Как это не удивительно звучит для нашего слуха - город Санкт-Петербург признанная культурный центр, самый западный по духу и самый европейский город России, сегодня это одновременно и одна из столиц ислама на постсоветском пространстве. По разным оценкам в городе проживают от нескольких десятков тысяч до миллиона мусульман. Такая численность делает северную столицу одним из крупнейших исламских центров не только России, но и мира.

Надо отметить, что мусульмане для Петербурга это не новое явление, их появление не есть продукт миграций охвативших постсоветское пространство в последние годы, татарская община ровесник существования города. Пётр I когда строил город пригласил представителей множества народов, в том числе татар. Согласно "Описанию Санкт-Петербурга" Богданова А. И.  Татарская слобода располагалась  за Кронверком, где жили «татары, калмыки и другие инородцы, высланные  на постройки в Петербург».

Будучи столицей империи, город никогда не терял свою мусульманскую часть, а поскольку он был не только административным центром, но культурным и научным полюсом мира то его влияние распространялось и на политическую, научную культурную часть жизни мусульман всего мира.

Россия - ваххабитские регионы

Россия - наиболее ваххабитские регионы.
Подробнее в докладе
Карта этнорелигиозных угроз
И в статье
Ваххабизм в России

Учитывая такое богатое прошлое, было бы резонно ожидать, что и на карте современной России Санкт-Петербург является не просто местом обитания целой армии мигрантов, но и местом где формируются духовные ценности и представления для современного мира. Однако ближайшее знакомство с ситуацией развеивает такие ожидания, и начиная изучать ситуацию мы сразу сталкиваемся с далеко не радужной реальностью.

В памяти всплывают  словосочетание «Петербургский джамаат» связанный с процессом по делу о покушении на убийство Валентины Матвиенко, паспортные проверки на Апраксином дворе из-за подозрений в связях с ваххабитами и партией Хизб-ут-Тахрир, татарские этносепаратисты облюбовавшие северную столицу как трамплин для своей международной деятельности. Ситуацию можно дополнить словами профессора Марата Мусина о том, что исламская община в крупных городах подобна пороху, к которой чья-то рука уже готова поднести спичку  в лице эмиссаров экстремистских движений.

Культ личности имама в Петербурге

Сентябрь и октябрь 2013 г. в Санкт-Петербурге выдались беспокойными и тяжелыми, их яркой и характерной чертой были резкие всплески народного негодования, которые регулярно возникали на почве непрекращающихся конфликтов в межнациональных отношениях. На таком негативном фоне как фарс, как пир во время чумы выглядела т.н. конференция с международным участием «Традиции российского ислама», которая была презентована РДУМ СПб 30.10.2013 в отеле «Holyday Inn Московские ворота».

И дело не в том, что имелась предварительная договоренность о выделении на ее проведении 400 тыс. руб. из средств местного бюджета, что существовала заявка в московский Фонд исламской культуры, науки и образования на 700 тыс. руб. и спонсорские средства, а также было горячее желание Р. Панчеева пожертвования прихожан Санкт-Петербургской Соборной мечети. Хотя конечно было бы не без интересно, на что и какое количество народных денег потратили организаторы при проведении этого показушного и пустого мероприятия.

Для меня в данном случае, крайне важно понимание того, что из трех крупнейших объединений мусульманских религиозных организаций РФ полностью игнорировали Совет муфтиев России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Также ее проигнорировал председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин, не было на ней и ни одного члена Президиума ЦДУМ России и даже его родного брата, имам-ахунда Рушана Пончаева, т.е. для религиозных деятелей РФ это конференция была неинтересна, это было их публичное негативное отношение к Р. Панчееву.

Даже послушное официальное мусульманское духовенство РФ понимает, что в ситуации, когда процветает ксенофобия, когда судебным решением запрещается перевод Корана, когда в Соборной мечети разрешают вести проповедь экстремистам из «Хизб ут-Тахрир», когда коренные ленинградские мусульмане (татары и башкиры) уже вытеснены из мечети, в такой обстановке в первую очередь, все силы РДУМ СПб нужно бросать не на проведение тусовок для местных чиновников, а на то, чтобы вернуть утраченное доверие местных мусульман.

Размышляя о смысловом наполнении конференции, мне непонятно, для кого она проведена (если для прихожан, то на ней их не было) и почему она состоялась не в феврале (как должно было быть), а 30 октября. Почему вместо заявленных в пресс-релизе 400 участников, конференция заинтересовала всего лишь 74 человека и где обещанные международные участники (смешно, если Р. Панчеев считает иностранцами казахов, таджиков или украинцев)?

По какой причине т.н. международную конференцию игнорировали все федеральные и местные СМИ, возможно это оценка бездействия Р. Панчеева, понимание того, что по сути он – обычный, серенький человечек, который не способен изменить к лучшему жизнь петербургских прихожан. К сожалению, приходится признавать, что за благополучной фасадной вывеской РДУМ СПб теперь прячется слабая и дряхлеющая религиозная организация, которая не знает как далее развиваться, что делать?!

Эти выводы подтверждаются отсутствием итогов прошедшей конференции, которая поразила не только своей несвоевременностью и бессмысленностью, но и отсутствием резолютивной части, не была дана оценка той вакханалии, что сегодня раскручивается в межнациональной среде, предано забвению роль религиозного самосознания, непонятно как будет развиваться исламское религиозное образование и в целом само мусульманское сообщество?

Темы докладов еще раз подтверждают то, что намного проще и легко рассуждать о том, что было создано предыдущими поколениями, а не теми мусульманами, кто живет сегодня. Мне представляется, что в первую очередь необходимо думать о дне сегодняшнем и дне завтрашнем.

Будет ли развиваться традиционный ислам в России или продолжится его стагнация, мы узнаем очень скоро.

http://kamil-isljaev.livejournal.com/2984.html

Эксперты: В Петербурге не исключено повторение бирюлевского сценария

Духовное управление мусульман Петербурга в СЗФО не ведет работы, направленной на искоренение опасных сект. Мусульмане в Северо-Западном регионе крайне разобщены, и «мало кто знает, что творится внутри отдельных общин». Не исключено, что многие из них сливаются с ОПГ. Поэтому Петербург может ждать бирюлевский сценарий развития событий. Об этом говорится в докладе представителя Духовного управления мусульман Европейской части России имама-мухтасиба Петербурга и Ленобласти Мунира-хазрата Беюсова и его заместителя Таная-хазрата Чолханова о религиозной ситуации в городских и областных мусульманских организациях.

Как сообщает «БалтИнфо», в докладе подчеркивается, что в Петербурге «исламизм начал свое слияние с ОПГ, в результате чего возникают перестрелки в центре города с криками «Аллах акбар». При этом в Соборной мечети города проповедует член террористической организации «Хизб ут-Тахрир». Ранее Мунир-хазрат Беюсов уже выступил с резким осуждением этого выступления, после чего председатель петербургской общины «Мекка» Ринат Валиев обвинил его «в сотрудничестве с силовиками». Ранее Валиев осудил возложение венков к могиле Неизвестного солдата, назвав тех духовных лидеров, которые участвуют в возложении венков, «многобожниками и кяфирами» (неверными).

«Если ситуация в Петербурге будет развиваться по этому сценарию и дальше, то вполне можно ожидать распространения экстремистского движения в СЗФО и рост ультраправых организации в противовес ему. Не исключен бирюлевский сценарий развития событий или образование крупного криминально-экстремистского холдинга», – подчеркивают авторы доклада.

В документе перечислены и позитивные изменения. По словам Беюсова, в последние три года мусульмане Петербурга наладили успешное сотрудничество с РПЦ в лице петербургской митрополии. Был проведен цикл лекций, создана серия телепередач; также были проведены встречи мусульман с представителями РПЦ, в том числе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. В результате взаимодействия местной религиозной организации мусульман «Азан» с отделом по борьбе с экстремизмом (отдел «Э») ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти была ликвидирована петербургская ячейка экстремистской организации НОРМ.

Напомним, 10 октября в Москве на глазах у своей невесты был убит 25-летний житель района Бирюлево Западное Егор Щербаков. После этого жители Бирюлево вышли на улицы на стихийный митинг с требованием найти убийцу. Народный сход перерос в массовые беспорядки и погромы. По подозрению в убийстве Щербакова был арестован гражданин Азербайджана Орхан Зейналов. 18 октября ему было предъявлено официальное обвинение.

http://www.nr2.ru/northwest/480068.html

Чтобы прочитать, откройте вкладку

Если это так, то данная тема требует настойчивого внимания и самой кропотливой работы. Кто же является лидером исламского сообщества Санкт-Петербурга, и как так получается, что ситуация уже выходит за рамки мирного развития, неся очевидные угрозы гражданскому миру и благополучию?

В поиске законных лидеров, мы обнаруживаем, что у мусульман Петербурга сейчас как бы две головы, город разделён надвое между двумя муфтиятами, что впрочем, отчасти повторяет общую ситуацию в исламском сообществе России. С одной стороны существующий с советских времён во главе  с муфтием Равилем Пончаевым руководителем Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России подчиняющийся ЦДУМ (Уфа). Этот центр существует на протяжении уже нескольких десятилетий и привычен для чиновников и государственных служащих, работающих с данной сферой.

ислам

Отношение к нациям и возможен ли национализм в исламе:
Ислам о национализме

В городе есть так же представительство Духовного Управления мусульман Европейской части России в Санкт-Петербурге возглавляемое Муниром-хазратом Беюсовым, вокруг которого собралась группа молодых интеллектуалов, в том числе Танай-хазрат Чолханов, Тарас Черниенко. Второй центр работает с Советом Муфтиев России с центром в Москве.

Стоит отметить, что исламское сообщество разделено не просто на две части, есть множество автономных групп организованных по этническому или идеологическому принципу, не подчиняющиеся фактически никому и ведущие свою деятельность самостоятельно, а часто и скрытно от чужих глаз, когда никто кроме участников этой группы не знает о её существовании. А какой может быть эта деятельность мы можем составить представление по делу русского ваххабита Егора Рябинина известного как Харун ар-Руси, поехавшего воевать против режима Башара Асада и партии БААС в Сирии и вероятно убитого исламистами за то, что не соответствовал их представлениям о том каким должен быть мусульманин. У несостоявшегося «воина джихада» были русские друзья,  ранее погибшие на границе с Таджикистаном когда поехали воевать на стороне исламистов.

То есть эта среда имеет явную склонность порождать экстремистов, у которых идеи далеко не расходятся с практикой. Не менее известна ситуация с татарским националистом и по совместительству председателем мусульманской организации «Мекка» Ринатом Валиевым, оскорблявшем ветеранов Великой Отечественной войны, и мусульман отдающих дань памяти Дню Победы. Ранее Валиев был уличаем в ксенофобских высказываниях в адрес этнически русских и христиан в социальных сетях. Валиев связан своими контактами с ещё одним героем религиозно-общественной жизни Салманом Севером, он же Максимом «Барзах», в обыденной жизни Максимом Байдаковым ярким представителем Движения Русских Мусульман соединяющим национал-социалистическую идеологию с исламизмом и являющимся, несмотря на своё русское происхождение одним из идеологов неосманизма.

Учитывая лидерское положение в группе русских мусульман и контакты с исламистами с Ближнего Востока легко предположить связь Салмана Севера-Байдакова с отправкой Егора Рябинина в Сирию. Мы не станем поднимать вопрос, что происходит в этнических сегментах исламского сообщества Петербурга, таких как таджикское, узбекское и так далее.

ислам

Отношение к собственности иноверцев в Исламе в статье:
Собственность неверных в исламе

Как получилось так что ситуация приобретает такой неуправляемый и в целом опасный характер для нашего общества характер? Для того, что бы прокомментировать положение мы обратились к Танаю-хазрату Чолханову, молодому, но достаточно известному татарско-мусульманскому общественно-религиозному деятелю, который сочетает в себе приверженность универсальным ценностям Ислама с самобытными национальными традициями. Танай Чолханов кроме всего прочего самобытный мыслитель, пишущий на самые разные темы от глубин традиции до особенностей современного образа жизни и мироустройства. Что бы продемонстрировать ту роль, которую он сейчас играет для сообщества, упомяну о том что видел в  обсуждении на одном из тюркистских форумов я нашёл уважительное упоминание о нём в форме «Танай-бек», - что в тюркоязычной культурной среде означает проявление явного уважения.

Владимир Киреев: Уважаемый Танай-хазрат, скажите какую роль,  по вашему мнению, играет ислам в жизни Санкт-Петербурга и России в целом?

Танай Чолханов: Но так уж случилось, что именно традиционный Ислам сейчас играет огромное значение для всего мира, от его развития и трансформации в мусульманских регионах нашей страны зависит все наше будущее в целом. Но ведь именно поэтому разные псевдотрадиционные силы, заинтересованные не в мире, а нагнетании конфликта в обществе, в каких то своих целях  тормозят просвещение внутри общины и развитие мусульманского духовенства!

Владимир Киреев: Я заметил, что исламское сообщество Петербурга, к сожалению, неоднородно, расскажите о ваших коллегах из «ДУМ Санкт-Петербурга».

Танай Чолханов: Действительно, в результате определенных интриг и хитрой игры с существующим режимом покойный ныне муфтий Жафяр Насибуллович Пончаев получил в 70-е годы прошлого века фактически полный контроль над Соборной Мечетью Санкт-Петербурга. С тех пор прошло много времени, а время и власть, как известно, могут пагубно сказаться на человеческой душе. Мы видим, что за практически сорокалетний период времени ислам на Неве не сделал конструктивных шагов к своему развитию и расширению проповеднической деятельности.

Владимир Киреев: Где корни такого положения дел? Как получилось что у города две, а на самом деле намного больше мусульманских общин?

ислам

Положение иноверцев при шариате, подробнее в статье:
Что такое джизья?

Танай Чолханов: Так случилось, что работа по мониторингу ситуации с исламом на Неве представителями ДУМ Санкт-Петербурга велась только формально. В результате ничто не препятствовало спонтанному  возникновению множества полуподпольных организаций, молельных комнат, которые, порой, располагаются в гаражных кооперативах и подсобных помещениях рынков. Представители различных диаспор избирают себе духовных лидеров по принципу землячества, из своих же республик, стран ближнего зарубежья. Нередко в этих организациях действуют идеологи салафитского толка, различные ультраправые националисты.

Сейчас вот снова всплыла проблема вербовщиков боевиков из новообращенных русских мусульман — ведь ранее никакой работы по этому вопросу не велось. Есть множество фактов, - молодые люди из русских семей, по различным причинам желающие принять ислам, или узнать о его доктрине, в Соборной Мечети сталкивались с хамством и оскорблениями. После этого, когда озлобленные и  разочаровавшиеся в любой традиционности люди как раз и попадают под влияние салафитов или русских правых националистов, оказываясь, в конечном счете, на стороне сепаратистов всех мастей и остальных врагов нашей страны. Если сегодня мы не сможем начать действительно эффективную работу в направлении религиозного просвещения  и мониторинга деструктивных религиозных течений, последствия для всей России трудно себе представить. Санкт-Петербург — вторая столица Российской Федерации, фактически являющаяся европейским «лицом» нашей страны...

Владимир Киреев: Мне знакомы две полярные точки зрения, кто-то считает муфтият Пончаевых авторитетной и серьёзной организацией, частности это мнение чиновников отвечающих за профильную работу. А вот представители мусульманского сообщества придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что деятельность Пончаевых завела ситуацию в тупик, что они утратили фактически контроль над жизнью религиозной общины. Каково ваше мнение?

Танай Чолханов:  На деле ситуация выглядит несколько иначе. Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России» с поставленными самой жизнью задачами не просто не справляется, но и не стремится к достижению подобных целей! На глазах мусульман в северной столице разворачивается поистине сатанинский спектакль интриг и мелочной борьбы за власть. Местные мусульмане – татары, дагестанцы, азербайджанцы, живущие в городе на Неве уже несколько поколений, окрестили происходящее «пончаевщиной» - по фамилии правящего клана «потомственных муфтиев» - семьи Пончаевых. Какие же заслуги перед городом, общиной и народом имеет эта семья?

ислам

Отношение к атеистам и другим религиям в Исламе в статье:
Что говорит Коран про иноверцев

Владимир Киреев: Мы все обеспокоены происходящим в северной столице, и хотим найти пути для стабилизации ситуации, мне кажется, что такую роль может сыграть взаимное просвещение различных частей нашего общества и знакомство с собственной традицией, что вы думаете по этому поводу?

Танай Чолханов:  Образовательных центров, организованных ДУМ СПБ к сожалению до сих пор не было создано. А ведь сейчас, с ростом количества мигрантов из традиционно мусульманских регионов, проблемой их адаптации должны заниматься, в первую очередь духовные лидеры мусульман. Более того, перед угрозой салафизма, ваххабизма и религиозного экстремизма просветительские программы должны стать первостепенной задачей для духовенства всех конфессий! А ведь существует так же и проблема этнической преступности, которая подстегивает, в свою очередь, и ультраправые националистические организации. И ведь кому, как не священнослужителям, духовенству всех официальных конфессий нашей страны необходимо сегодня мобилизовать все свои силы для просветительской и духовной работы именно с «проблемными» слоями нашего общества.

Мы, в свою очередь, направляем свои усилия для формирования образовательных центров, в частности стали традиционными наши занятия в библиотеке национальных литератур им А.С. Грибоедова, где собираются представители различных диаспор Санкт-Петербурга, знакомятся, открывают свою культуру и традицию. Там можно встретить православных, мусульман — что особенно важно, как суннитского и шиитского направлений. Особенно хочется отметить наше плодотворное сотрудничество с православными священнослужителями, особую благодарность хочется выразить отцу Константину Морозову из отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, клирику Князь-Владимирского Собора отцу Владимиру Федорову.

Так же мы создаем и телепрограммы в интернет-вещании, где в онлайн-режиме ведем беседы с представителями Православной Церкви, так же традиционными стали наши передачи на христианском радио «Мария» - все так же в рамках единой программы с Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии. Поверьте, в условиях постоянного давления и полного отсутствия ресурсов это очень не простая работа.

Владимир Киреев: Расскажите подробнее о своей организации, и вашем руководителе Мунире-хазрате Биюсове:

Танай Чолханов: Наша группа сложилась вокруг  назначенного Духовным Управлением Мусульман Европейской Части России имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунира-хазрата Беюсова, молодой исламский проповедник из Нижнего Новгорода, автор сборников проповедей. При поддержке ДУМЕР и прогрессивной мусульманской общественности Санкт-Петербурга этот человек начал развивать в городе исламские образовательные программы, сделал значимый вклад в развитие межконфессионального диалога.

Занимается он и таким важнейшим на сегодняшний день вопросом, как открытое общение с представителями других конфессий для разъяснения позиций и ценностей истинного традиционного ислама, просветительскими программами для широкого круга интересующихся исламом людей. Но ведь именно он и был, в конечном счете, обвинен в религиозном экстремизме и связями с радикалами новым «потомственным муфтием» ДУМ СПБ Равилем Пончаевым! Обвинения совершенно беспочвенные и абсурдные.

ислам

Отношение ко лжи в Исламе подробнее в статье:
Разрешена ли ложь в исламе?

Увы, но, пользуясь своими связями в местной административной среде, вышеуказанное «духовное лицо» мешает теперь и любой общественной деятельности Мунира-хазрата и всех представителей его команды в Санкт-Петербурге. Вероятно, подобное поведение духовного лица можно было бы оправдать собственной активной работой, но, увы, сам ДУМ СПБ под руководством нового лидера Равиля Пончаева не проводит НИКАКОЙ подобной деятельности, от этого становится обидно за всех мусульман региона.

Владимир Киреев: Но, наверное, можно вспомнить, что руководитель организации «Мекка» Ринат Валиев известный своими радикальными высказываниями и связанный с печально известным Салманом Севером так же является представителем Совета Муфтиев России, как вы это можете объяснить, во всяком случае, буквально в мае 2013 года он заявлял об этом?

Танай Чолханов: Это пример нечистоплотного поведения наших «коллег» из ДУМ СПБ, с которыми сейчас и сотрудничает Ринат Валеев. Дейсвительно, когда-то она имела отношения к ДУМЕР, но уже в 2011 году Духовное управление мусульман Европейской части России поставило в известность Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу о том, что местная религиозная организация «Мекка» утратила признаки религиозного объединения (т.е. объединения граждан для совместного совершения богослужений) и ее деятельность не соответствует уставным документам ДУМЕР. Однако наши «коллеги» таким вот способом, не имея к нам никакого отношения,  дискредитируют уже нашу организацию.

Владимир Киреев: Танай-хазрат, расскажите какие проблемы вы ещё считаете злободневными для исламского сообщества и в целом для петербуржцев?

Танай Чолханов: Нельзя не упомянуть, что будучи полностью поглощенным яростной войной с радикалами, руководство ДУМ СПБ совсем забыло про состояние соборной мечети. А между прочим начавшееся разрушение кладки минаретов могло стоить жизни как простым петербуржцам, так и мусульманам, которые приходили в мечеть для молитвы. Огромные камни внешней кладки, весом от 50 до 100 кг срывались с минаретов, падая со свистом на тротуарную плитку, и разрывали ее словно снаряды немецкого артобстрела времен Ленинградской Блокады.

Ислам в России

Карта в полном размере: Расселение мусульман в России

Что же, то, чего не смогли добиться фашисты, вполне может случиться сейчас – ведь конструкции мечети уже более 100 лет, разумеется, ей необходимо квалифицированное техническое обслуживание, не говоря уже о том, какую опасность представляет собой аварийное сооружение для жителей и гостей прекрасного музейного и исторического центра, Культурной Столицы России, которой, несомненно, является Санкт-Петербург! И об этом так же писала пресса.

Владимир Киреев: Мне известно, что ваше сообщество проводит большую работу по формированию межконфессионального диалога, в частности я присутствовал на организованном вами «Форуме традиционных конфессий: навстречу обществу солидарности и прогресса», прошедший 30 июня 2013 года в котором приняли участие представители самых разных конфессий и общественных организации. Это были и сунниты, и шииты, православные, протестанты, католики и многие другие.

Особенно на меня произвело впечатление, что присутствовали и русские и татарские национально-консерватиные организации, которые заявляли о приверженности делу строительства гармоничного общества и желании совместно работать на благо России и всего человечества в целом. Такое содружество, при этом созданное снизу, без участия власти и формализма, без карьерных и финансовых подтекстов, на мой взгляд, уникально для современной России и постсоветского пространства. Расскажите подробнее об этом.

Танай Чолханов: В последнее время идея межконфессионального диалога и нового облика мусульманского духовенства превращается в жизненную необходимость. И действительно, все акты религиозного экстремизма, молодежного экстремального национализма и этнической ненависти происходят, в своей основе, из крайнего невежества и незнания традиции – как религиозной, так и светской.

Увы, люди теряют связь с историей даже своего народа, и остается только надеяться, что будущие поколения молодежи в нашей прекрасной многонациональной стране смогут находить общий язык, понимание со своими братьями из других этносов нашей большой Родины. И если мы думаем о будущем и заботимся, о тех, кто придет после нас, то просто обязаны нести и просветительские идеи и бороться с невежеством в каждый момент нашего сегодняшнего бытия.

Исходя из этого мы сейчас разрабатываем обширную образовательную программу, в которой планируем участие различных этно-культурных автономий и диаспор. В рамках   нашей деятельности мы будем уделять внимание именно диалогу традиционных культур и цивилизаций, и рассматривать религию как неотъемлемую составляющую сформировавшейся культурной традиции — что справедливо для любой нации. Вот как раз сейчас в Библиотеке Национальных Литератур прошел наш совместный с представителями Русской Православной Церкви лекторий, где формирование культуры современной России рассматривалось именно как результат многовекового диалога цивилизаций.

Конечным продуктом подобной работы должно стать формирование новой идеологии для культурного курса нашей страны — понимание того, что все народы  этносы, проживающие в Российской Федерации, являются взаимосвязанной структурой в едином целом, гранями одного кристалла, каждая из которых сияет своим неповторимым блеском. Разумеется, нарушение одной такой структурной связи может нанести непоправимый вред и единому целому, а ведь все мы, по сути, связаны историей и одной землей.

И весьма символично, что формирование такого подхода к сохранению единства традиционных ценностей происходит в столь многогранном центре культуры и искусства, как Санкт-Петербург, где соседствуют Христианские, Исламские, Буддийские храмы и святыни, где соприкасаются культуры Европы и Азии, Востока и Запада, Севера и Юга. Это — идеальная модель в миниатюре, город, который вполне может претендовать на роль истинного «перекрестка караванных путей» современной цивилизации — величайшего культурного, религиозного центра, формирующего мировоззрение не только России, но и всей Евразии.

Владимир Киреев: Я благодарю вас за интересный разговор, сожалея, что больший объём просто будет излишним и надеюсь на развитие ваших инициатив!

-----------------------------

Мы надеемся, что мусульманское сообщество найдёт выход из сложившегося тупика, и в этом свою роль сыграет  группа молодых мусульман ярко проявившая себе в последнее время в Санкт-Петербурге  и уже привлешая внимание не только на региональном уровне, но и международном уровне. Например на «Форуме традиционных конфессий», прошедшем 30 июня 2013 года присутствовали представители Азербайджана, Ирана, ряда стран Средней Азии, сирийского землячества. Это не может не вызывать интерес, тем более что нас связывает с этими странами не только культурные но и хозяйственные и геополитические интересы.

А трагичные события в Сирии и Ливии уже служат тем зловещим уроком, что бы мы не позволили в своём доме наводить порядки таким вот «слугам хаоса» прикрывающими свои чёрные сердца и дела символами традиционных религий. Мы надеемся, что для нашей страны прошло время зарубежных учителей, работавших на деньги неизвестного происхождения. Мы перестали удивляться, тому что за этими марионеточными «вождями» часто прячутся самые мрачные кукловоды. Мы видим рождение собственных духовных лидеров, которые уже засияли на нашем Российском небосклоне.Как мы сказали, группа Мунира-хахрата Биюсова, Таная-хазрата Чолханова, Тараса Черниенко уже вышла за рамки региона,  и даже страны.

Например, они работают с представителями диаспоры татар-мусульман в Финляндии, готовят совместное с православными консервативными силами обращение к французскому народу — в том числе к мусульманской общине Франции, в свете последних изменений во французском законодательстве. Это, кстати, ещё раз укрепляет имидж России как опоры консервативных ценностей для Европы. Мы надеемся, пример духовного развития и межконфессионального сотрудничества Санкт-Петербурга послужит моделью для подражания для проблемных сообществ Западной Европы и других регионов как России так и стран бывшего Советского Союза.

http://falangeoriental.blogspot.ru/2013/08/blog-post_11.html