Cреди целого ряда дискуссий, которые ведутся сегодня в Соединенных Штатах, одна имеет самое непосредственное отношение к фактору первостепенной важности современной эпохи – постепенной эрозии институтов национального государства. Возможно, важнейшим таким институтом была средняя школа, которая являлась площадкой реализации основных гуманитарных программ, связанных с нациестроительством в Америке, – секуляризации, десегрегации, распространения дарвинизма и так далее. Борьбу за публичную сферу консерваторы фактически проиграли, но другой процесс – распространения домашнего образования за счет и согласно рекомендациям родителей – может свести на нет все успехи прогрессистов. Так что вопрос о «домашнем образовании» имеет очень много самых разных преломлений. Terra Americaпостарается внимательно следить за ходом этой дискуссии.

* * *

На днях Ассоциация правовой защиты домашнего образования (The Homes School Legal Defense Association) призвала американцев связаться с сенаторами от их штатов, затем обратиться к представителям Белого дома, чтобы направить внимание официальных лиц на новый документ от ООН, воспринятый ими как угроза этой системе образования – Convention on the Rights of Persons with Disabilities and Optional Protocol.

Но эта инициатива пока мало кого привлекла. Зато в центре внимания общественности остаются голливудские актеры Том Круз и Кэти Холмс, в связи с бракоразводным процессом.

При чем здесь Том Круз, спросите вы?

Дело в том, что Кэти Холмс сделала заявление относительно образования шестилетней дочери, остающейся с ней… Следует отметить, что перед этим событием достоянием прессы стали некоторые детали соглашения по поводу развода: Сури сможет посещать отца в сопровождении няни и охранника, при этом разговоры о сайентологии должны быть исключены; также по настоянию матери – никакого участия в каких-либо мероприятиях Сайентологической церкви (Church of Scientology).

Кэти Холмс явно решила положить крест (до своего обращения в сайентологию – в 2005 году – она была католичкой) на домашнем образовании дочери, основанном на сайентологической методике. Пока нет ясности, продолжится ли образование – но уже под руководством другого наставника и по другой программе – дома, или ее отправят в частную школу. Этот развод знаменитой сайентологической пары вновь привлек внимание общества к Co$ (общепринятый символ, выражающий намек на культ доллара – Church of $), которую большинство американцев причисляют к псевдо-религии, но не только к этому движению.

Многие склонны ставить в основание развода именно расхождение пары относительно домашнего образования. Оно то и заслуживает нашего особого внимания, поскольку в него вовлекается все большее число людей.

Сегодня, когда перед родителями возникает дилемма – государственная школа, где нет качества, или частная, дорогая – некоторые из них делают выбор в пользу домашнего образования (homeschooling). Когда-то к нему прибегали в силу необходимости, чаще всего из-за проживания в труднодоступных местах, где трудно, а то и невозможно добраться до школы. Также оно было более приемлемым для детей с физическими и психическими изъянами. Но затем домашнее образование стало популярным и более привлекательным и для тех, кто вроде бы и без изъянов, и живет не в глуши, а в городе, где школа.

У сторонников домашнего обучения много доводов в его пользу.

Они исходят из того, что такое образование дешевле, что оно позволяет больше внимания уделять вещам, способным реально пригодиться в жизни, а не удобным и привычным академическому сообществу. Здесь соблюдается индивидуальный подход: оставаясь дома, дети не наберутся той дури, которой полным полно в школах: наркотики, алкоголь, криминал, да и в целом нездоровая атмосфера (негативное воздействие со стороны сверстников, насмешки).

Благодаря домашнему образованию сохраняется истинная религиозность, формируется определенное мировоззрение, желательное семье («не желаем, чтобы наше чадо учили по Дарвину»). В итоге сегодня по разным подсчетам два миллиона американских детей уже занимаются дома (это 4% по данным National Home Education Research Institute).

Дискуссии на тему домашнего обучения активно велись в США еще с 1852 года, когда в прессе обсуждали саму законность этого типа образования. Но затем в законности сомневаться перестали (домашнее образование легально во всех Штатах), и дискуссии эпизодически возникали по поводу частностей (системы оценки, тестирования, получения грантов).

В 1970-е годы появилось несколько книг по этой теме (например, John Holt. «How Schools Fail and How Children Learn», которую предваряла его же работа «How Children Fail», с основной идеей, что «дети любят учиться, но не любят быть обучаемыми»), и данный формат образования стал набирать популярность, выступая формой образования, альтернативной частным и публичным школам.

При домашнем образовании либо один из родителей берет на себя роль учителя, либо оба, в зависимости от занятости и страсти. Однако сразу же следует отметить и такое явление в этой сфере, как родительские кооперативы: здесь также всему учат сами родители, но они объединяются друг с другом, благодаря чему каждый учит тем предметам, к которым сам более склонен. И этот формат становится все более популярным в обществе. К тому же он позволяет показать критикам, что домашнее обучение не ведет к социальной изоляции, поскольку дети имеют разнообразное и предметное общение со взрослыми разного возраста, пола и расы.

В последнее время также отмечается рост числа сторонников домашнего образования и среди афроамериканцев. Как отражение этого тренда – появление National Black Home Educators. Мотивация здесь та же, что и у белых, но с нюансами. Так одна мамаша заметила, что причина обучать детей дома у нее чисто культурологическая: дать сыну больше представления об африканских корнях, а также разрушить убеждение, что история его предков начинается с рабства. Но больше всего афроамериканцев раздражает установка учителей в школах натаскивать учеников на тесты, а также рекомендации родителям заставлять детей принимать лекарства, концентрирующие их внимание или успокаивающие наиболее возбужденных.

Во всем этом они видят своего рода «зомбирующий» эффект обучения в школе. Чаще звучит примерно такой мотив: «школа отбила у моего ребенка желание учиться». И сторонники домашнего образования отмечают, что им снова удается пробудить в детях желание учиться. В итоге, все больше афроамериканцев планируют оставлять своих детей дома. Впрочем, у этой тенденции есть и негативный прогноз: если после 60-х годов прошлого века, когда школы стали ориентироваться на десегрегацию, переход на домашнее образование может привести афроамериканцев к добровольной сегрегации.

Число желающих получать образование дома увеличивается с каждым годом, также растет и число причин, побуждающих к этому (в анкетах 2003 года таких причин указывалось 6). Современная информационно-коммуникативная среда позволяет помимо коммун «в реале» формировать и виртуальные сообщества, обмениваться опытом относительно того, как организовать рабочее (учебное) пространство, какие пособия использовать, какие методики более эффективны; на добровольной основе формируются базы данных по пособиям, библиотеки идут навстречу таким родителям, предлагая им тематические выставки, формируя подбор соответствующей литературы; социальные сети полны роликов, где родители делятся достижениями и советами, сравнивают учебные планы на день, неделю.

Из последних событий следует также отметить, что в Нью-Хэмпшире в июне этого года давление сторонников этого типа образования на бюрократов завершилось победой – внесены изменения в местное законодательство, уменьшающее число согласований по поводу домашнего образования. Вообще система домашнего образования с иной стороны показывает стремление американцев как можно меньше зависеть от чиновников от образования, дистанцироваться от всего, что причастно государству или транснациональным корпорациям, чуждым духу коммуны, общины.

Штаты становятся, можно сказать, Меккой и домашнего образования.

Символичным является следующий случай. В январе 2010 года в США получила убежище семья из Германии, покинувшая ее из-за невозможности обучать своих детей дома. Немецкие христиане – Уве Ромайке, музыкальный учитель, и его жена, Ханнелоре, – переехали в Морристаун, штат Теннеси, в 2008 году после того, как на родине их оштрафовали на несколько тысяч евро за то, что они обучали своих детей дома. К семье Ромайке даже направляли домой полицию, чтобы препроводить детей в школу, откуда родители забрали их в 2006 году, поскольку учебная программа там – «антихристианская»: учебники насыщены идеями и терминами, идущими вразрез с христианской верой (сексуальный жаргон, образы вампиров и ведьм), при этом школа декларировала «уроки этики» на основе ислама, буддизма и прочих религий.

В Штатах же, после рассмотрения их случая, Ромайке и его супруга получили гражданство и возможность обучать детей дома – согласно своему мировоззрению. В США законодательно закреплено право родителей свободно выбирать форму обучения. Таким образом, конфликт между семьей и обществом (государством) был преодолен, и, главное – процесс окончательной верификации (контроля знания) остается за обществом (в виде общепринятых тестов). Учи как хочешь, главное потом сдать тест.

Согласно последним статистическим данным Министерства образования США 48,9% родителей решили перейти на домашнее обучение, чтобы дать своим детям лучшее образование, и 38,4% сделали это по религиозным соображениям. Но играет роль еще один фактор – желание уберечь детей от насилия в школах. Христианский телеканал DoersTV.com, запускающий этой осенью новый проект, посвященный домашнему образованию, в ходе работы над новым проектом отметил, что частые случаи издевательств над школьниками со стороны сверстников (как в публичных, так и частных школах) заставляют все большее число родителей задумываться о переходе на домашнее образование.

Так что не только религиозный и экономический факторы становятся решающими при переходе к домашнему образованию, но и психологический, желание избавить детей от «девиантов и недоумков», оказывающихся в одном с ними классе.

Показателем значимости и масштаба домашнего образования является проведение этой осенью (1-4 ноября) в Берлине первой всемирной конференции по домашнему образованию (global home education conference).

Но за всеми успехами этого формата обучения не стоит забывать, что домашнее образование, безусловно, хорошо только тогда, когда у детей есть нормальный дом и нормальные родители, не только достаточно обеспеченные, но и образованные и организованные, чтобы извлечь из домашнего образования только позитивный опыт.

Домашнее образование, запрещенное во многих европейских странах, в том числе в Германии, становится все более популярным в Соединенных Штатах. Для его обозначения применяются термины homeschooling, homeschool, home education, или home based learning. Домашнее образование – это обучение детей школьного возраста на дому без посещения общественной или частной школы. В роли учителей чаще всего выступают сами родители, но люди обеспеченные приглашают специально нанятых преподавателей. Подобное социальное расслоение присуще домашнему образованию исторически.

Учителями и воспитателями монархов и представителей высшей аристократии нередко служили университетские профессора или знаменитые поэты своего времени. Хрестоматийный пример здесь – Василий Жуковский как наставник наследника престола, будущего императора Александра II при Николае I. Родители выступали в роли преподавателей в условиях, когда не было возможности (теперь еще и желания) пригласить менторов прямо на дом. И тут уже многое зависело от личности родителей и их собственного образования. Например, прекрасное домашнее образование получил выдающийся поэт Велимир Хлебников, чей отец был известным орнитологом и лесоводом. А из наших современников прекрасным домашним образованием может похвастать восходящая звезда Голливуда Эмма Стоун.

Собственно, до конца XVII века в Европе и Северной Америке вообще отсутствовало обязательное школьное образование, и домашнее образование естественным образом преобладало, причем чаще всего в роли учителей выступали как грамотные родители, так и другие грамотные жители данного поселения, чаще всего, священнослужители. Только в самом конце XVII и в начале XVIII века в ряде германских государств и прежде всего в Пруссии было введено обязательное школьное образование. В Европе школьная форма образования стала преобладающей в первой половине XIX века, а в Северной Америке – только в 1850-е годы. До начала 1980-х годов домашнее образование в Америке было, как и сейчас во многих странах Европы, запрещено, разрешалось оно лишь для детей-инвалидов. Во многом популярность домашнего обучения в США является следствием растущей политкорректности. Когда в школах перестают преподавать Священное Писание, многие родители предпочитают забирать детей из школы и давать им домашнее образование, включая основы религии.

Итак, два фактора обусловили рост популярности обучения детей школьного возраста на дому. Во-первых, вытеснение из школ религиозного контента. Во-вторых, рост насилия в американских школах, который приводит не только к периодически возникающим перестрелкам в классах с трагическим исходом, но и рост чисто бытового насилия, притеснений и издевательств старших над младшими, сильных над слабыми. Да и качество образования, которое дает американская средняя школа, нередко вызывает справедливые нарекания. «Криминогенная обстановка в школах» и «низкое качество обучения» родители называют в качестве основных причин, по которым они предпочитают домашнее образование своих детей.

Когда в начале 80-х годов представители ряда христианских конфессий перевели своих детей на домашнее обучение, очень скоро в результате тестирования выяснилось, что «домашние» дети обгоняют обычных школьников. В частности, они занимали первые места на национальных олимпиадах по географии и математике. Однако в большинстве случаев столь выдающихся успехов достигают те дети, которые занимаются с домашними учителями. Для тех же, чьим обучением занимаются родители (а таких большинство), подобные достижения возможны лишь в том случае, если отец или мать являются специалистами в той или иной школьной дисциплине и обладают несомненным педагогическим талантом.

В 1984 году в разных штатах Америки обучались на дому 50 тысяч учеников. С тех пор количество учащихся домашних школ в США только увеличивается. В 2010 году их было уже, по разным оценкам, от 1 до 2 миллионов человек. По некоторым данным, дома в начале XXI века обучается примерно 1,7% от более чем 55 миллионов американских детей, охваченных школьным образованием. В отличие от ситуации XIX века, когда в домашнем образовании наемные учителя преобладали над родителями, то сегодня в роли учителей чаще всего выступают сами родители, что сделало домашнее образование доступным и желанным и для семей со средним достатком, и даже для бедняков.

Конечно, в сравнении с XVIII-XIX веками уровень образованности подавляющего большинства родителей возрос неимоверно, и они способны учить детей не только грамоте и четырем действиям арифметики. Однако социальное расслоение здесь все равно сохраняется. Только достаточно богатые люди могут позволить себе нанимать домашних учителей для своих детей по всем основным школьным дисциплинам. Качество же образования, которое дают родители-учителя, часто оказывается более низким. Чтобы повысить его уровень, группы семей создают небольшие школьные кооперативы, где несколько родителей преподают для всех детей.

Детям, безусловно, легче усваивать материал в привычной семейной обстановке. Они избавлены от тех стрессов, с которыми для многих из них связано пребывание в школе. Обычно домашние учителя имеют возможность более глубоко объяснять свой предмет, чем делают педагоги в классе. Ребенок в условиях домашнего обучения более самостоятелен. Его не заставляют зубрить, а учат понимать.

Однако с положительными качествами «домашней» школы неразрывно связаны и его недостатки. «Домашний» ученик регулярно оказывается лишен опыта общения в коллективе сверстников, если речь не идет об ученике из семейного кооператива, опыта преодолевать неблагоприятные жизненные ситуации, возникающие в условиях обычной школы. По сравнению с обычными школьниками они живут во многом в тепличных условиях, и это может оказать негативное воздействие на их последующую социализацию. Неслучайно среди «домашних учеников» в США немало представителей различных религиозных групп и тесно сплоченных религиозных общин. Здесь дети проходят социализацию прежде всего не в школе, а в структурах своих общин, среди сверстников-единоверцев.

Чтобы помочь социализации детей, родители – приверженцы домашнего обучения, образуют группы, в которых они помогают друг другу, а иногда даже разные родители учат детей разным предметам. Еще есть один минус домашнего образования. Оно нередко не соответствует федеральным образовательным стандартам США. Чтобы его избежать, родители-педагоги используют методики дистанционных занятий в различных школах и колледжах.

Домашнее образование оказывается благом для наиболее одаренных учеников, привыкших мыслить критически и самостоятельно. Неслучайно этот вид образования распространен в США, где господствует англосаксонская школьная система. Она предусматривает самостоятельный выбор учащимися, по крайней мере, в старших классах, тех предметов, которые они хотят изучать, и наилучшим образом подходит для наиболее одаренных учеников, чьи способности по ряду дисциплин выше среднего уровня.

Наоборот, для основной массы учащихся, чьи способности находятся на среднем и ниже среднего уровня, а также для тех, кто не отличается усердием в постижении знаний, англосаксонская система дает образование, значительно худшее по сравнению с тем, которое дает им прусская, или северогерманская система образования, господствующая в Германии и континентальной Европе, включая Россию.

Прусская система основана на изучении некоторого обязательного объема знаний по каждой дисциплине всеми учащимися. В ее рамках широко практикуется механическое запоминание материала, то есть, иными словами, зубрежка. Такая система не дает в полной мере раскрыться наиболее одаренным учащимся, зато дает более приличный уровень образования по сравнению с англосаксонской системой. И, наверное, неслучайно домашнее образование запрещено в Германии, на родине прусской системы, и разрешено в Америке с ее англосаксонской системой образования.

В то же время, сегодня, в условиях ускорения научно-технического прогресса и информационного взрыва, когда людям на протяжении жизни многократно приходится менять профессию и специальность, прусская система образования вынуждена заимствовать некоторые элементы англосаксонской, и, в частности, так называемую Болонскую систему высшего образования. От выпускников школ требуется теперь большая самостоятельность в выборе дисциплин и выстраивание стратегии своей будущей трудовой деятельности, в том числе возможных смен профориентации. В этих условиях есть свои перспективы и у домашнего образования.

Показательно, что в 2010 году суд в американском Мемфисе предоставил политическое убежище семье Ромайке из Германии, членам евангелистской секты, которым на родине грозило преследование за намерение дать своим пятерым детям домашнее образование и которые утверждали, что немецкие школы прививают детям ценности, несовместимые с христианством, в том числе сексуальное воспитание. В 2007 году Конституционный суд ФРГ лишил эту семью родительских прав. В Америке домашнее образование превращается в еще один столп традиционной для страны религиозной свободы. А в Европе в 2006 году Европейский суд по правам человека подтвердил, что немецкий закон об обязательной школе и связанный с ним запрет на домашнее обучение не противоречат законам Евросоюза и Конвенции по правам человека.

http://www.terra-america.ru/stati-stanovyatsya-mekkoi-domashnego-obrazovaniya.aspx

http://www.terra-america.ru/gde-grizt-granit-nauki-doma-ili-v-skole.aspx