Согласно опросу института Gallup, евреи США куда больше симпатизируют Хиллари Клинтон, нежели среднестатистические американцы. За Клинтон отдадут голоса 52% евреев и всего 39% граждан США. Сходные данные продемонстрировал и опрос евреев Флориды. Во Флориде только 8% евреев (!) сказали, что при выборе президента будут исходить из его отношения к еврейскому государству. Соотношение практически такое же, как во время голосования в 2008 и 2012 годах, когда избирался Барак Обама.

Все это подтверждает печальную истину. Точнее сказать, две истины. Первая - евреи Америки будут голосовать за демократов, вне зависимости от отношения лидеров этой партии к Израилю, будь то Картер, Обама или Хиллари Клинтон. Вторая – Израиль их если и интересует, то в последнюю очередь.

Таким образом, американские евреи остаются верны себе. Хотя Демократическая партия уже далеко не та, что была еще даже при Билле Клинтоне. В ней, как и среди всех западных социал-демократических движений, возобладали маргинальные левацкие фракции, имеющие мало общего с умеренными традициями социал-демократии и пропитанные откровенным антисемитизмом.

Этот переворот изнутри, превративший социал-демократию в радикальную версию неомарксизма, набирает силу угрожающими темпами и сегодня уже даже Барак Обама выглядит вполне умеренным лидером по сравнению с Бени Сандерсом или британским Джефри Корбином. Недавние аутсайдеры – приверженцы утопических теорий "всеобщего равенства" и "социальной справедливости" - выдвинулись в первые ряды американской элиты и фактически оказались у руля правящей партии. Объявляя западную культуру носительницей зла, а меньшинства - национальные, религиозные и сексуальные - "пролетариатом" нового времени, они не только отвергают Израиль, но полны предрассудков по отношению к евреям. И тот факт, что многие "революционеры" – евреи по крови, ничуть не уменьшает этой ненависти. Напротив, все они – от Сандерса до несостоявшегося ешиботника Наома Хомского – подобно выкрестам средневековой Европы, Марксу и Евсекции, испытывают иррациональную патологическую ненависть к собственному народу.

Мы достаточно знаем о лидерше демократов и ее окружении, чтобы предсказать, какой будет ее политика в отношении Израиля. Клинтон никогда не скрывала своих симпатий и антипатий. "В Иерихоне я видела, как живут палестинцы под израильской оккупацией, у них отнято чувство собственного достоинства и право на самоопределение, то, что для американцев — само собой разумеющееся", - писала она в мемуарах под названием "Трудный выбор". Эта книга была опубликована совсем недавно – в 2014 году.

В Госдепе Хиллари Клинтон была окружена современными "выкрестами", и типичные из них – отец и сын Блюменталь. Макс Блюменталь, утверждающий, что Израиль - квазиколониальное образование, подлежащее уничтожению, - сын Сидни Блюменталя, дававшего экс-госсекретарю "полезные советы" о том, как лучше "устроить взбучку" Израилю вообще и Нетаниягу в частности. Книга Блюменталя-сына, сравнивающая евреев с
нацистами, вызвала шок даже у непримиримых критиков Израиля.

Хиллари, как и ее босс, "обогрели и приласкали" J-Street - клон израильского "Шалом ахшав". Тот самую J-Street, что требовал от Обамы "оказывать давление" на Израиль; операцию "Литой свинец" характеризовал как "эскалацию насилия"; а события на "Мави мармаре" в июне 2010 года - как "крайнюю жестокость" со стороны Израиля.

J-Street занимается сбором средств для антиизраильских кандидатов и приглашает на свои конференции организации, выступающие за бойкот Израиля. Эта группировка сотрудничала с печально известной комиссией Голдстоуна и, более того, приглашала его в Конгресс. Создатель J-Street Дэниэл Леви назвал появление Израиля "шагом, после которого все пошло наперекосяк". J-Street против антииранских санкций, но за санкции против Израиля — во имя его же, Израиля, интересов.

J-Street поддерживает антиизраильскую деятельность на кампусах, он выступил против петиции Конгресса, требующей положить конец палестинскому подстрекательству и поддержал Керри, когда тот пригрозил превращением Израиля в "государство апартеида".

Когда в октябре 2014 года террорист ХАМАСа врезался на машине в толпу евреев на трамвайной остановке в Иерусалиме, в результате чего погиб восьмимесячный ребенок, в "Фейсбуке" J-Street это событие прокомментировали следующим образом: "В Иерусалиме погиб младенец и еще восемь человек получили ранение в результате акции террориста, выходца из расположенного по соседству квартала Силуан, куда на прошлой неделе вселились еврейские поселенцы". То есть посыл был недвусмысленным: ребенок погиб по вине "еврейских поселенцев", незаконно вселившихся в палестинскую деревню.

Во время выступления в Конгрессе Нетаниягу J-Street призвал конгрессменов бойкотировать его речь.

Участники конференции J-Street встречали аплодисментами активистку, поставившую под сомнение само существование Израиля. Лидер J-Street Джереми Бен-Ами получает финансирование от печально известного еврея-антисемита — магната Джорджа Сороса, хотя и пытается затушевать данный факт.

При поддержке Клинтон член Консультативного совета J-Street Роберт Малли был назначен на должность главы ближневосточного отдела Совета национальной безопасности США. Малли известен тем, что обвинял в провале переговоров в Кэмп-Дэвиде Эхуда Барака и встречался с лидерами ХАМАСа. И ХАМАС, и "Хизбалла", по его словам, "не могут считаться террористическим организациями".

Еще один еврей, входивший в окружении Клинтон, — бывший посол в Израиле Мартин Индик, назначенный на должность спецпосланника по ближневосточному урегулированию. Индик заявлял, что неуступчивость Израиля — ведущее препятствие для США в регионе и источник враждебности к Америке на Ближнем Востоке.

Какой будет политика Хиллари Клинтон на посту президента, если около трети Демократической партии составляют приверженцы Сандерса, сжигающие израильские флаги, а в ее окружении — евреи-антисемиты? Как поведет себя политик, называвшая Арафата "борцом за свободу" после его появления на Генассамблее в ООН в 1974 году с пистолетом на поясе и целовавшаяся с Сухой Арафат сразу же после того, как та заявила, что евреи отравляют палестинские колодцы? Каких проявлений дружбы следует ожидать от государственного деятеля, требовавшего на посту госсекретаря полностью заморозить строительство в Иудее и Самарии и подвергавшего сомнению демократический характер Израиля?

Евреям Америки предстояло в очередной раз сделать "трудный выбор". И они его сделали. Как восемь, а потом и четыре года назад с Бараком Обамой.

"Дайте миру шанс"

Стоит сделать небольшой экскурс в недавнюю историю, чтобы понять происходящую на наших глазах метаморфозу американского еврейства. Американский публицист Джонатан Розенблюм лет десять назад с горечью признавал: "Для большинства евреев США Израиль превратился в бельмо на глазу, в занозу, которая мешает им жить в свое удовольствие и которую они с удовольствием бы удалили. Если бы завтра американские евреи проснулись и узнали, что Израиль исчез с карты мира, и это "чудо" не сопровождалось бы кровопролитием, они испытали бы огромное облегчение и удовлетворение".

Сегодня верность американского еврейства Израилю — миф, изжившее себя клише, перевернутая страница история. (Говоря об американском еврействе, я имею в виду, конечно же, еврейский истеблишмент, так называемый "мейнстрим", а не отдельных людей или отдельные группы, как ортодоксальное или русскоязычное еврейство).

По опросу Los Angeles Jewish Journal, поведенному сразу после сделки с Ираном, 49% американских евреев поддержали "атомное соглашение". Это почти вдвое больше, чем среди американцев в целом (28%). По иронии судьбы, опрос совпал по времени с постом Девятого ава.

В яростных дебатах вокруг Ирана американское еврейство словно потеряло дар речи. Ведущие еврейские организации Америки или уклонились от дебатов, или выступали на стороне первого чернокожего президента. Я не случайно пишу "первый чернокожий президент": именно он был и остается воплощением их либеральной идеологии и позитивистского мировоззрения.

В преддверии речи Нетаниягу в Конгрессе еврейское лобби АЙПАК заняло позицию "ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу". Уже после Лозаннских договоренностей АЙПАК, как и Американский еврейский комитет (АЕК), ограничился выражением озабоченности.

Другие ведущие организации вели себя еще менее адекватно. Авраам Фоксман, экс-глава Антидиффамационной Лиги, назвал выступление Биби "цирком" и потребовал от лидера республиканского большинства в Конгрессе Джона Бейнера "отменить приглашение" израильского премьера. Фоксман не только оправдывал сделку с Ираном, но обвинил Израиль в провале плана "мирного урегулирования".

Лидер реформистского движения раввин Рик Джейкобс назвал выступление Нетаниягу "плохой идеей" и призвал его не "провоцировать раздоры".

Только две еврейские организации безоговорочно осудили сделку с Ираном — Сионистская организация Америки и Центр Симона Визенталя. Но их влияние в еврейской общине весьма незначительно. Дэниэл Гринфилд, известный еврейский публицист, писал: "Ни одна ведущая еврейская организация не готова была выступить против Обамы в вопросе иранской сделки".

За время правления Обамы именно еврейские организации были главными его адвокатами и непреклонными сторонниками. АЕК выступил с заявлением, в котором возлагал вину на Нетаниягу за конфликт между Белым домом и Иерусалимом. В Huffington Post АЕК опубликовал статью Give The Peace Process а Chance ("Дайте мирному процессу шанс"). "Шанс" подразумевал "параметры Билла Клинтона": передача палестинцам 97% Иудеи и Самарии плюс Восточный Иерусалим. Такой "шанс на мир" был бы смертным приговором Израилю, но АЕК это мало беспокоит. "Мир" важнее. А еще важнее — "свобода и достоинство палестинского народа".

Организация "Объединенный еврейский призыв" и Еврейский общинный фонд (Jewish Communal Fund) во главе с Ализой Докторофф поддерживают "Новый израильский фонд" (НИФ), субсидирующий десятки антиизраильских "правозащитных организаций" и занимающийся шельмованием ЦАХАЛа.

"Выкресты" нового времени

В еврейской культурной элите Америки несоизмеримо большое влияние обрели три категории людей. Те, кто испытывают патологическую ненависть к собственному народу. Те, кто полагают, что Израиль должен вести себя как сателлит Америки, беспрекословно выполняющий приказы Вашингтона, и, если того потребуют текущие интересы США, — натянуть веревку на шею, хорошенько предварительно ее намылив. И наконец, те, кто исповедует идеологию воинствующего либерализма.

К первой относятся такие знаковые фигуры, как печально известный Джордж Сорос; уже упомянутые выше отец и сын Блюменталь; редактор леволиберального журнала Forward Джонатан Джереми Голдберг; бывший директор АЕК Генри Сигман, который характеризовал Израиль как "единственный режим апартеида во всем Западном мире"; философ и публицист Джудит Батлер, призывающая к академическому и культурному бойкоту Израиля, называющая ХАМАС и "Хизбаллу" прогрессивными левыми движениями.

Марция Фридман (бывший депутат Кнессета от РАЦ — предшественницы МЕРЕЦ) не считает необходимым существование Израиля, поскольку в демократическом государстве, где "гарантируются права всех меньшинств … не будет нужды в убежище для еврейского народа, вне зависимости от того, кто находится у власти".

В среде еврейских интеллектуалов необычайно популярно сравнение Израиля с нацистами. Сын немецких евреев, бежавших от Гитлера, Альфред Гроссер называет Газу "гигантским концентрационным лагерем". Ноам Хомский — "лжепророк либерализма", по определению сторонника Израиля Алана Дершовича, характеризует Израиль как "государство апартеида". Эти же определения используют пламенный сторонник Ирана и палестинских террористов преподаватель Нью-йоркского и Ратгеровского университетов Норман Финкельштейн (тоже сын переживших Катастрофу) и профессор университета в Висконсине Дженнифер Левенштейн. Бывший спецпосланник ООН по правам человека на оккупированных территориях еврей Ричард Фальк из Принстонского университета написал книгу, которая называется "Путь к палестинскому Холокосту".

В феврале 2014 года 58 "разгневанных евреев Нью-Йорка" (так они сами назвали себя) обрушились на мэра города Билла де Блазио за то, что он "посмел" появиться на произраильском мероприятии.

Они обвинили де Блазио в предательстве "прогрессивных ценностей". Подписанты — "сливки" американского еврейства: публицист Питер Бейнарт, писательница Летти Коттин Погребин, сценаристка Эве Энслер, известная по пьесе "Монологи вагины" (The Vagina Monologues), лидер движения "Еврейский голос за мир" и пылкая приверженка бойкота и санкций Ребекка Вилькомерсен, феминистка и журналистка Глория Стейнем, писательница и журналистка Энн Ройфе и т.д. и т.п. Воистину "звездный список"...

Глава American Friends Service Committee (AFSC) Майк Мейман-Лотз оправдывает не только терроризм против Израиля, но и антисемитизм. Аргумент следующий: "Насилие неизбежно порождает насилие". При этом AFSC, как и американские левые вообще, поддерживает самые отвратительные и кровавые диктаторские режимы. Это не новое явление в еврейской среде. Немецкий еврей Макс Науманн в свое время возлагал ответственность за антисемитизм нацистов на… сионистов.

Сегодня спор вокруг Израиля в США — уже не дебаты между традиционными левыми — сторонниками компромисса и традиционными правыми, ставящими во главу угла безопасность Израиля. Это спор между теми, кто в принципе признает за Израилем право на существование, и теми, кто это право не менее принципиально отвергает. И позиции последних с каждым годом все укрепляются.

Еврейская молодежь отравлена атмосферой ненависти к Израилю, царящей в кампусах, в не меньшей мере, чем остальные их ровесники, и в зрелую жизнь они войдут, увы, с уже сложившимся мировоззрением. "Я считаю себя последовательным сторонником Израиля, но не испытываю большого оптимизма. Постоянная и планомерная демонизация еврейского государства и евреев породила поколение американцев, которым промыли мозги настолько, что они отравлены ядом клеветы, и искоренить его будет очень сложно, если вообще возможно", — признает раввин конгрегации Бет-Ами во Флориде Эли Кавон.

Никогда еще в истории евреи не порождали такого количества самоненавистников, как сегодня. И подавляющее большинство из них, увы, живут именно в Америке.
Израилем больше, Израилем меньше…

К представителям второй категории относятся банальные конформисты — в основном политики и ведущие журналисты. Например, публицист Томас Фридман, ведущий обозреватель "Нью-Йорк таймс", утверждающий, что Израиль не должен выступать против сделки с Ираном, дабы не давать повода для обвинений в "двойной лояльности" евреев США. Его коллега Роджер Коэн, негодовавший, что Израиль после инцидента с "Мави мармарой" "испортил отношения с Турцией, своим стратегически союзником". Джеффри Голдберг (Atlantic), рупор Обамы.

Во время дебатов о сделке с Ираном сенатор от Нью-Йорка Чарльз Шумер, именующий себя "шомером Израиля", был откровенен. "Есть вещи, которые должны быть произнесены в "мешпохе". Я должен делать прежде всего то, что хорошо для США, и только потом — для Израиля". Иными словами, если американской администрации будет удобно, по тем или иным обстоятельствам, принести в жертву Израиль, как было удобно закрывать глаза на геноцид евреев Рузвельту, еврейский истеблишмент США должен это понять и поддержать.

Этой же позиции придерживался, как известно, во время второй мировой лидер еврейской общины Америки раввин Стивен Вайс, не желавший "тревожить" Рузвельта излишними жалобами на страдания европейских евреев…

Это не помешало евреям США после войны обвинять в попустительстве нацистам Швейцарию, окруженную "странами Оси".

Катехизис новой веры

Идеологию третьей категории можно охарактеризовать как "Тикун улам" — "исправление мира". "Тикун улам" — это всеобщее социальное равенство, защита дискриминируемых меньшинств, негров, мигрантов и мусульман; гомосексуальные браки. Здесь на полном серьезе, с надрывом, обсуждают целесообразность свободного курения мариуханы; выступают со страстными речами против "исламофобии" и за межрелигиозный диалог. В том числе с теми, кто отвергает и Израиль, и евреев, и иудаизм.

Израиль для них ассоциируется не с исторической родиной, а с подавлением "законных прав палестинского народа". Он — черное пятно на благостной и розовой картине мира, которую они рисуют в своих мечтах. И им совершенно безразличны и угрозы, стоящие перед Израилем, и даже опасность второго геноцида.

В этой среде все больше укореняется мысль о том, что в конфликте между арабами и Израилем в равной степени виновны обе стороны. В июле 2014 года в Нью-йоркской опере шла пьеса "Смерть Клингхоффера" (The Death of Klinghoffer). Клингхоффер — переживший Катастрофу 69-летний американский еврей-инвалид, которого в 1985 году палестинские террористы, захватившие круизное судно Achille Lauro, застрелили и выбросили в воду вместе с инвалидной коляской. Авторы оперы подали это зверство как следствие "преступлений Израиля".

События происходили на фоне декораций с надписью "Варшава 1943 — Вифлеем 2005". Палестинец пел на сцене "Дом моего отца был разрушен в 1948 году. Мы — солдаты, мы — не преступники. Мы — не вандалы, мы — борцы за идею". Израилем дело не ограничилось, солист исполнял арию: "Америка — один большой еврей".

Еврейским лидерам опера… понравилась. Раввин Гарри Бреттон-Гранатур, президент всемирного Реформистского движения, заявил, что опера имеет право на жизнь, поскольку "стремится показать обе стороны конфликта, в котором участвуют не монстры, а люди".

Антидиффамационная Лига не возмутилась, ибо "недопустимо вмешиваться в свободу творчества". Если так, то "Майн Кампф" — тоже выражение свободы творчества. Этот мазохизм называется демонстрацией толерантности и либеральных ценностей.

Реформистский Jewish People Policy Institute настаивает, что израильские лидеры должны "консультироваться с лидерами диаспоры на регулярной основе, поскольку израильская политика влияет на благополучие евреев по всему миру". То есть чтобы не "усложнять жизнь" американским евреям, Израилю следует воздерживаться от контртеррористических операций, подставляя шею под нож указанных выше "прогрессивных палестинских движений".

Сразу после избрания Обамы организация "Еврейский союз за мир и справедливость" (The Jewish Alliance for Peace and Justice) направила ему подписанную 800 раввинами петицию с просьбой поставить израильско-палестинские мирные переговоры во главу угла во внешней политике США. Президент услышал их призыв…

Вслед за ними "Ученые за Израиль и Палестину" распространили обращение, подписанное известным философом и публицистом Михаэлем Вальцером и правозащитником Тоддом Гитлином, требуя запретить въезд в США Нафтали Беннету, Ури Ариэлю, Моше Фейглину.

Президент и основатель Фонда Этнического понимания в Нью-Йорке раввин Марк Шнеер приравнивает исламофобию к антисемитизму, возмущается по поводу заявлений о "несостоятельности мультикультурализма" и беседует о "любви и мире" с магнатом индустрии поп-музыки и моды негритянским активистом Расселом Симмонсом — страстным поклонником главы антисемитской "Нации ислама" Луиса Фаррахана.

Председатель Национального комитета от демократической партии еврейка Дебби Вассерман заявила, что евреи должны голосовать за демократов из-за проблемы абортов и прав гомосексуалистов. "Демократические ценности впечатаны в наш иудаизм", — патетически утверждает она. Что происходит с американским еврейством, если их "версия иудаизма" ставит аборты и права секс-меньшинств выше будущего еврейского государства, с горечью вопрошает Дэниэл Гринфилд.

После массового вторжения мигрантов в Европу еврейские лидеры США (как и Великобритании) оказались в авангарде "прогрессивного лагеря", требуя с пеной у рта распахнуть ворота перед мигрантами. Свою позицию они подкрепляли аналогией с Катастрофой: молодые, полные сил и агрессивные молодые афганцы, сирийцы и иракцы, ищущие сытой жизни и "белого мяса", были приравнены ими к еврейским беженцам из Германии. К тому времени нападения на евреев и синагоги по всему Западному миру — от Парижа и Мальме до Торонто и Нью-Йорка — стали нормой жизни.

Известный публицист Норман Подгорец в статье "Почему евреи либералы?" писал: "Либерализм воспринимается ими как ключевой элемент еврейской жизни. Это не подмена религии — это собственно религия, со своим катехизисом, догматами и категорическим нежеланием принимать факты, подрывающие уложения новой веры".

Неудивительно, что выбирая между либерализмом и Израилем, они без колебаний выбирают либерализм.

Избирательный нейтралитет

Теперь вернемся в наше время. Недавно известный публицист и бывший председатель совета директоров Всемирного еврейского конгресса Изи Лейблер опубликовал статью "Американские еврейские лидеры на краю пропасти" (American Jewish leaders are on the edge of the abyss). Ведущие американские организации, пишет он, выбрали тактику, которую называют "позицией нейтралитета". Нейтралитет этот выборочный. Он распространяется на Клинтон и ее окружение и растворяется, как улыбка чеширского кота, в момент, когда речь заходит о Трампе и о Республиканской партии в целом. Это относится и к АЙПАКу, который опасается критиковать даже J-Street, не говоря уже о Клинтон. При этом АЙПАК пытался помешать принятию Республиканской партией декларации о признании Иерусалима столицей Израиля.

Трампа они обвиняют в антисемитизме, хотя эти обвинения ничем не обоснованы, спекулятивны и базируются на том, что кто-то из сторонников Трампа в прошлом выражал юдофобские взгляды. Но эти же люди отказывались замечать откровенных антисемитов в ближайшем окружении Обамы, и в частности, его духовного наставника пастора Джеремию Райта. Они "не заметили" ни знаменитый поцелуй Хиллари с Сухой Арафат, ни антисемитизм Блюменталь.

Наконец, стремление к нейтралитету не помешало им открыто выражать ненависть к Бушу-младшему, известному произраильскими симпатиями.

Более всего, пишет Лейблер, он был поражен трансформацией Антидиффамационной Лиги — наиболее старейшей еврейской организации Америки. Симпатии к демократам явственно ощущались уже у ее прежнего лидера Авраама Фоксмана. Его преемник, бывший сотрудник администрации Обамы Джонатан Гринблат, фактически превратил эту структуру в филиал Демократической партии.

После того как Республиканская партия обнародовала свою программу в отношении Иерусалима, Гринблат подверг ее резкой критике за нежелание поддержать решение конфликта на основе "двух государств для двух народов". А затем, совершив чудо политической эквилибристики, обвинил республиканцев… в подрыве израильского правительстве и "антисионизме". Он же оправдывает движение за бойкот Израиля, доказывая, что участниками BDS движет "идеализм и жажда справедливости" и что "нам нужно признать их искренность".

В таком случае, пишет Лейблер, нужно понять и исламских фундаменталистов, поскольку ими также движет, пусть и в извращенной форме, "идеализм и жажда справедливости".

Гринблат выражал солидарнось с Black Lives Matter, движением чернокожих, устраивающим погромы в американских городах в знак протеста против гибели негров от рук полицейских (в основном, кстати, тоже негров).

В 60-х годах американское еврейство с энтузиазмом поддержало негритянские движения — притом, что именно в этой среде наиболее сильны антисемитские стереотипы. Сегодня происходит то же самое.

Black Lives Matter обвиняет Израиль в "этнически чистках, геноциде, апартеиде", призывает все организации "афроамериканцев" поддержать бойкот Израиля, а заодно и винит еврейское государство в… гибели своих чернокожих собратьев. Почему? Оказывается, именно израильские спецслужбы готовят американских "копов", убивающих чернокожих.

Реакция Гринблата? Он считает, что Black Lives Matter идет в авангарде "борьбы за гражданские права в наше время", а обвинения Израиля в "геноциде" и "апартеиде" — не более чем "инициатива незначительного меньшинства в этой организации". Иными словами, "были отдельные перегибы на местах, но в целом политика тов. Сталина была правильная".

Когда чернокожий конгрессмен от Демократической партии Хэнк Джонсон сравнил евреев Иудеи и Самарии с термитами (чисто нацистская аналогия), Гринблат робко выдавил из себя, что "такие обидные и ненужные характеристики… не способствуют приближению мира". Это человек, возглавляющий ведущую организацию по борьбе с антисемитизмом. Так признание Республиканской партии права евреев на Иерусалим становится "антисионизмом", а сравнение евреев с муравьями — "досадной оговоркой".

Бывший посол США Майкл Орен писал, что именно американское еврейство сделало возможным политику запугивания и шантажа Израиля Обамой. "Еврейство США имело в свое время шанс помочь шести миллионам евреев. Сегодня в Израиле проживают также шесть миллионов евреев. Поэтому я обращаюсь с призывом хорошенько подумать и понять, что речь идет о выживании евреев как народа. Речь идет о будущем наших детей и внуков".

Этот призыв вряд ли будет услышан. В США множество евреев, сочувствующих Израилю и защищающих его, но руководство еврейской общины и ее элита отвернулись от государства собственного народа.

http://9tv.co.il/news/2016/09/07/231267.html