Публикуем первую часть статьи Максима Лебского об идеологии РПК и её эволюции в течение десятилетий борьбе. Первая часть посвящена начальному периоду истории партии, когда на её вооружении была идеология «реального социализма» (пожалуй, уместно было бы охарактеризовать её и как сталинистскую). Не во всём мы согласны с автором статьи — с его позитивными оценками «советского блока» или характеристикой раннего капитализма как «прогрессивного». Однако несомненным достоинством текста является его опора на первоисточники. С ними будет интересно познакомиться и читателю:

Противостояние РПК и турецкого государства продолжается. Это война, ведущаяся более 30-ти лет, имеет долгую историю и связана с ключевыми событиями на Ближнем Востоке, происходившими в первой четверти XX -го века. На наш взгляд, белым пятном в многочисленной литературе по РПК является вопрос о сущности идеологии партии на разных этапах ее существования. Для нас представляется принципиально важным выявить ключевые точки идеологической платформы РПК, выявив их взаимообусловленность.

Первая программа РПК был создана за год до формального создания партии, т.е. в 1977 г. В ней нашло выражение результаты продолжительной и упорной теоретической работы, которую вела группа «Курдские революционеры» с 1973 г. по 1977 г. Программа состоит из трех частей, в которых представлен анализ мировой ситуации, истории Курдистана и представлен перечень революционных целей и задач РПК.

Первая часть программного документа содержит краткий анализ развития классового общества, которое рассматривается через призму категории «колониализм». «История колониализма начинается с переходом к классовому обществу. Любой тип производства, что было вызвано развитием классового общества, разработал специальную форму колониализма. В той же степени, как росла классовая эксплуатация и, с ним, развивалось классовое угнетение внутри общество, также росло угнетение других народов вовне» . Рабовладельческое, феодальное общество вырабатывает свой тип колониализма, который в основе своей базируется на внеэкономическом принуждении.

Последняя форма колониализма формируется внутри новой империалистической системы, в которую превращается ранний, прогрессивный капитализм. Данная форма зависимости угнетенных народов носит, прежде всего, экономический характер, т.к. базируется на основе экспорта капитала и промышленных товаров. Октябрьская революция, говорится в программе, вырвала Россию из капиталистической системы, подорвав ее тотальное господство, сложившееся к Первой мировой войне. Советская Россия выступила своеобразным мостом между революционным движением Запада и странами Востока, перенося пламя мировой революции в наиболее отсталые и зависимые страны.

Европейское революционное движение не смогло победить и оказать существенную помощь СССР. Кризис традиционных буржуазных партий, обусловил появление фашизма как нового типа диктатуры буржуазии. С приходом нацистов к власти в Германии, над миром нависла угроза новой мировой войны. В программе говорится: «В России, пролетариат, который вышел победителем из гражданской войны и отверг империалистическую интервенцию, ускорил социалистическое строительство. В 30-е годы с ликвидацией собственности богатых землевладельцев, была ликвидирована материальная основа возврата к капитализму.

в) В колониях, были разработаны объективные условия для революции. В некоторых странах, создание субъективных условий значительно прогрессировало. В таких странах, как Вьетнам и Китай , начали развиваться революции под гегемонией пролетариата» .

Победа Советского Союза над фашистской Германией значительно ослабила империализм, но предопределила жесткое разграничение большинства стран на два противоборствующих блока. Этим процессам сопутствовала победа буржуазно-демократических революций нового типа в ряде стран Востока: Китай, Вьетнам, Северная Корея.

50-е годы стали временем активного проведения со стороны США своей неоколониальной политики. США сменила Англию на посту мирового жандарма. Это начали осознавать многие страны и народы Африки, активизировавшие свою борьбу за полное, как политическое, так и экономическое освобождение. Революция на Кубе заложила плацдарм для скачка пролетарской революции в Южную Америку. Важнейшее значение имела борьба Палестины, она выступила «координационным центром» в борьбе против империализма на Ближнем Востоке.

Вторая часть программы посвящена истории Курдистана. В программе РПК говорится, что земли, на которых располагается Курдистан, были «колыбелью цивилизации», имевшие с древних времен важнейшее стратегическое значение. Это обусловило ожесточенную борьбу между разными политическими силами за доминирование в данном регионе. В VII в. до н.э. возникает мощное государство Мидия, которое рассматривается курдами, как часть собственной национальной истории. Мидия была завоевана персами в середине VI в. до н.э. После этого начинается трагический этап курдской истории, в котором курдский народ подпадает под господство разных империй и народов (персы, греки-македонцы, армяне, римляне, византийцы, османы). Расселение курдов в гористой местности затруднило ассимиляцию курдов и позволило сохранить им национальную идентичность.

Курдистан

Решительные перемены в жизни курдского народа начались с момента религиозной экспансии арабов в VII в., а затем и огузских кочевых племен в XI в. Турецкое государство, первоначально, предоставила некоторую автономию курдским феодалам, рассчитывая использовать их в военном противостоянии с Сефевидским Ираном, но с первой четверти XIX в. началось планомерное подчинение курдских феодальных княжеств власти султана. Первая мировая война стала могилой для нескольких империй, в том числе и для Османского государства. Но курды в силу племенных пережитков и феодальной отсталости не смогли использовать эти процессы для своего национального освобождения.

Многие курдские вожди были проводниками воли центральной власти, предавая интересы своего народа. В программе говорится: «Подавление и эксплуатация нашей страны на этапе капиталистической цивилизации достигли измерения, которое не уступает оккупациям и расхищению периодов рабства и феодализма. Буржуазные колониалистские силы не боялись удалять имя нашей страны и существование нашего народа из истории со всеми возможными методами и ими находящимся в распоряжении средствам уничтожения.

Наша страна, которая была разделена между османским султаном и иранским шахом на две части, теперь в результате соглашения между турецкими колониалистами и французскими и английскими империалистами, разделена на четыре части».

С возникновением Турецкой республики наступил этап буржуазной эксплуатации курдских земель. Центральная власть столкнулась с интересами курдских землевладельцев, которые не желали терять свои вольности и привилегии. В турецкой пропаганде курды именовались «горными турками», «реакционными варварами». Режим старался заполучить поддержку лояльных курдских племен, тем самым раздробляя силы курдского этноса. Курдское восстание 1925 г. имело массовый характер, но правительству удалось его уничтожить, по причине слабости руководства повстанцев – это были крупные аги и шейхи. Выступление Шейха Саида использовалось кемалистами для массового уничтожения курдского населения, и продления существования режима военной оккупации на территории Курдистана. Этот режим продлился с 1925 по 1938 гг.

Далее в программе говорится: «Несмотря на чрезвычайно благоприятные международные условия для освобождения от колониализма после Второй империалистической войны, не было достигнуто никакого прогресса, поскольку Турция не участвовала в этой войне, наша страна была под строгим контролем военных и поэтому отсталая социальная структура сохранилась».

В послевоенный период потребности турецкой экономики обусловили расширение рынков сбыта товаров, экспорта сырья и рабочей силы за счет курдских земель. Это нарушило былую социально-экономическую изоляцию Курдистана, и крепко втянула его в орбиту колониального турецкого капитализма. Массы безработной курдской молодежи устремились на запад страны в поисках заработка. Власти же в свою очередь старались использовать потоки трудовой миграции для продолжения интенсивной политики по ассимиляции курдов.

Стоит отметить, что в программе РПК была выражена важная мысль: «(Капитализм в Курдистане)… не национальный капитализм, который разрабатывался внутренней эволюцией курдского общества, а управляемый извне капитализм, который находится в службе колониализма. Капиталистические предприятия находятся в большинстве во владении турецкого государства» . Цель данного экономического строя состоит в ограниченной модернизации курдского общества, при сохранении в нем рудиментов феодальных порядков. При этом ограниченная капиталистическая модернизация сопровождается разграблением естественных и иных ресурсов Северного Курдистана.

Тезис о внешнем характере капитализма для Курдистана находит определенную схожесть с представлениями русских народников. Они видели в русской общине тот коммунистический элемент, который позволит избежать тернистого пути построения национального капитализма. Но нигде в программе РПК нельзя отыскать надежд на курдскую общину как на элемент будущего бесклассового общества. Курдистан в середине XX века не являлся единым политическим и социально-экономическим пространством, на этих территориях не существовало единого национального рынка в отличие от России второй половины XIX в.

Курды в Сирии

Курды в Сирии

Курдский этнос был разделенным народом, и каждая из его частей была вовлечена в жизнь государства, в которых доминировали иные нации-гегемоны (турки, персы, арабы). Вот почему полное отождествление взглядов народников и курдских революционеров было бы поверхностной передержкой. Идеологическая позиция РПК ближе к революционному опыту Китая или Вьетнама. В этих странах организация революционеров в форме партизанской армии опиралась на революционную инициативу крестьянства и небольшого рабочего класса в борьбе за национальную независимость и создание социалистического общества.

Ниже приведены основные тезисы, отражающие видение РПК места Курдистана на политической карте Ближнего Востока:

«A) Курдистан — это одно самых слабых звеньев в империалистической цепи на Среднем Востоке.

B) Курдистан — это классическая колония. Она была колонизирована Ираном, Ираком, Турцией и Сирией.

C) С одной стороны, продолжительное иностранное господство в Курдистане препятствует независимому развитию общества и позволяет сохраняться остаткам средневековья.

D) В Курдистане никакая из задач буржуазно-демократической революции не была решена. Колониализм и полуфеодальный уклад — это две важных цели этой революции» .

Третья часть программы содержит характеристику революционного процесса в Курдистане и насущных задач революционного движения. Курдская революция – это революция нового буржуазно-демократического типа и она имеет два аспекта – национальный и демократический. В программе говорится: «…национальный конфликт представляет собой главный конфликт, его разрешение является определяющим фактором для разрешения других общественных конфликтов. Пока не разрешен национальный конфликт, разрешение любого общественного конфликта невозможно. Первый шаг революции в стране должен быть непременно национального характера».

Курды в контексте трубопроводов

Курдистан в контексте трубопроводов

Ликвидация феодальных пережитков и колониализма также имеет важное значение. Социальная и национальная борьба тесно переплетены друг с другом: «Существует тесная связь между этими двумя аспектами революции. Оба аспекта почти слиты друг с другом. Демократическая революция развивается вкупе с национальной, причем последняя имеет главное значение».

В связи с тем, что капитализм в Северном Курдистане носил «внешний, навязанный характер», его продвижение было связано с целями турецкого колониализма. В недрах курдского общества, несмотря на наличие отдельных элементов, не смогла вызреть национальная буржуазия как класс осознающий необходимость национального освобождения. Крупные землевладельцы и компрадоры предали курдский народ, став частью господствующего класса Турции. Городская мелкая буржуазия также не обладает политической самостоятельностью. Единственная социальная база революционного движения в Курдистане – это классовый союз пролетариата и крестьянства. «Только политическое, политическое и организационное лидерство пролетариата может вызвать к жизни такой союз».

Конечной целью революционной борьбы курдского народа должно стать бесклассовое общество, но для этого необходимо пройти труднейший путь. В программе РПК этот путь представлен в следующих шагах.

Для того чтобы попросту не пересказывать текст, позволим себе процитировать эту часть программного документа:

Курды - пешмерга в Ираке

В полном размере: Курды - пешмерга в Ираке

«А) Завершение господства турецкого колониализма и стоящего за ним империализма над Курдистаном. Для этой цели должны быть выполнены следующие задачи:

1.Создание широкого национального единого фронта из рабочих, крестьян, интеллигенции и патриотов из других классов и слоев.

2.Обеспечение всеобщей организации народа через создание объединений рабочих и крестьян, ремесленников, молодежи и женщин

3. Ведение народной борьбы, которая является главной формой борьбы против колониализма, для этой цели должна быть создана народная армия, куда набирать будут главным образом из крестьянства.

4.Прекращение разногласий внутри народа, которые провоцируются религиозным сектантством и сословным мышлением колониально-буржуазной партийной системы и используются землевладельцами для консолидации их собственного классового господства. Устранение регионализма и ограниченного национально-буржуазного мышления.

5. Разоблачение капитулянтских настроений, не ведущих к уничтожению ига Турецкой Республики, которые предлагают такие идеи как «региональная автономия», «автономия» и т.д., т.е., в основном, являют собой компромисс с колониализмом. Вести против них решительную борьбу.

6. Конфискация земель у землевладельцев, которые были замечены в коллаборационизме с колониальными захватчиками и раздача этой земли безземельным крестьянам.

7. Создание собственных хозяйственных, культурных, воспитательных и медицинских организаций для борьбы с многообразными формами разрушения, которое принес народу колониализм.

Курды

Разделение иракского Курдистана между партиями

Б) Установление рабоче-крестьянского правительства как первый шаг к созданию демократической народной диктатуры. Это правительство будет проводить следующие мероприятия:

1.Конфискация всех эксплуатируемых колониалистами национальных ресурсов: таких, как фабрики, сельскохозяйственные производства и все другие предприятия. Все они будут переданы в общественную собственность.

2. Устранение финансово-кредитной системы колониализма и создание независимой финансово-кредитной системы.

3. Создание суверенитета страны. Нетерпимость к военным базам или привилегиям какой-либо другой страны.

4. Конфискация совокупного имущества всех собственников земли за исключением собственности патриотов, обобществление и раздача этой земли малоземельным и безземельным крестьянам. Патриотическим кругам для получения средств к жизни будет оставлено необходимое количество земли, остаток по договоренности будет передан в общественное владение.

5.Отмена всех долгов бедных крестьян ростовщикам и банкам.

6. Гарантия демократии для всех рабочих и крестьян в первую очередь, далее – для патриотических классов и слоев, применение диктатуры по отношению к землевладельцам-коллаборационистам и компрадорской буржуазии.

Устранение препятствий для организации трудящегося народа в экономической, политической и культурной областях, развитие законодательства для организации в этих сферах.

7. Открытие новых сфер деятельности для рабочих, мероприятия для духовного и интеллектуального роста рабочих, попытка введения 8-часового рабочего дня.

8. Устранение колониальной правовой системы и установление демократической правовой системы.

9. Устранение всех видов феодального угнетения женщин и установление гарантий равноправия мужчин и женщин во всех социальных и политических областях.

10. Устранение всякого рода угнетения национальных или религиозных меньшинств.

В) Создание независимой экономики страны. Для этой цели будут проведены следующие мероприятия:

1. Управление экономикой посредством центрального планирования.

2. Приоритетное развитие обобществленной тяжелой промышленности.

3. Использование природных ресурсов, перевод транспортной системы, торговли, банков и СМИ в общественную собственность.

4. Проведение земельной реформы и вовлечение крестьян в коллективные хозяйства при помощи и поддержке государства.

5. Приветствие частных инициатив, полезных для развития общества, также как и их поддержка и выделяемые на них государственные дотации.

6. Создание национальных образовательных и воспитательных учреждений вместо колониальных образовательных и воспитательных учреждений, выбор одного из курдских диалектов в качестве национального языка. Интенсификация исследований и организационной работы в сфере курдского языка, литературы и истории. Всему народу будет предоставлена возможность учиться читать и писать.

Г) Укрепление единства Курдистана. Для этого предусмотрены следующие мероприятия:

1. Осуществление революции в каждом регионе как собственная задача для живущей там части народа.

2. Борьба в каждом регионе против любых попыток, направленных на примирение живущей там части народа с аппаратом колониального государства посредством самых разных реформ под лозунгом «Автономии».

3. Мероприятия по обеспечению всемерной взаимной поддержки и солидарности между борющимися революционными силами в каждом регионе.

4. Объединение в целое будет осуществляться только по свободному волеизъявлению населения каждого отдельного региона.

Д) Применение пролетарского интернационализма по отношению к соседним народам и к межнациональным вопросам. Нужно обратить внимание на следующие пункты:

1. На базе дифференциации различных стран персональная ответственность любого революционного движения за революцию в собственной стране станет определяющим принципом для отношений с революционными силами соседних народов; на этой основе проводится скоординированная борьба на различных уровнях.

2. Единство с соседними народами базируется на свободе и независимости каждого отдельного народа. Будет проводиться неустанная борьба, чтобы сломить любое навязанное единство, которое не основано на этом фундаментальном принципе.

3. Дружба с социалистическими странами, союз с национальными освободительными движениями и солидарность с рабочим движением и демократическими тенденциями во всем мире положены в основу. Будет проводиться борьба за сохранение мира во всем мире».

Как не сложно заметить при чтении вышеприведенной части программы, Рабочая партия Курдистана испытало сильнейшее влияние национально-освободительных революций в странах третьего мира (в Китае и Вьетнаме). Именно поэтому РПК позиционировала себя как часть мирового революционного фронта, сражающегося против империализма.

В задачи курдского революционного движения, в первую очередь, входило создание двух структур – широкого народного фронта и партизанской армии, с главной социальной опорой на беднейшее крестьянство. В течение 80-х годов партии удалось успешно решить эти задачи. Затяжная партизанская война должна была завершиться буржуазно-демократической революцией нового типа, которая позволит создать рабоче-крестьянское правительство «как первый шаг к созданию демократической народной диктатуры».

На первом этапе своего существования, новая власть вынуждена решать задачи буржуазной революции: устранение феодальных землевладений и других архаических пережитков в социально-экономическом укладе курдского общества. Но вместе с этим, в ядре первых революционных преобразований закладываются основы для перехода к более высокому типу общественной отношений, основанных на научном планировании производства и уничтожении антагонистических классовых противоречий.

Особое место в идеологии курдских революционеров занимала задача создания национальной государственности. Единый и независимый Курдистан предполагалось создать из осколков четырех разных государств (Турция, Ирак, Сирия, Иран). Позиция РПК по этому вопросу была очень радикальной, т.к. партия отвергала всякие компромиссные варианты в виде автономии, ведя борьбу за полную национальную независимость Курдистана.

Важнейшая черта, характеризующая идеологию и практику РПК – это подлинный революционный реализм, отсутствие какого-либо утопизма и прожектерства. Многие курдские партии в 70-е годы (СТПК) писали о необходимости начала вооруженной борьбы против турецкого режима . На практике же, они не были способны начать такую борьбу. Выдвинутые цели и принципы, очень часто оказывались сугубо декларативными, они не были подкреплены реальными действиями и систематической организационной и пропагандистской работой.

Исследователь С.В.Демиденко, на наш взгляд, полностью прав, называя РПК «образчиком новой «честной» партии» . Группа курдских революционеров смогла за относительно короткий срок (1973 – 1978 гг.) разработать реальную программу преобразований общественных отношений в Северном Курдистане, основанную на глубоком изучении курдской социальной действительности, ее слабых и сильных сторон.

Подводя итог, разбору первой программы РПК, важно отметить, что данная организация была органической частью исторической традиции антиимпериалистической борьбы, возникшей в странах третьего мира после окончания Второй мировой войны. Но борьбу курдов за сохранение национальной идентичности и политическую независимость, значительно осложняла разделённость курдского этноса между различными странами, что накладывало свою определенную специфику на курдское движение в разных частях Курдистана.

Перед Вами вторая часть статьи Максима Лебского об идеологии Рабочей партии Курдистана — в ней дан сравнительный анализ новой программы РПК, принятой в 1995 году, с её прежней идеологической линией. В 1995 году партия впервые официально обозначила идейный поворот от «государства реального социализма» к демократической автономии.

Первую и вторую программу РПК разделяет 18 лет. В январе 1995 г. на Пятом конгрессе партии была принята новая программа, содержащая основы идеологии и революционной стратегии движения. В данном документе нам интересна, прежде всего, та часть, содержащая анализ курдского сопротивления с 70-х по начало 90-х годов. История курдского повстанческого движения делится на несколько этапов:

1)1973 — 1977 гг. На данном этапе существовала группа курдской интеллигенции, занимающаяся теоретической работой.

2)1978 — 1980 гг. В этот период возникает организация профессиональных революционеров — РПК, которая пытается провести первые акции «вооруженной пропаганды». Но вскоре после военного переворота 12 сентября, РПК вынуждена переместить свой штаб на территорию Сирии.

3)1980 — 1982 гг. – один из самых тяжелых периодов в истории движения. На молодую организацию обрушиваются тяжелые репрессии, десятки активистов попадает в тюрьмы и гибнет мученической смертью. Среди них, такие видные члены партии как Мазлум Доган, М. Хайри Дурмуш и Кемаль Пир .

4)1982 — 1984 гг. – постепенное возвращение активистов РПК на территорию Турции и подготовка восстания на юго-востоке страны.

5)1984 — 1990 гг. Этот период ознаменован началом широкой партизанской войны и созданием мощной инфраструктуры для широкого революционного движения на юго-востоке Турции.

6)1991 – 1995 гг. В последнее десятилетие XX в. курдское национальное движения Турции находится в стадии подъема. Происходят стихийные выступления курдских масс с требованием прекращения ассимиляционной политики турецкого режима. В РПК вливается большое количество новых активистов. Наряду с этим, международная ситуация осложняется. На этом фоне турецкие военные наращивают свои силы, задействованные в борьбе с партизанами. Турция предпринимает ряд крупных безуспешных военных операций на юго-востоке страны.

Исторический экскурс завершается следующим важным выводом: «На своем 5-м Конгрессе, после 25 лет борьбы и 4 последних лет интенсивных военных действий, наша партия достигла кульминации своей истории. 25-летняя борьба и накопленные теоретические и практические знания, впервые в его истории, привели Курдистан к точке всеохватывающего политического, организационного и военного преобразования и развития. Когда мы изначально работали над проектом партийной программы в сентябре 1977 г., тогда еще не было борьбы как таковой – только стремление и осознание необходимости сражаться.

Программа нашей партии не была основана на каком-либо практическом реальном опыте ведения борьбы, это был лишь набросок того, что мы под борьбой подразумевали. Сейчас же мы обладаем богатым теоретическим и практическим опытом, мы проделали большой политический путь и уже можем реализовать многое из того, что представляло собой лишь абстрактные идеи в 1977 г.

Вдобавок ко всему, в мире произошли кардинальные изменения с 1977 г. Мир выглядел тогда иначе, нежели сегодня. Советский Союз исчез, Советский блок развалился, и существенные перемены определили дальнейшее развитие социалистического движения. Эпоха социализма, возглавляемого СССР, завершилась. Это была эпоха примитивного и жесткого социализма. К сегодняшнему дню уже началась новая эпоха социализма, а именно эпоха его благосостояния. Наша партия – это воплощение одного из наиболее весомых социалистических движений в этой новой эре, и мы намерены оставаться верными нашему революционному долгу».

Некоторые исследователи называют пятый конгресс — «конгресс ради перемен», указывая на фундаментальные изменения в стратегических целях партии. Взамен независимого государства, РПК нацелила свою борьбу на автономию в составе Турции. Для таких выводов дает почву и заявления руководителей партии, Мурат Карайылан заявил в своем интервью: «В 70-е г. мы были в левом сообществе. Под влиянием реального социализма, мы поняли право наций на самоопределение, как право на отделение.

Такое понимание просуществовало до 1993 г. После окончания Холодной войны, наш взгляд начал меняться в течение распада Советского Союза. По отношению к Советскому Союзу, мы были уже настроены как к ревизионистам. Таким образом, его крах не был травмирующим для нас. Мы выучили из этого урок, который зависит от нашей собственной силы. Перемирие 1993 года было значительной возможностью. В течение этого периода мы уже повернулись к мнению «решение Курдского вопроса внутри Турции и вместе с Турцией». Это также было важным преобразованием».

Тем не менее, если мы взглянем на вторую программу РПК, то с полной уверенностью сможем прийти к выводу, что качественным образом по сравнению с первой, ее содержание не изменилось. Третья часть, содержащая перечень необходимых революционных преобразований, практически, в точности совпадает с первой программой. В чем же дело? Почему радикальное изменение политической линии партии не нашло отражение в программе? Для ответа на этот вопрос, стоит вспомнить политические настроения масс в Северном Курдистане в 60-е и 70-е гг.

Курдская общественная мысль сохранила исторические традиции курдских восстаний XIX и начала XX вв., наряду с этим испытывая на себе мощное влияние социалистических идей. Связующим звеном этих двух идейных потоков была борьба за курдскую государственность. Данная задача была центральным звеном в идеологии многих левых курдских партий в начале 70-х г., в том числе и РПК. Отказаться от этого означало перевернуть целую страницу в истории национально-освободительной борьбы курдов, выдвинув новые столь же стратегические задачи.

Если не курдское государство, то что? Ответ на этот вопрос требовал от руководства РПК фундаментального переосмысления всей прошлой идейной парадигмы курдского сопротивления, строительства новых философских свай. На наш взгляд, РПК не была готова осуществить это в 1995 г., несмотря на гибкие политические заявления своих руководителей. Переломным моментом, способствующим эволюции партийной идеологии, стал арест Абдуллы Оджалана в 1999 г. Это стало мощнейшим ударом по РПК, продемонстрировав глубокие кризисные тенденции внутри партии. На официальном уровне, отказ РПК от достижения курдской государственности произошел на седьмом экстренном конгрессе партии в январе 2000 года.

В официальном обращении РПК о седьмом конгрессе было сказано: «Участники конференции пришли после обширных отзывов и обсуждения, которые были разработаны на основе указаний нашего председателя в сложных условиях, к выводу, что демократические перемены и трансформации Турции является необходимой и актуальной задачей. Было также установлено, что на основе ценностей и достижений нашей борьбы, успешная реализация этой задачи возможна.

Наш 7-й Конгресс исходил из того, что демократизация Турции и решение курдского вопроса переплетается как актуальный вопрос друг с другом, и особенно реализация прочного мира является основным требованием для этого. В связи с этим, седьмой конгресс на основе проекта «Демократическая Турция», предложенного нашим председателем Абдуллой Оджаланом, установил программные и организационные принципы для стратегии политической борьбы».

В завершении своей объёмной работы, посвящённой идеологии Рабочей Партии Курдистана, Максим Лебский рассматривает новую идеологию организации, получившую название «демократический конфедерализм». На наш взгляд, нельзя согласиться с рядом оценок автора, который характеризует государство как «социальный инструмент», а его критику со стороны анархистов и Абдуллы Оджалана — как «противоречие и ошибку». Здесь сказались марксистско-ленинские взгляды автора.

По нашему убеждению, государство — структура элитарная по своей сути, а потому неизбежно является инструментом господства привилегированного меньшинства над угнетённым и эксплуатируемым большинством. Также несправедливо, на наш взгляд, вешать на новую линию партии ярлык «реформизма» — чему доказательством нынешние революционные события в курдских регионах. Тем не менее, сама суть идеологического поворота РПК обрисована в статье добротно и без искажений.

Абдулла Оджалан, находясь в турецких застенках, занялся глубокой проработкой своей защиты, которую он собирался представить сначала перед турецким судом, а впоследствии и перед европейскими судебными инстанциями. Именно т.н. «защитные речи» стали теоретическим выражением того нового пути, на который встала РПК после пленения Оджалана. Ахмед Аккая и Йост Йонгерден распределяет эти тексты на две группы. В первую входят две книги, посвященные защите А. Оджалана перед судом в Анкаре в 1999 г. «Декларация по решению курдского вопроса» и перед местным судом в Урфе в 2001 г. «Урфа: Символ истории, богословия и нищеты в бассейне Тигра-Евфрата».

Вторую группу составили тексты, написанные для ЕСПЧ и Афинского суда. Это фундаментальный двухтомник «От шумерской цивилизации-государства к демократической цивилизации»(2001 г.) и труд «В защиту народа» (2004 г.) . К этому списку следует добавить пятитомник «Манифест демократического общества», из которого на русский язык вышло пока четыре тома: «Проблема преодоления капиталистического модернизма и демократизация», «Манифест демократического общества. Капиталистическая цивилизация», «Социология свободы».

В своих трудах лидер РПК касается множества спорных исторических и философских вопросов. Прежде всего, удивляет масштаб предпринятых исследований и горизонт автора, пишущего все свои труды, находясь в каменном мешке. В его работах находит для себя место и размышление о значении древней шумерской цивилизации и анализ перспектив развития современного общества. Абдулла Оджалан считает недостаточным исследование европейской цивилизации за последние 500 лет своего существования, что проделал Ф. Бродель. А.Оджалан ставит другую планку — 5 тыс. лет развития Азии и Европы. Лишь проанализировав указанный исторический путь, возможно найти эффективные ответы на вызовы современности.

На мировоззрение А.Оджалана за последнее десятилетие, по его собственному признанию, оказали мощное влияние такие авторы как Мюррей Букчин, Иммануил Валлерстайн, Фернан Бродель, Самир Амин , Фридрих Ницще, Мишель Фуко, Гундер Франк . Невозможно указать на одну фигуру, которую смело можно назвать учителем Оджалана. Дело в том, что Абдулла Оджалан, используя ценнейшие исследования указанных авторов, пытается выработать самостоятельное видение проблем современного капиталистического общества и путей их разрешения. И стоит признать, что при наличии определенной размытости и эклектизма, это видение нельзя не признать оригинальным.

Главным объектом критики А.Оджалана является государство. Признавая ограниченную прогрессивность государства на определенном историческом этапе, лидер РПК в целом оценивает этот институт крайне отрицательно. «Необходимо четко осознать, — пишет Оджалан, — что только 1/20 часть классово-государственных структур имеет какой-либо смысл, остальная же часть является неизлечимой раковой опухолью» . Главные основы института государственности были заложены еще во времена существования Шумерской цивилизации.

Лидер РПК уделяет этой цивилизации одно из ключевых мест в своем анализе, видя в жреческой культуре Древнего Востока ту противоречивую общественную парадигму, которая была наследована другими культурами. Дихотомия жреческой культуры состояла из двух тенденций, одна – это развитие протонаучных знаний и представлений об устройстве Вселенной, другая – формирование монополии. «Монополия – это организация отторжения от общества прибавочного продукта различными методами, в разное время и на различном пространстве» . «Шумер, как первая государственная модель, — пишет Оджалан, — реализовался на базе отрицания неолитического общества как наиболее продолжительного периода всеобщего равенства и свободы».

Ведущими вехами развития классового общества являются три явления: город – класс – государство. «История цивилизации, — пишет А.Оджалан, — это распространение данной триады во времени и пространстве».

А.Оджалан не случайно так подробно останавливается на шумерах. Он считает, что курдский народ первым поднял знамя восстания против «шумерского рабовладения и колониального деспотизма». А.Оджалан пишет: «Освободительное движение курдов, имевшее этническую базу и происходившее в течение всей древней истории, стало источником вдохновения всех народов».

Важнейшая задача власти с древнейших времен — обеспечить собственное господство не только на основе военного принуждения, но и закрепить в умах угнетенных крепкую веру в священный характер существующей власти. «Борьба за гегемонию происходит не только в областях накопления, производства и власти: столь же упорная борьба ведется и в сфере знаний. Однако в сфере знаний не может быть установлена постоянная гегемония, основанная на производстве и присвоении прибавочного продукта» .В этом вопросе, Абдулла Оджалан ссылается на Антонио Грамши как на исследователя, который наиболее оригинальным путем изучил систему интеллектуальной гегемонии буржуазии.

Своего наиболее полного расцвета государство достигло в рамках капитализма, и именно на данной социально-экономической основе возникло буржуазное национальное государство. «Интересы капитализма, — пишет Оджалан, — диктовали необходимость преодоления раздробленности, объединения общества, обладавшего хотя бы общим языком и культурой в условиях единого развитого рынка, языка, культуры и политического сознании. Целью капитализма становилось формирование нации и национального государства» . Первыми проявлениями национального государства в Европе стала борьба Англии и Голландии против Испании.

Оджалан многократно повторяет, что нацеленность РПК в прошлом на создание национального курдского государства было крупной ошибкой, которая обуславливалась идеологическим догматизмом. Лидер РПК заключает: «Основной источник недостатков и заблуждений, возникших в идеологии и практической деятельности РПК на заре ее рождения и деятельности, связано с пониманием государства и методикой применения силы» . В связи с этим, Оджалан развивает критику марксизма, а точнее выразиться его квазинаучной версии, бытовавшей в СССР и революционных движениях в странах третьего мира. Главная ошибка «реального социализма», по мнению Оджалана, это стремление к созданию «социалистического государства».

Таким образом, марксизм не преодолел традицию жреческой культуры древних Шумеров, а воспроизводил ее на новом уровне. Оджалан пишет, что «…приняв абстрактную государственную модель типа диктатуры пролетариата, которую можно истолковывать по-разному, марксизм оказался в омуте общественно-государственного устройства» . Оставшись в парадигме государственности, СССР не смог реализовать в полной мере принцип социальной справедливости, сохранив многие рудименты буржуазного общества. В капиталистической формации на этапе империализма, государство превратилось в тотальность, которая охватила все сферы общественной жизни.

Буржуазность невозможно преодолеть, создав новое государство, т.к. эти явления очень тесно связаны друг с другом. Абдулла Оджалан говорит о том, что необходим радикальный отказ от этатизма, как в партийном строительстве, так и в планах по созданию нового общества.

Лидер РПК категоричен в своих выводах: « Самый основательный урок, преподнесенный реальным социализмом, сводится к следующему: как бы ни толковали диктатуру пролетариата, но пока не будет упразднен насильно насажденный государственный аппарат, новое социалистическое общество станет искажением социалистической идеи или же превратится в некий социалистический придаток многих капиталистических государств».

Как верно, на наш взгляд, отмечают авторы Й.Йонгерден и А.Аккая, на идеи Оджалана сильное повлияло творчество американского социального философа Мюррея Букчина . В тюрьме, лидер РПК ознакомился с трудами Букчина и весной 2004 г. через своих адвокатов пытался установить контакт с американским мыслителем. Но по причине тяжелой болезни Букчина, плодотворной дискуссии не состоялось . Букчин смог передать Оджалану лишь короткий ответ: «Я надеюсь, что курдский народ в один прекрасный день будет в состоянии создать свободное, разумное общество, которое позволит ему снова процветать. Им действительно повезло иметь таланты такого лидера как Абдулла Оджалан, который ведет их» . Это послание было зачитано на Второй ассамблее Народного Конгресса Курдистана летом 2004 г.

Мировоззрение Мюррея Букчина – это философия радикального экосоциализма. М. Букчин указывал на то, что современный экономический порядок острейшим образом угрожает экологии, нанося ей невосполнимый урон. Проблемы экологии теснейшим образом связаны с социальной проблематикой, в частности, с капиталистическим устройством общества. В рамках данного строя радикальным образом ситуацию не изменить, она может только ухудшаться. Реальная перспектива лишь одна – создание безгосударственного общества (децентрализованной федерации экообщин) через низовую революционную инициативу масс.

Интересно отметить, что Мюррей Букчин не выступал в роли противника промышленного роста, но он подчеркивал, что человечество должно взамен существующих технологий активно развивать экотехнологии, не вредящие окружающей природе. В трудах этого мыслителя была разработана концепция либертарного муниципализма, переносящая основной вектор борьбы за новое общество в плоскость «местной демократии» на уровне сельских и городских муниципалитетов .

По мысли Букчина: «Политика будет определяться собранием (жителей) города, администрация будет осуществляться в федеративных органах, состоящих из делегатов с императивным мандатом. Если отдельные сообщества или какое-либо меньшинство принимают свое решение и идут собственным путем, но при этом нарушают права человека или причиняют экологический ущерб, большинство в местной или локальной федерации имеют право этому воспрепятствовать. Это не антидемократично, это выражение общего решения всех уважать права человека и экологическую целостность региона. Федерация — это сообщество сообществ, которое действует с согласованными правами человека и экологическими потребностями.

«Либертарный коммунализм» будет все больше вступать в противоречие с национальным государством. Он станет контр-властью, которая борется с законностью государственной власти. Это движение будет развиваться скорее медленно, быть может, спорадически, в отдельных сообществах то тут, то там, которые вначале будут требовать изменений с позиций морали, пока не возникнет достаточно федераций, которые заменят индустриальную власть государства».

С первого взгляда, концепция Букчина выглядит вполне продуманной и стройной, но при более глубоком анализе она сталкивается с неразрешимыми противоречиями. И главное из них: каким образом федерация муниципалитетов вытеснит и, в конце концов, уничтожит национальное государство? Путем революционного насилия или как-то иначе? Мюррей Букчин четкого ответа не дает, что дает право на существование разных трактовок его идей.

Государство не является политической абстракцией, стоящей над «целостным» обществом. Это лишь технический аппарат, служащий воле определенных классов. Буржуазный социум разделен на противоборствующие классы, одни из которых используют государство как аппарат господства над трудящимися классами. Именно поэтому, не «единое общество» борется против государства, а государство используется лишь как орудие в борьбе антагонистических социальных групп. Это одно из слабых мест учения Букчина, которое, несет в себе основные противоречия и ошибки анархизма.

На страницах своих тюремных книг, Абдулла Оджалан занимается разработкой концепции радикальной демократии как альтернативы буржуазной демократии. В центре мировоззрения Абдуллы Оджалана понятие – «Демократическая конфедерация». Попытаемся разобраться, какое же содержание скрывается за этой политической структурой. В понимании лидера РПК, ДК – это не временный союз государств, выстроенный по четкой иерархии. ДК – это сеть низовых самоуправляющихся общественных единиц, которые объединены в рамках гражданского общества.

Это сеть имеет несколько уровней: 1. Сельский конгресс. 2. Городской конгресс. 3. Региональный конгресс, представляющий крупные этнические и религиозные общности. 4. Гражданское общество . В мировоззрении лидера РПК, понятие «гражданского общества» не тождественно его либерально-буржуазной трактовке, скорее наоборот. «В настоящее время, — пишет Абдулла Оджалан,- в понятие гражданского общества включены все слои общества, развивающиеся за пределами государственной машины, хотя и связанные с ней правовыми нормами, но обладающие свободным мышлением, конкретной социальной программой и организацией.

Гражданское общество постепенно становится именно тем обществом, которое, развиваясь за пределами как официального, так и традиционного общества, играет определяющую роль. Оно формируется в условиях вакуума, созданного официальным и традиционным обществами, лишенными какого-либо конструктивизма и творческого подхода, и превращается в систему социальных групп с высоким конструктивными творческим потенциалом».

Интересно, что данная конструкция накладывается на существующие государственные и бюрократические институты. Основная функция демократической конфедерации – это вытеснение государств из сфер общественной жизни путем развития низовой демократии и местного самоуправления. Конфедерация народов выдвигается не только в качестве политической альтернативы существующему национальному государству, но как и новая экономическая и духовная парадигма развития.

Новое общество, по мнению Оджалана, должно строиться на антикапиталистических ценностях. Из знакомства с работами лидера РПК, складывается четкое представление, что проект будущего общественного устройства – это стратегическая цель, требующая большого запаса времени и усилий для своей реализации. Речь ни много ни мало ведется о новой парадигме развития человеческой цивилизации. Эту цивилизацию Оджалан называет демократической и видит в ней качественный скачок от естественной демократии эпохи неолита к демократии, основанной на принципах научного мышления .

В конкретном аспекте решения курдского вопроса, демократический конфедерализм, по мнению А.Оджалана, дает совершенно новые возможности. Отказ от идеи создания изолированного курдского государства, способствует радикальному пересмотру отношений курдов с другими ближневосточными народами. Национальное государство в любой форме порождает новые противоречия между разными народами, т.к. каждый этнос будет себя чувствовать ущемленным и униженным. Демократическая конфедерация может стать общей политической платформой, объединяя революционные движения разных этносов Ближнего Востока.

А.Оджалан пишет: « Преимущественное внимание должно быть уделено демократическому единению Курдистана со всеми странами. Раздробленность, из которой столетиями проливалась кровь, как видно на европейских примерах оборачивается добровольным объединением на федеральной почве. Выходит, что разрозненность выдвигает на повестку дня необратимость объединения в самых разнообразных формах. В силу многочисленных причин реалии Курдистана диктуют необходимость демократического единства. Демократический союз, пусть даже ограниченного характера, может принести во много раз больше пользы, предоставит гораздо больше возможностей, нежели изолированный Курдистан. В стратегической, экономической, дипломатической и культурной сферах он становится катализатором демократизации и дружбы на всем Среднем Востоке».

На промежуточном этапе сопротивления роль смычки между настоящим и завтрашним днем выполняют такие взаимосвязанные понятия как демократическая автономия и демократическая республика. Это означает, что курды согласны жить в турецком государстве, но при условии его радикальной демократизации и предоставления им возможности для развития национального самосознания и культуры. Главный вектор политической борьбы перемещается в сферу городских и сельских советов и других органов самоуправления. Не случайно, курдские легальные партии Турции традиционно уделяют муниципальным выборам важное значение в своей политической борьбе.

На наш взгляд, сложно представить, что когда-то курдские легальные партии займут сильное положение в парламентской системе современной Турции, вытеснив из парламента исламистов и сторонников наследия Ататюрка. Не стоит скрывать и того, что предложенная Оджаланом политическая стратегия носит в целом реформистский характер, при сохранении возможности применения курдами необходимой самообороны. Необходимая самооборона – это прекрасная вещь, но только с помощью этого средства война не выигрывается, срок ее окончания лишь оттягивается. В связи с этим перспективы курдского легально движения очень туманны, т.к. зависят от позиции правящей ПСР.

Подводя итог анализу идеологии РПК, то кратко его можно обозначить как отход партии в конце 90-х г. от классического марксизма в сторону новой концепции «демократического конфедерализма». Эта концепция содержит ряд ключевых положений:

1. Отказ от задачи построения национального государства. 2. Приоритет мирных средств борьбы, т.е. реформизм. 3. Активное развитие институтов местного самоуправления как политической альтернативы режиму национального государства. 4. Задача построения демократической цивилизации на принципах антикапитализма, гуманизма и социальной экологии. Блок идей Абдуллы Оджалана, на сегодняшний день, имеет развивающийся характер, обусловленный динамичностью политических и социальных процессов, происходящих на Ближнем Востоке. Тем не менее можно указать на три основных политических проекта, которые руководствуются идеологией «демократического конфедерализма». Это РПК, Партия Мира и Демократии, и организация сирийских курдов «Демократический союз».

hevale.nihilist.li/2016/02/maksim-lebskij-ideologiya-rpk-vchera-i-segodnya-chast-1

hevale.nihilist.li/2016/02/ideologiya-rpk-2

hevale.nihilist.li/2016/02/lebskiy_novaya_liniya_pkk