Экстремисты приходят в Интернет

Весной 2011г. в Дагестане были задержаны четверо молодых мусульман из Казахстана. Они утверждали, что приняли решение "выйти на джихад" в Россию после просмотра обращений лидеров бандподполья на Северном Кавказе Доку Умарова и Саида Бурятского в Интернете.

Молодые люди были убеждены, что российские власти не дают мусульманам жить в соответствии с религиозными заповедями. Они пытались выйти на членов бандподполья, изготовили три самодельные бомбы, но вскоре были задержаны. Если верить некоторым рассказам, молодые люди без оружия бросились на полицейский блокпост, рассчитывая стать мучениками за веру. Почти сразу после задержания горе-джихадисты раскаялись, принесли извинения и были помилованы Комиссией по реабилитации членов бандподполья.

ислам

Отношение к нациям и возможен ли национализм в исламе:
Ислам о национализме

К счастью, этот эпизод конфликта на Северном Кавказе не имел серьезных последствий. Так бывает не всегда. "Около двух лет я смотрел разные видео, слушал лекции, читал статьи, в основном интересовала тема джихада, рибат, события, которые происходят там, а со временем углубился именно в таухид. Потихоньку начал осознавать смысл религии. Еще на воле были намерения принять ислам и поехать в соответствующее для мужчины место, но случилось то, что случилось", - пишет "приморский партизан" Александр Ковтун.

Он и четверо его товарищей, по версии следствия, несут ответственность за убийство четверых милиционеров и ранение еще нескольких, серии нападений, в том числе на гражданских лиц. Проследить влияние исламистской пропаганды в Интернете на конкретные действия трудно, но в данном случае в этом признаются сами джихадисты.

Интернет открыл значительные возможности для обмена информацией, которые выросли в разы с появлением социальных сетей. Сегодня каждый может найти себе подходящую нишу, обзавестись друзьями и единомышленниками, продвигать свои идеи. Но, к сожалению, эти идеи далеко не всегда безобидны. Среди таких идей - радикальный исламизм. Жертвами его пропагандистов и стали граждане Казахстана. А поскольку за два года лекции Д.Умарова и С.Бурятского никуда из Всемирной сети не делись, вполне могут найтись желающие повторить их путь.

Радикальный исламизм 2.0

Наиболее радикальные исламистские течения в принципе отрицают все, что не существовало во времена пророка Мухаммеда (отчасти из этого происходит неприятие этими направлениями современной демократии и государственных институтов). Несмотря на это, они оказались в числе наиболее активных и продвинутых пользователей Интернета. Лицо глобального джихада менялось с развитием информационных технологий ради главной цели - обеспечить доставку самых актуальных материалов "Аль-Кайеды" каждому интересующемуся пользователю.

ислам

Отношение к собственности иноверцев в Исламе в статье:
Собственность неверных в исламе

"Первоначально эти материалы - экстремистские, террористические, пропагандистские, агитационные, мобилизационные - на специальных сайтах, - рассказывает член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, президент Института религии и политики Александр Игнатенко. - Были многочисленные сайты "Аль-Кайеды". Потом, когда эти сайты стали "гонять" и арабские спецслужбы, и американские, и, может быть, даже российские - мне это неизвестно, тогда это было слабо развито - они перешли на сайты-форумы и на загрузочные сайты, которые можно контролировать, но с некоторым опозданием. Было множество таких сайтов-форумов, которые часто создавались при бесплатном хостинге".

Последнее новшество в арсенале экстремистов - соцсети. "Третий и современный этап - активное использование сайтов двух предыдущих типов, плюс использование социальных сетей типа Facebook и YouTube, где дается очень много материалов, о которых мы говорим", - говорит А.Игнатенко.

Конечно, новшества не подменили полностью предыдущие "ступени развития" исламистской пропаганды в Интернете. Не раз блокированный "Кавказ-центр" переехал на новый адрес. По информации МИД РФ, сервера находятся в Швеции, и попытки воздействовать на правительство этой страны с целью закрытия сайта пока не привели к успеху. Периодически "падают" сайты "Хунафа", UmmaNews, checheninfo (информационный сайт "Вилаят Нохчийчоь" - Чечни), vdagestan (сайт "Вилаят Дагестан"), запрещенного в России движения "Хизб-ут-Тахрир".

Как правило, им довольно быстро удается возобновить работу. К тому же многие из них обзавелись резервными адресами. Так, на "Вилаят Дагестан" можно перейти сразу по трем адресам, хотя два из них внесены в федеральный список экстремистских сайтов. Но пока правоохранительные органы в очередной раз блокируют тот же "Кавказ-центр", его создатели распространяют свой контент уже иными, более современными путями.

Проникновение в соцсети

Социальные сети ("ВКонтакте", Twitter, Facebook) и другие позволяют легко делиться созданным контентом со всем миром. Исламисты быстро освоили новые методы и приобрели мобильность, недоступную обычным сайтам. Аккаунты в соцсетях создаются гораздо быстрее сайтов, а уже на них можно разместить ссылки на тот же YouTube. Да и создать новую страничку в соцсети гораздо проще, чем сайт.

ислам

Положение иноверцев при шариате, подробнее в статье:
Что такое джизья?

Практически все крупные информационные сайты радикальных исламистов за рубежом обзавелись аккаунтами в соцсетях. "Кавказ-центр", "Вилаят Дагестан", "Хизб-ут-Тахрир" - все имеют странички в наиболее популярных социальных сетях, зачастую "дружат" друг с другом. Последние новости необъявленной войны на Северном Кавказе в версии боевиков, с видеоматериалами, комментариями сочувствующих и возможностью общаться с единомышленниками посредством персональных сообщений - к услугам подписчиков. В Twitter у "Кавказ-центра" более 5 тыс. подписчиков и около тысячи друзей в Facebook (здесь он, правда, выступает не под традиционным названием, а под именем модератора сайта). В каждой записи - ссылки на работающую в России версию сайта.

Есть и страничка Салмана Булгарского, который подробно освещает события в Сирии с точки зрения воюющих там исламистов. В конце 2012г. На его страничке в Facebook регулярно появляются сообщения о наборе в очередную группу "воинов Аллаха" для борьбы с Башаром Асадом, а порой и романтические объявления о том, что "брат, мухаджир, просто красава, Лев Аллаха с Чечни хотел бы жениться на сестре, готовой разделить с ним хиджру в Шаме" (старое арабское название Сирии). Где-то там можно найти и размышления радикальных исламских богословов о том, лучше ли осуществлять джихад у себя на родине или помогать "братьям" в других странах.

"ВКонтакте" прошлой осенью появилось несколько роликов из Сирии с подписью "Предоставлены братом Айратом Вахитовым с поля боя" с названиями типа "Штурм нашими ребятами 46-й части вчера" (именно так - на русском и "нашими"). Айрат Вахитов - кстати, имя россиянина, в 2002г. взятого в плен американскими войсками в Гуантанамо. После освобождения его и других мучеников американских застенков, в 2005г. А.Вахитов был объявлен в розыск уже в России в связи с подозрением в подрыве газопровода в Бугульме, но скрылся за границей.

Среди последующих работ есть, например, лекция "39 способов помощи джихаду и участия в нем". Хотя суд признал материал экстремистским, найти его можно найти без проблем на ряде российских интернет-видеосервисов, например, на video.mail.ru. На некоторых исламистских форумах выдвигались предположения, что именно этот А.Вахитов не только является автором указанных видео, но и скрывается за именем упомянутого С.Булгарского. Впрочем, официально россиян, воюющих в Сирии на стороне противников Б.Асада, разумеется, нет.

ислам

Отношение к атеистам и другим религиям в Исламе в статье:
Что говорит Коран про иноверцев

Использование развлекательного контента

Развитие технологий передачи данных произвело настоящую революцию в том, как люди снимают, распространяют и смотрят видео. Больше не нужны громоздкие специализированные камеры и телестудии. На нынешние телефоны можно снимать целые фильмы и в два клика отправлять на YouTube. Большинство пользуется этой возможностью для создания "видеоприколов", СМИ - для получения "картинки" из мест, куда не попадет оператор. Экстремисты - для пропаганды.

Весной 2010г. в селе Экажево в Ингушетии был ликвидирован один из боевиков НВФ на Северном Кавказе Саид Бурятский. Настоящее его имя - Александр Тихомиров, наполовину бурят, наполовину русский. Утверждалось, что он причастен к терактам у полицейского участка в Назрани и Театральной площади Грозного, покушению на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и подрыву "Невского экспресса". А.Тихомиров якобы готовил смертников для терактов: без малого за год до смерти глава Чечни Рамзан Кадыров называл С.Бурятского "главным идеологом терроризма на Северном Кавказе".

Столь демоническая роль в исламистском движении С.Бурятского отчасти оспаривалась (сам он утверждал, что лишь готовил бомбы для терактов), однако даже подтвержденных фактов достаточно, чтобы признать его взгляды экстремистскими. Суд принял такое решение, по крайней мере, в отношении двух из его видеообращений (№1469 и №1472 в Федеральном списке запрещенных экстремистских материалов). Тем не менее YouTube по запросу "Саид Бурятский" предложит несколько страничек с выступлениями террориста на темы джихада и мученичества во имя веры - в версии радикальных исламистов. С.Бурятский - не исключение. Шамиль Басаев, Доку Умаров, Анзор Астемиров, Хаттаб - практически каждый известный полевой командир за последние 10 лет оставил свой след на YouTube.

Впрочем, многих из них уже позабыли за давностью лет. Более свежий пример - "Невинность мусульман". Этот фильм не является продукцией радикальных исламистов, но, без сомнения, способствует разжиганию ненависти по религиозному признаку и может быть использован в качестве пропаганды как противниками, так и защитниками ислама (не допустим издевательства над святынями!).

ислам

Отношение ко лжи в Исламе подробнее в статье:
Разрешена ли ложь в исламе?

К счастью, фильм вовремя запретили, а прошедшие по исламскому миру в сентябре 2012г. беспорядки Россию обошли (драка у Соборной мечети на проспекте Мира 14 сентября 2010г. сразу после пятничной молитвы произошла, согласно официальной версии, из-за попытки полицейских задержать нелегальных уличных торговцев; согласно информации ГУ МВД по Москве, сотрудникам правоохранительных органов противостояли около 100 человек, кидавших в них камни и куски арматуры, в результате чего пострадали пятеро полицейских).

Кампания по борьбе с "Невинностью мусульман" была бурной - ее кульминацией стали угрозы закрыть весь YouTube, если доступ к вредоносному фильму не будет закрыт на территории России. В итоге Тверской районный суд принял решение о запрещении материала "размещенного в сети Интернет (№1589 в Федеральном списке экстремистских материалов) и шум прекратился. Между тем в YouTube остается еще пара десятков страничек с трейлерами и полными версиями фильма как на английском, так и на русском языках. Их адреса, в конце концов, под запрет не попали - и судьи сыты, и сайты целы.

Конечно, на этих страничках российские мусульмане и православные уже несколько месяцев продолжают дискуссии о вере, перемежающиеся указаниями, что и как следует сделать с противниками. Наиболее популярный 13-минутный трейлер "Невинности мусульман" набрал уже более 1 млн просмотров. Однако это уже детали - суд принял решение и на пути экстремизма был постановлен надежный заслон.

С.Бурятский и "Невинность мусульман" - лишь пара примеров из океана подобных случаев. Практически любой отечественный или зарубежный сайт, связанный с радикальными исламистами, предложит посетителю десятки ссылок на YouTube с проповедями и заявлениями "амиров". По запросу "последний звонок Дагестан" YouTube наряду со школьными линейками в Махачкале выдает записи блокированных террористов с родственниками: боевики прощаются с близкими и рассчитывают через несколько часов оказаться в раю. А любители экшена найдут сцены "войны с неверными" из любого уголка мира - от Чечни начала 2000-х до вчерашних боев моджахедов с правительственными войсками в Сирии.

ислам

Отношение к науке в исламе в статье:
Исламские научные достижения

Справедливости ради надо сказать, что YouTube пользуются экстремисты всех мастей, а не только исламисты. Чтобы послушать группу "Коловрат", тексты которой запрещены из-за расистской направленности, или посмотреть на нападения на "лиц неславянской национальности" на улицах Москвы и Питера, достаточно просто вбить запрос в поиск практически любого популярного видеохостинга.

Проигранная война?

Можно ли бороться с существованием подобных материалов и если да, то как? Начать можно с того, что проблема известна. На пресс-конференции в декабре 2012г. глава Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрей Пржедомский заявил, что в Интернете существует около 7 тыс. террористических сайтов, а 500 из них – русскоязычные. Другое дело, что остановить их деятельность не так просто. Многие (тот же "Кавказ-центр") размещены на зарубежных серверах. Добиться их закрытия в странах, где существует максимально либеральное законодательство в отношении Интернета, сложно. Есть и более хитрые приемы ухода из-под контроля спецслужб.

"Есть еще незнание людьми, которые, несомненно, следят за Интернетом, арабского языка. И знание арабского теми, кто распространяет эту пропаганду, и теми, кто ее потребляет", - рассказывает Александр Игнатенко. Обращения Доку Умарова или другие материалы размещаются на арабоязычных сайтах. Не знающий арабского языка человек вряд ли будет даже знать, что искать. Особенно распространен этот метод в Европе, где молодежь из иммигрантских семей знает арабский даже во втором-третьем поколении.

Другой метод - установить пароль на основное содержимое сайта, оставив только первую страничку с указанием, что идет реконструкция. "Если люди видят эту картинку - сайт на реконструкции, введите пароль - то думают: ну и слава Богу, закрыли этот гадкий сайт, который вел пропаганду экстремистских идей, идей "Аль-Кайеды". Мы их винить за это не будем", - говорит А.Игнатенко.

Большую проблему представляют законодательные основания для борьбы с таким видом экстремизма. Действующее законодательство может быть предельно конкретным при указании на экстремисткой материал, что превращает составление их перечня в сизифов труд.

ислам

Еще немного об Исламе в статье:
Почему деградируют мусульмане?

О проблеме наглядно свидетельствует Федеральный список экстремистских материалов. Ранее приводился пример, как была запрещена "Невинность мусульман" - конкретная страничка на YouTube с точным адресом. Таких примеров в списке множество. Например, на территории России запрещен видеофайл "Гелаевский спецназ", размещенный на компакт-диске SONY формата CD-R с надписью "Наров" (а как поступать с "Гелаевским спецназом" на диске другой фирмы?) и "записи песен, предположительно, автора и исполнителя Муцураева Тимура Хамзатовича (Хасановича), содержащиеся на носителе - компакт-диске под номерами файлов №5 песня "И распахнутся ворота..."; № 7 песня "В мечтах и грезах смутно виден Рай..." (а если они публикуются под другими номерами или именами файлов?), книга Сейида Кутба "Будущее принадлежит исламу" (М. Издательство "Сантлада", 1993г.) (а если текст размещен в Интернете?).

Истинный триумф такого подхода в борьбе с экстремизмом - запрет материалов "Файлы: дискография.dос; collage 2.jpg collage 3.jpg; collage4.jpg; collage5.jpg; collage6.jpg; collage7.jpg... на DVD-диске №19". "Федеральный список экстремистских материалов в том виде, в котором он существует сейчас, не нужен и бесполезен", - считает эксперт информационно-аналитического центра "Сова" Наталья Юдина.

Другая проблема - отсутствие желания действительно бороться с экстремизмом в среде ответственных за это людей. С распространением соцсетей поиск потенциальных экстремистов чрезвычайно облегчился, тем более что российское определение экстремизма, весьма расплывчатое и политизированное, позволяет подвести под него очень многое, продолжает Н.Юдина. Среди соцсетей особой популярностью среди борцов с экстремистами пользуется "ВКонтакте".

"Может быть, они хотят поддержать отечественного производителя, но, скорее всего, дело в том, что пользователи этой сети должны указывать мобильный телефон, а это облегчает поиски", - говорит эксперт. После последнего обновления Федерального списка экстремистских материалов его пополнили несколько десятков страничек из соцсети "ВКонтакте", но пока нет ни одного Twitter- или Facebook-аккаунта. В результате за неосторожным словом или неосмотрительно размещенным видеороликом в Интернете появляется 282-я статья о разжигании розни.

Наказание в случае признания виновным может составлять до двух лет лишения свободы, однако в большинстве случаев, по словам Н.Юдиной, избирается более мягкая мера - штраф (от 100 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты за срок от года до пяти лет) либо исправительные работы на срок от 120 до 240 часов. В итоге план работ по борьбе с экстремизмом выполнен, виновный отделывается терпимым наказанием, а действительно опасные сайты продолжают существовать.

Как работает пропаганда ИГИЛ

Несмотря на все эти препятствия, борьба идет. Периодически "падают" сайты "Хунафа", UmmaNews, "Вилаята Нохчийчоь" (Чечни), "Вилаята Дагестан"), запрещенного в России движения "Хизб-ут-Тахрир" и др. Правда обычно им довольно быстро удается возобновить работу. Экстремистские материалы блокируются в рамках работы Роскомнадзора, составляющего единый реестр запрещенных сайтов (тоже по страничке за раз), их удаляют даже без специальных требований (а тем более если есть жалобы на контент) администрации YouTube и других видеоресурсов, а также социальных сетей. Ведутся переговоры с зарубежными партнерами о сотрудничестве в борьбе с опасной информацией. При этом, несмотря на критику в адрес российских властей, они всячески открещиваются от крайностей вроде блокирования сайтов целиком по IP-адресу и тотального запрещения всего и вся (хотя такие настроения, по словам Н.Юдиной, тоже есть).

В итоге все упирается в количество таких сайтов, видеороликов и аккаунтов. Их слишком много, тогда как речь идет только об исламистском экстремизме, в то время как экстремистские настроения исповедуют и другие группы российского общества, а ведь еще необходимо бороться с сайтами, торгующими наркотиками, пропагандирующими самоубийство и распространяющими детскую порнографию. Вместе с тем развитие технологий, наоборот, позволяет каждому пользователю все более активно присутствовать в виртуальном пространстве и насыщать его самостоятельно созданным контентом. Под натиском социальных сетей и YouTube шатается даже "великий китайский файрволл". Борьба с экстремизмом в интернет-пространстве, кажется, проиграна. Остается надеется, что российское общество (прежде всего в регионах, где мусульмане составляют большинство) в целом останется достаточно здоровым, чтобы различать реальное и виртуальное пространство.

По ту сторону Facebook

Осталось понять, что это за общество столь интересуют запрещенные сайты. Современные интернет-ресурсы построены таким образом, чтобы максимально вовлечь пользователя в создание контента - путем написания комментариев, редактирования своей странички, размещения фотографий. В результате абстрактный прежде экстремист, читатель запрещенных сайтов, обретает вполне человеческие черты, а готовых следовать самым радикальным призывам исламистов трудно отличить от сочувствующих. Компания пестрая: студенты северокавказских вузов, общественные организации и деятели, журналисты, жители Северного Кавказа, Татарстана и Башкирии, Центральной России, зарубежных стран. Большинство мало отличается от обычных пользователей соцсетей, если судить по комментариям, никам или аватарам (лишь немногие выбирают имена или картинки, которые можно было бы однозначно связать с радикальным исламом, вроде знамени "имарата Кавказ"). Кому-то, наверное, просто интересен запретный плод, сказывается, пожалуй, и культура общения в соцсетях - "зафрендил" одной кнопкой и забыл.

Как борются с возвращением экстремистов в Европу

Но для сохранения интереса к таким ресурсам должны быть и объективные причины. Одна из главных - возможность доступа к альтернативным источникам информации. В условиях значительного недоверия к власти на Северном Кавказе возникает потребность в альтернативном источнике информации и площадке для ее обсуждения. Власти говорят, что идет борьба с террористами? Обязательно кто-то скажет, что силовики мучают невинных людей, чтобы получить наградные и звездочки на погоны. Произошло резонансное убийство и след ведет к "лесным"? Кто-то обязательно скажет, что боевикам это убийство было невыгодно, и все было подстроено (скорее всего, теми же силовиками), чтобы получить основания для новой охоты на ведьм. Зачастую такие мнения высказываются именно в обсуждениях на форумах, в соцсетях и комментариях. Можно вспомнить и о сложной религиозной обстановке на Северном Кавказе, когда отличные от официальной версии ислама учения фактически оказываются под запретом, коррупции и клановости, существование которой признается на самом высшем уровне.

Но даже если допустить, что приход на такие сайты обусловлен социальными и политическими проблемами, сами эти ресурсы о них не упоминают ни словом. Все сайты, блоги и странички в соцсетях сторонников радикально ислама до предела религиозны. Обилие специфической терминологии зашкаливает - непосвященный не поймет, о чем идет речь в текстах, где фигурируют муртады и кяфиры, мунафики и моджахеды. Ничего не говорится о финансовой стороне вопроса - как "лесные" рассылают флешки с требованиям пожертвований "на дело ислама" или откуда моджахеды получают транши на борьбу. Вина за жертвы среди гражданского населения при взрывах и захватах заложников возлагается исключительно на силовиков, "спровоцировавших" боевиков на жесткие действия. Социальное недовольство предлагается облекать в исключительно религиозное действие. Также нельзя не отметить, что многие материалы рассчитаны именно на агитацию людей со стороны, как, например, ролики с "русскими моджахедами", воюющими на Северном Кавказе.

Безусловно, ситуация далеко не простая. С одной стороны, борьба с интернет-экстремистами постоянно грозит вылиться в полный запрет всего сколько-нибудь подозрительного. Регулярно появляются инициативы по введению дополнительных фильтров, виртуальных патрулей, очередных запретных списков. Регулярно вслед за этими инициативами следуют обвинения в адрес властей в ограничении свободы слова. Но в условиях, когда очевидно направленные на разжигание национальной и религиозной вражды материалы и сайты, запрещенные судом, продолжают спокойно существовать в Интернете, развиваются и обретают новые формы, этот спор кажется театром абсурда.

http://top.rbc.ru/society/06/03/2013/848071.shtml

http://top.rbc.ru/society/04/03/2013/847707.shtml

Опубликовано 09 Авг 2017 в 11:00. Рубрика: Интернет. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.