Исламские экстремисты в интернете

Только этого нам не хватало. Местные ответвления «Аль-Каиды» и прочие симпатизирующие террористам уже давно завели аккаунты в Twitter. Сомалийские боевики выложили в сети фотографию убитого бойца спецподразделения, которому не удалось освободить захваченного в плен агента французской разведки Денни Аллекса (Denis Allex). В племенных зонах на территории Афганистана и Пакистана талибы регулярно бросают вызов силам коалиции, вступая с ними в «твит-бои». «Аль-Каида в исламском Магрибе» решила последовать этому примеру: вот уже несколько месяцев эта группировка пишет сообщения на арабском, английском и (пусть и не самом лучшем) французском на своей странице Andalus-Media. Кроме того, она даже организовала нечто вроде пресс-конференции в Twitter.

Помимо Twitter, исламисты активно пускают корни и в Instagram. По крайней мере, именно это утверждают в израильском исследовательском центре Memri, который внимательно следит за любыми движениями в сети. В одном из отчетов эксперты высказывают опасения по поводу растущего использования этой социальной сети радикалами.

За четыре месяца наблюдения рост их активности достиг поистине «феноменальных» масштабов, утверждает автор исследования. Как обычно, сотрудники Memri отправились в дебри Instagram в поисках апологетов джихада. Несколько месяцев назад этот же самый центр назвал Dailymotion «рассадником исламистских видео», с чем руководство самого сайта, разумеется, несогласно.

Djihadigram

Что касается Instagram, эксперты утверждают, что им удалось обнаружить немало аккаунтов, которые прославляют Усаму бин Ладена, Анвара аль-Авлаки (ликвидированный с беспилотника лидер «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове«), Абу-Яхью аль-Либи (некогда второй человек в «Аль-Каиде», также убит с беспилотника) и т.д. Впоследствии большая часть отмеченных аккаунтов была удалена.

Как борются с возвращением экстремистов в Европу

Как бы то ни было, приток исламистов в социальные сети беспокоит не только внешних наблюдателей: нередко он становится причиной серьезной внутренней напряженности.

"Враги Аллаха, хвастающие своими свободами, не жалеют сил на уничтожение наших благословенных медийных ресурсов". После двух недель молчания джихадистский форум "Шумух аль-ислам" вчера с ликованием вернулся в онлайн. Явная атака против этого форума и еще четырех похожих сайтов не увенчалась успехом, и закрыть их навсегда не удалось. Но аналитики терроризма смотрят на это событие в ином свете. Расследуя эту загадку и пытаясь выяснить, кто же обрушил сайты и почему, они видят в этом отключении еще одно свидетельство того, что "Аль-Каида" дезорганизована.

Сайты, подобные "Шумух аль-ислам", выполняют важнейшую функцию в джихадистских кругах. Загружая видеоматериалы, в которых показаны мнимые зверства Запада против мусульман, они вербуют в свои ряды новых сторонников. А их чаты и форумы дают джихадистам всего мира возможность общаться друг с другом и обмениваться информацией, в том числе,  о создании взрывных устройств и о химической войне.

Поэтому, когда 22 или 23 марта внезапно замолчал самый известный, пожалуй, джихадистский форум, аналитики терроризма взяли это себе на заметку. В последующие дни их интерес только усилился, когда закрылись еще четыре сайта, и лишь один сумел возобновить работу. "Это неслыханно, чтобы четыре таких сайта молчали в течение двух недель, - говорит исследователь из Университета Брандейса (Brandeis university) Аарон Зелин (Aaron Zelin). - Мы и раньше наблюдали кибератаки на эти сайты, но закрывать их на столь длительное время не удавалось никогда".

Каким бы значительным ни было это отключение, никто не знает, кто это сделал и почему.

Почему мусульмане агрессивны

Некоторые аналитики видят в отключении форума "Шумух" некую связь с действиями французских властей, которые загнали в угол и уничтожили 23-летнего джихадиста Мохаммеда Мера, застрелившего в Тулузе семерых человек. "У нас сразу возникло подозрение, что отключение каким-то образом связано с Мера, поскольку все произошло в одно время, - говорит аналитик по вопросам терроризма из консалтингового агентства Flashpoint Partners Эван Колманн (Evan Kohlmann). - Есть предположение, что кто-то твердо вознамерился сорвать или, по крайней мере, осложнить попытки "Аль-Каиды" выпустить в сеть определенную информацию. Возможно, это видео, отправленное в "Аль-Джазиру", так и не вышло в эфир".

Однако французский след это не единственная версия. 27 марта испанские власти арестовали в Валенсии Мурада Хусейна Аль-Малки (Muhrad Hussein Almalki). Этот человек известен под прозвищем "Библиотекарь", потому что  он занимается администрированием и архивированием джихадистских вебсайтов. Аль-Малки контролировал работу одного из закрытых сайтов, а также часто размещал под разными псевдонимами материалы еще на двух сайтах. Когда на форуме "Шумух" появился призыв опубликовать "имена врагов", он ответил на него, разместив там целый список, куда вошли оба Буша, Билл Клинтон и Тони Блэр.

Как считает эксперт по терроризму из университета Пабло де Олавиде (Севилья) Мануэль Торрес (Manuel Torres), арест Аль-Малки говорит о том, что операторы сайтов могли закрыть форумы сами. " Аль-Малки был администратором, и его арест представляет значительную опасность. Как в этом случае, так и в аналогичном деле в 2010 году, полиция нашла список паролей, - говорит Торрес. - Они могли сами закрыть сайты в целях защиты".

Однако когда сайты сами закрывались в прошлом, их администраторы обычно размещали объявления об этом. В случае с форумом "Шумух" до 2 апреля этого так и не произошло. Но если есть улики, указывающие на кибератаку, то кто стоял за ней?

Почему ислам религия войны

4 апреля журналист испанской онлайновой газеты El Confidencial Пелайо Барро (Pelayo Barro) сообщил о том, что к этому имело какое-то отношение правительство США. "Мой источник, который работает приглашенным консультантом в Национальном разведывательном центре Испании, рассказал мне, что в конце марта сотрудники американской разведки связались со своими испанскими коллегами, - рассказал Барро TIME. - Они сообщили, что несколько  дней назад работающая на правительство Обамы группа из 10 хакеров взломала пароли ряда ведущих исламистских форумов. По их словам, это была самая мощная на сегодня кибератака на данные сайты". По словам Барро, полученная в результате  атаки информация позволила испанским властям вычислить местонахождение "Библиотекаря" и арестовать его. Этим человеком они интересовались год с лишним.

Однако Колманн в причастности США сомневается. "Вообще-то правительство США не закрывает джихадистские вебсайты, - говорит он. - Большинство моих знакомых из американских правоохранительных органов и разведслужб считает более полезным не трогать такие сайты, используя их в интересах разведки". А если это было не американское правительство? "Могли быть и другие организаторы атак, например, правительства Франции и Израиля, а также высококвалифицированные бдительные граждане".

В 2010 году обрушением джихадистских сайтов занималась Британия, однако до нынешнего года она в этом не признавалась. Поэтому ответственные за проведение нынешней кибератаки в ближайшее время тоже вряд ли признаются, кем бы они ни были. Но есть и более важные вопросы, кроме того, кто все организовал. Скажем, что эта атака говорит об "Аль-Каиде". "Люди из некоторых разведслужб считают, что эта организация очень сильно ослаблена, - говорит аналитик Зелин. - Масштабы и длительность последнего отключения это подтверждают".

Однако это отнюдь не говорит о том, что джихадистские сети больше не представляют никакой опасности. "Безусловно, это ослабляет сети коммуникаций "Аль-Каиды", - говорит Колманн. - Но если присмотреться к накопленному опыту, то станет очевидно, что на смену уничтоженным  сайтам просто придут другие надежные и аутентичные форумы".

Россия - ваххабитские регионы

Россия - наиболее ваххабитские регионы.
Подробнее в докладе
Карта этнорелигиозных угроз
И в статье
Ваххабизм в России

Должны ли радикалы писать в твитах свои угрозы, лайкать фотографии погибших в бою мучеников или использовать фильтр lo-fi, выкладывая снимки Усамы бин Ладена? Может быть, им нужно довольствоваться тем, чтобы нести слово на форумах? Один из главных идеологов «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове" Абу Саад аль-Амили выступает за старую школу.

В своем очерке по поводу онлайн-исламизма он стремится призвать всех к порядку: хватит «твитить», лучше идите на форумы! Среди причин упадка форумов аль-Амили называет миграцию исламистов в социальные сети после закрытия ряда ресурсов. Одно время это было необходимо, однако такая тенденция слишком сильно ослабляет интернет-движение, чтобы стать новым стандартом международного киберисламизма, уверен он.

Исламисты развернули деятельность в сети еще в конце 1990-х годов. «Аль-Каида» и ее региональные ответвления сформировали собственные «бренды», которые служили своего рода официальной печатью для их пресс-релизов: As-Shahab для центральной «Аль-Каиды», Al-Andalus Foundation для «Аль-Каиды в исламском Магрибе», Al-Malahem для «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» и Al Furqan для «Аль-Каиды в Ираке». «Параллельно с этим сформировались смежные бренды, и в первую очередь GIMF, The Global Islamic Media Found, нечто вроде исламистской экспертной группы», — объясняет Доминик Тома (Dominique Thomas) из Института ислама и обществ мусульманского мира.

Специалист по радикальному исламизму Марк Тредивик (Marc Tr?vidic) считает, что толчком к активизации фундаменталистов в сети послужила война в Ираке, когда «вооруженные камерами группы пытались заснять бесчинства, чтобы затем выложить эти кадры в интернет. Джихад велся на все 100% как в городах, так и в сети».

ислам

Отношение к нациям и возможен ли национализм в исламе:
Ислам о национализме

Как бы то ни было, несколько серьезных ударов со стороны спецслужб охладили их пыл. Один из главных форумов Al Fallujah на время закрылся, а затем продолжил работу с некоторыми изменениями в интерфейсе... Однако пользователи посчитали все это чересчур подозрительным и массово покинули сайт, что в конечном итоге привело к закрытию в 2010 году.

Интернет-исламисты тоже думают об информационной безопасности. Они даже создали специальный исследовательский и технический центр, которому была поручена разработка зашифрованных программных решений. Самую известную из этих программ Moujahideen Secret, недавно заменили на признанную более надежной Chat Secret. Безопасность у кибер-радикалов отнюдь не на последнем месте.

Поколение Facebook

Абу Саад аль-Амили, который столь активно выражал недовольство по поводу дезертирства с форумов, уверяет в своей публикации, что для защиты анонимности пользователей используются все доступные средства. В отличие от социальных сетей, где у них нет никакого контроля. «Там мы всего лишь гости, потому что этими сайтами руководят наши враги», — утверждает он. То есть использование сервисов калифорнийских стартапов едва ли можно назвать чем-то самим собой разумеющимся, если вы исламист.

«Подобно некоторым салафитским микросообществам на Западе, они создали своего рода пузырь в окружении неверных, — объясняет Доминик Тома. — Это исламо-совместимый пузырь, который соблюдает религиозные принципы. Любого, кто не соответствует им, изгоняют».

ислам

Отношение к собственности иноверцев в Исламе в статье:
Собственность неверных в исламе

Сегодня споры вокруг «халяльности» сетей остались в прошлом. Возможно, это доказывает то, что исламисты готовы изменить свою идеологию из прагматизма? «Исламские радикалы — это революционеры, которые применяют имеющиеся у них в распоряжении технические возможности: для построения исламского государства все или почти все средства хороши», — говорит Доминик Тома.

Цифровое пространство больше не является некой внешней средой. Новое поколение (люди 25-35 лет) сделали интернет неотъемлемой частью своей чрезвычайно консервативной концепции общества. В Тунисе, где Facebook завоевал огромный успех, группа «Ансар аш-Шариа» активно пользуется им для пропаганды. «Подобно шейхам "Лондонстана" в 1990-х годах они снимают проповеди и выкладывают их в интернет, чтобы охватить широкую аудиторию», — продолжает эксперт.

Пропаганда — это главная цель «информационного джихада». Выражение появилось в середине 2000-х годов, когда второй человек в «Аль-Каиде» аз-Завахири рекомендовал лидеру иракского ответвления организации покончить с видео, на которых жертвам отрубают голову: «Мы можем просто расстрелять пленных: цель будет достигнута, не вызвав при этом ненужных вопросов».

Айман аз-Завахири (с тех пор он сменил бин Ладена во главе организации) подкрепил свои рекомендации следующей фразой, которую можно считать рождением «информационного джихада»: «Мы ведем битву, и больше половины этой битвы разворачивается на информационной арене».

ислам

Положение иноверцев при шариате, подробнее в статье:
Что такое джизья?

Как считает бывший сотрудник контрразведки и преподаватель парижского Института политических исследований Филипп Миго (Philippe Migaux), эта «битва» преследует пять главных задач: создание угрозы для врага с помощью пропаганды, подготовка операций, передача информации, идеологическая и военная подготовка, вербовка сторонников. «Сетевой джихад служит для распространения террора», — заявил на конференции в марте этого года Филипп Миго, по мнению которого, кибертеракт масштабов 11 сентября представляет собой плод излишне бурной фантазии.

По словам Доминика Тома, в настоящий момент эксперты рассматривают методы «информационного джихада» — средства проведения разрушительных кибератак. В настоящий момент ничего подобного не произошло, и ничто не указывает на то, что эти группы обладают должными техническими возможностями. Пока что исламисты всего лишь отправляют твиты или разрабатывают онлайн игры, чтобы поквитаться за французскую операцию в Мали.

«Мы ведем войну средствами массовой информации, чтобы отстоять сердца и умы нашей Исламской Уммы  («умма» - исламскоий мир)», - писал Айман аз-Завахири в послании, адресованном Абу Мусабу аз-Заркави 9 июля 2005 года.

В последние годы утвердилось мнение, что радикальные исламисты владеют чем-то вроде монополии на использование социальных средств массовой информации. Причиной этого являются не только политические цели, но и желание избежать наблюдения со стороны враждебных служб безопасности, чтобы свободнее предаваться своей деятельности, распространять свои идеи, планировать террористические акты, вербовать сторонников. Таким образом, интернет стал эффективным средством идеологической борьбы: Сеть стала новым полем для виртуальной подготовки членов организации Аль-Каида, которая после 2001 года смогла выжить в идеологическом плане только благодаря Интернету 2.0.

ислам

Отношение к атеистам и другим религиям в Исламе в статье:
Что говорит Коран про иноверцев

Итак, переворот в области новых технологий был использован для эффективного стратегического маневра. До конца девяностых годов проповедники салафии и джихада использовали аудио- и видеокассеты и компакт-диски, чтобы распространять свои взгляды зачастую подпольным образом, стараясь не привлекать внимания полиции и служб безопасности к подрывному содержанию своих посланий.

До наступления эры интернета кассеты циркулировали тайно, производились подпольно и распространялись индивидуальным образом. Именно таким образом действовал Абдулла Аззам, который пропагандировал джихад для помощи афганцам в обороне их страны от вторжения советских войск в начале 80-х годов, чтобы завербовать арабских моджахедов, среди которых были молодой Усама бен Ладен и Айман аз-Завахири.

В последнее десятилетие прошлого века, а особенно в двухтысячные годы наиболее популярные исламские проповедники стали использовать спутниковое телевидение и сайты интернета для распространения своего учения. Эти средства сообщения не контролировались жестко властями и в особенности позволяли обратиться к более широкой аудитории. В последние годы, в особенности начиная с 2001 года, зарегистрировано экспоненциальное увеличение «виртуальной» активности сторонников джихада, усиленное наличием десятков организаций по распространению информации.

Уже в 2009 году Facebook привлек внимание сторонников джихада, которые, осознав возможности этой социальной сети, создали «Исламский эмират» on-line. Джихадистское движение смогло приспособиться к новым реальностям, научившись пользоваться и применять социальные сети для своих целей. В отличие от классических форумов социальная сеть представляет собой более живую среду, где можно мгновенно поделиться своими идеями, материалами, информацией и контактами. Взаимодействие с другими «братьями» может осуществляться в реальном времени.

ислам

Отношение ко лжи в Исламе подробнее в статье:
Разрешена ли ложь в исламе?

Кроме того, цепочка сообщений более быстрая, и, кажется, именно это обстоятельство привлекает новое поколение виртуальных сторонников джихада. На YouTube, например, сотни пользователей размещают свои видео, пропагандирующие джихад, получить доступ к которым еще недавно можно было только через форум. Следовательно, именно Сеть является тем местом, где второе и третье поколение приверженцев джихада получает свой первый опыт и сведения об этом движении.

Джихад-слова: социальная сеть Аль-Каиды

Среди виртуальных приверженцев джихада это явление известно как джихад-слова. В последние месяцы это течение попробовало использовать волну арабских революций. Но здесь его ждал провал. Более того, эта попытка проявила дезориентацию глобального джихадистского движения перед порывистым ветром свободы, который дул над просторами стран Магриба и арабского Машрика.

Так называемый джихад-слова — это одна из трех форм борьбы, предлагаемых исламской доктриной, которая в данном случае состоит в распространении идей салафии и джихада путем обращения в свою веру посредством проповедей и виртуальных посланий. Речь идет о таком джихаде, который не требует никакого оружия, кроме идеологического и пропагандистского.

Как гласит хадис (изречение) пророка Мухаммеда, «лучший джихад — это сказать одно слово правды тирану». Именно на этом афоризме Аль-Каида основала свою пропагандистскую стратегию во время арабских революций, чтобы использовать в собственных целях «борьбу народа против лжи режима тиранов». Цель заключалась в том, чтобы доказать, что желание революционной молодежи свергнуть режим и вышедшей для этого на площади, было только практическим осуществлением борьбы против тирании. Эту концепцию взяли на вооружение сначала братья-мусульмане, а затем джихадистское движение в качестве основы своей стратегии.

Как работает пропаганда ИГИЛ

Эта тенденция привела к распространению идей джихада информационными средствами. С помощью слова «джихад» была сделана попытка во время арабской весны привлечь на свою сторону «сердца» и «умы», о которых говорил Айман аз-Завахири.

Чтобы получить представление об этой деятельности и ее размахе, стоит упомянуть основные информационные организации и определить их роль.

-As-Sah?b (Тучи) — информационная организация, обслуживающая исторических лидеров Аль-Каиды;

-Al-Fa?r (Рассвет) — основной механизм распространения всей пропагандистской информации джихада;

Global islamic media front (Gimf) (Глобальный исламский фронт средств массовой информации); Al-Mal?him (Эпопеи), средства информации  Аль-Каиды на Арабском полуострове (Aqap); 

Al-Andalus (Андалузия), информационная ветвь Аль-Каиды в исламском Магрибе (Aqim);

-Al-Furq?n (Коран), официальная информационная ветвь Исламского государства Ирак, иракское джихадистское крыло;

-Al-?Im?ra (Эмират), информационная ветвь Исламского Эмирата Афганистан, талибы муллы Омара;

-Al-Ans?r (Партизаны), информационная ветвь группы «Ансар аль-Ислам» в Ираке;

-Al-Kata’ib (Фаланги), информационная ветвь движения Джамаат Аш-Шабааб в Сомали;

Исламские научные достижения

-Al-Ma’sada (Яма со львами), информационная организация, которая возглавляет форум Al-Shumukh. В последний е годы зарегистрировано экспоненциальное увеличение ее информационной продукции, в основном посвященной учению джихада и представлению новых лидеров джихада;

- Информационный центр Исламской партии Туркестана, официальная информационная ветвь джихадистского движения в Синьцзяне (Уйгурском автономном районе);

- Бригады «Абдулла Аззам», информационный центр одноименной группы, которая занимается в основном вопросами, касающимися Сирии и Ливана;

-Ri?h (Ветры), информационная ветвь группы «Яма со львами моджахедов в Палестине», которая взяла на себя ответственность за пожары в некоторых лесах вокруг Иерусалима;

-Nukhbat al-I‘l?m al-Jih?d? (Лучший среди информационных центров джихада), который, как будет показано ниже, представляет собой проявление информационной стратегии джихада в будущем. Эта стратегия идет в ногу с развитием технологии, она использует такие социальные сети как Youtube, Facebook и Twitter, рассылает информационные письма, распространяет документы джихадистского движения (например, документальные фильмы), всячески расширяя свою пропаганду и свою разветвленную информационную сеть.

Джихадистская информационная продукция преследует достижение трех целей. Во-первых, она стремится прямо воздействовать на исламское общественное мнение. Во-вторых, вносит свой вклад в процесс радикализации движения on-line. В-третьих, представляет альтернативную модель тому, что сообщается западными средствами массовой информации, что очень важно. Речь идет о фундаментальном стратегическом аспекте в деятельности информационных служб джихада по замыслу исторических лидеров движения Аль-Каида, представленных Усамой бен Ладеном и в особенности Айманом аз-Завахири.

Почему деградируют мусульмане?

Роль социальных средств информации джихада в «арабской весне»

В настоящий момент, в разгар арабских революций нужно хорошо различать группы, действующие на местности, и группы, активные в Сети. В первом случае необходимо дальнейшее подразделение на основе различных фронтов джихада и способов действия. Например, формирования, действующие в странах исламского Магриба, отличаются от тех, что оперируют на Ближнем Востоке или в Афганистане и Пакистане. Объединяет эти различные группы салафитская и джихадистская идеология, которая сегодня находит в Сети свое развитие и распространение на мировом уровне.

Из всего этого можно сделать вывод, что, так как в ближайшие годы СМИ будут основным инструментом получения сведений для новых поколений, радикализация движения будет происходить on-line, как это уже имеет место в настоящее время. Тем не менее, использование Интернета и социальных сетей во время арабских революций обернулось тяжелым ударом не только для идеологии джихада, но в особенности для способа использования приверженцами джихада этих инструментов.

Основной сильный момент джихада on-line (e-джихад или виртуальный джихад) сегодня — это использование форумов в качестве платформы не только для распространения официальных сообщений, но в особенности для общения в социальных сетях между различными членами организации. Но это преимущество не только для виртуальных сторонников джихада, но и для различных специальных служб безопасности, если принять во внимание возможное проникновение агентов в ряды движения и саботажа со стороны различных служб безопасности.

Две тенденции проявляются с очевидностью в свете арабских революций. С одной стороны, есть желание прямо обратиться ко второму и третьему поколениям мусульман, в частности в англоговорящих странах. С другой стороны, революции используются с целью повлиять на общественное мнение арабов-мусульман. Эту стратегию мы можем определить как «мягкое влияние джихада» («soft-power jihadista»), как это видно из последних аудио- и видеопосланий наиболее влиятельных лидеров джихада.

Гомосексуализм в исламе

На активном информационном фронте, который можно определить как «жесткое влияние» («hard-power»), столпами стратегии Аль-Каиды и связанных с ней групп является производство фильмов, аудиодокументов и текстов, нацеленных на укрепление концепции джихада и чистую пропаганду с призывами к борьбе, с демонизацией Запада, с похвалами мученичеству и прочее).

В последние годы такая стратегия претерпела изменения, приспосабливаясь к использованию новых технологий и внешним переменам. В результате появились сотни виртуальных групп сторонников джихада в Facebook, Youtube и других социальных сетях. Следовательно, информационный джихад сегодня представляет собой основу информационной стратегии Аль-Каиды, что не раз подтверждалось ее лидерами.

В последние годы возникла огромная литература по вопросам джихада, были созданы виртуальные библиотеки; все это с целью дать единичному пользователю полную возможность формирования в рамках культурной и религиозной доктрины. В этот контекст вписывается рождение нового джихадистского формирования Al-Ma?sada, связанного с основным форумом сторонников джихада Al-Shumukh, фонд «Nukhbat al-I’lam al-Jihadi», первый журнал на английском языке, издаваемый фондом «Al-Malahim», информационная ветвь Aqap (Организация Аль-Каида на Аравийском полуострове). В то же время зарегистрирован экспоненциальный рост виртуальной деятельности сторонников джихада благодаря все более активному использованию социальных сетей. Родилось больше информационных агенств, чем организаций, действующих на местности.

Ключевая роль информационных формирований в деятельности Аль-Каиды по оказанию влияния на сообщества сторонников джихада проявилась в последний год в двух специфических эпизодах: гибель Усамы бен Ладена и Анвара аль-Авлаки, игравшего выдающуюся роль в Организации Аль-Каида на Аравийском полуострове. В обоих случаях сообщество джихадистов призвало подождать официального подтверждения или опровержения со стороны надежных источников информации, прежде чем делать какие-либо комментарии или заявления. Это показывает, что социальные средства информации джихадистов сильно влияют на свою виртуальную аудиторию.

Исламский секс и правила интима

Акции на площадях имеют обратное развитие. Революционная волна в арабском мире вынудила джихадистские средства информации поменять стратегию в ее диалектике. Меньшим атакам подвергаются «режимы отступников», движение в основном вдохновляется принципами ислама. Но главное, больше нельзя продвигать пропагандистскую кампанию против мусульманских народов, на которых еще вчера в некоторых случаях навешивали ярлыки отступников, потому что они не следуют по пути джихада. Недавние послания лидера Аль-Каиды Аймана аз-Завахири и лидеров Организации Аль-Каида в Исламском Магрибе (Aqim) проявляют именно этот аспект.

Цели лидеров джихада по формированию мнения менялись в зависимости от фаз: дореволюционной и постреволюционной. В основном, до того как разразилось восстание, цель посланий заключалась в том, чтобы повлиять на поведение аудитории и вести внутреннюю пропаганду. Нужно было внушить уверенность в дело джихада и моджахедов, предрекая неизбежную победу в триумфальном тоне и подчеркивая потери и поражение врага, помимо прямых угроз. Когда разразилась революция, после первоначальной растерянности Аль-Каиды джихадистские информационные средства были вынуждены принять новую коммуникационную стратегию, нацеленную на обращение не столько к моджахедам, сколько к восставшим народам. Эта смена стратегии объясняет и первоначальное молчание лидеров джихада по поводу того, что происходило в Тунисе и Египте.

Из анализа посланий лидеров джихада в последний год прослеживается внимательный мониторинг душевного состоянии сторонников джихада (из анализа форумов и социальных сетей), общественного мнения (из анализа печати и традиционных средств массовой информации), но в особенности состояния восставших арабских народов, которые стали объектом пропаганды.

В частности, совершенно очевидно, что социальные сети осуществляют роль, которую военные определяют как психологическую атаку. Первичный источник воздействия представлен форумами, где виртуально встречаются реальные моджахеды и люди, желающие ими стать. Во-вторых, именно посредством форума пользователи имеют возможность просмотреть официальную пропаганду сторонников джихада и скачать ее. Именно в этот момент виртуальное сообщество сторонников джихада планирует настоящие пропагандистские кампании, нацеленные на распространение их посланий и материалов через другие платформы (форумы, чаты, социальные сети и прочее).

Анатомия ИГИЛ подробно

Кроме того, информационные центры вместе с первоначальной версией пропагандистских материалов распространяют версию, которую можно загрузить на средства мобильной связи, демонстрируя то, что они идут в ногу с развитием новых технологий, используемых в арабских восстаниях.

Новая стратегическая теория сторонников джихада второго поколения

Первого августа 2011 года некто «Abu Hafs al-Sunni al-Sunni» на форумах сторонников джихада и в социальных сетях опубликовал статью под заголовком «Стратегическая теория сторонников джихада второго поколения: принципы и методология». (Тема была освещена Will McCants на сайте Jihadica). Анализ содержания этого джихадистского трактата является фундаментальным и очень важным для понимания в свете арабских восстаний, каковы цели поколения сторонников джихада, пользователей Facebook e Twitter. Al-Sunni призывает второе поколение сторонников джихада к большей открытости для распространения «культуры джихада». Этот дух «открытости», утверждает пользователь, должен распространяться и на форумы сторонников джихада, и на социальные сети.

Вот основные стратегические пункты. Во-первых, подчеркивается важность активной пропаганды, рассчитанной на «завоевание сердец и умов мусульман», показывая им, что другие мусульмане сражаются за ценности ислама. Во-вторых, надо избегать показа сцен насилия, таких как обезглавливание, например, которые могут негативно повлиять на мнение, который исламский мир имеет о моджахедах. В-третьих, создавать стимулирующие пропагандистские материалы, прежде чем начинать прямую пропаганду джихада: сначала лучше показать страдания исламского мира, а потом процитировать строчки из Корана, которые призывают к джихаду. Эта новая стратегическая теория предписывает  использовать социальные информационные сети в качестве необходимого инструмента для «завоевания сердец и умов» новых поколений мусульман эпохи арабских революций с целью их обучения ценностям джихада.

В общем, новая стратегия Аль-Каиды вырабатывает директивы, стратегическую концепцию и определяет цели джихада. На тактико-оперативном уровне автономные и независимые ячейки, а также отдельные личности, идеологически связанные с Аль-Каидой, имеют полное и законное право перейти к действиям. На форумах постоянно распространяются материалы доктрины и оперативные указания для самообучающихся, от которых исходит самая чувствительная угроза западным странам. Это так называемые «волки-одиночки» или «оторвавшиеся камни», как это не раз отражалось в недавних отчетах, распространенных секретными службами безопасности.

Как создавалось ИГИЛ

Желающим стать «информационными моджахедами», предлагается распространить джихадистские материалы на общих арабских форумах в качестве первоначального задания для их проверки. Нельзя определить точную группу людей, которой предназначаются пропагандистские материалы Аль-Каиды, она зависит от языка и от затронутых тем. В большинстве случаев джихадистские материалы предназначаются отдельным индивидуумам, которые могут быть как мусульманами, так и немусульманами. Можно утверждать, что в ходе арабских революций в основном пропаганда сторонников джихада направлена на молодое мусульманское население, участвовавшее в восстаниях, как это видно из последних посланий, распространившихся в Сети.

Сильная сторона информационной активности сторонников джихада обязана использованию новейших технологий, что позволяет сообщаться с различными слоями мусульманского общества. Тем не менее, несмотря на использование социальных сетей, что является большим преимуществом для пропаганды, виртуальный джихад имеет свои слабые места.

Прессинг служб безопасности на мобильную связь, в том числе и на виртуальную, удлинил время распространения сообщений в связи с описанными событиями. Это представляет слабое место организации, что проявилось во время восстаний в арабско-исламском мире. Кроме того, как уже говорилось, развитие арабских революций вынудило сторонников джихада пересмотреть свою стратегию, а послания основных лидеров до сих пор не привели к желаемому эффекту. Все это, вместе с недавним закрытием наиболее посещаемых форумов сторонников джихада является основными слабыми местами их информационной активности.

После гибели харизматичного Усамы бен Ладена и событий «исламской весны» в 2011 году Аль-Каида рискует дальнейшим распылением сил, на этот раз на стратегическом, доктринальном и информационном уровне, падает и ее имидж. Только в Сети поддерживается ее марка.

http://inosmi.ru/world/20120406/190068030.html

http://www.inosmi.ru/world/20130814/211874089.html

http://www.inosmi.ru/asia/20120520/192233433.html

Опубликовано 17 Авг 2017 в 10:00. Рубрика: Интернет. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.