Исламское движение Талибан», вооруженные формирования которого повели боевые действия против бывших моджахедов, а сегодня против ИГ.

http://regnum.ru/news/polit/1933644.html