Что думает Сурков о политике

9 апреля 2018 года была опубликована статья помощника президента РФ Владислава Суркова «Одиночество полукровки (14+)». Статья рассказала, что думает Сурков о политике и была «перепечатана» в «Завтра» Александра Проханова.

Разные бывают работы. За иную можно браться только в состоянии, несколько отличном от нормального. Так, пролетарий информационной индустрии, рядовой поставщик новостей это, как правило, человек со всклокоченным мозгом, пребывающий как бы в лихорадке. Неудивительно, ведь новостной бизнес требует спешки: узнать быстрее всех, скорее всех сообщить, раньше всех интерпретировать.

Возбуждение информирующих передается информируемым. Возбужденным их собственная возбужденность часто кажется мыслительным процессом и заменяет его. Отсюда – вытеснение из обихода предметов длительного пользования вроде «убеждений» и «принципов» одноразовыми «мнениями». Отсюда же сплошная несостоятельность прогнозов, никого, впрочем, не смущающая. Такова плата за быстроту и свежесть новостей.

Мало кому слышно заглушаемое фоновым медийным шумом насмешливое молчание судьбы. Мало кому интересно, что есть еще и медленные, массивные новости, приходящие не с поверхности жизни, а из ее глубины. Оттуда, где движутся и сталкиваются геополитические структуры и исторические эпохи. Запоздало доходят до нас их смыслы. Но никогда не поздно их узнать.

14-й год нашего века памятен важными и очень важными свершениями, о которых всем известно и все сказано. Но важнейшее из тогдашних событий только теперь открывается нам, и медленная, глубинная новость о нем теперь только достигает наших ушей. Событие это – завершение эпического путешествия России на Запад, прекращение многократных и бесплодных попыток стать частью Западной цивилизации, породниться с «хорошей семьей» европейских народов.

С 14-го года и далее простирается неопределенно долгое новое время, эпоха 14+, в которую нам предстоит сто ( двести? триста?) лет геополитического одиночества.

Вестернизация, легкомысленно начатая Лжедмитрием и решительно продолженная Петром Первым, за четыреста лет была испробована всякая. Чего только ни делала Россия, чтобы стать то Голландией, то Францией, то Америкой, то Португалией. Каким только боком ни старалась втиснуться в Запад. Все оттуда поступавшие идеи и случавшиеся там трясения наша элита воспринимала с огромным энтузиазмом, отчасти, может быть, и излишним.

Как устроено российское общество
В статье:

Скрытая реальность в России
В статье:
Скрытые пружины России
В статье:
Построение нации в России

Самодержцы усердно женились на немках, имперские дворянство и бюрократия активно пополнялись «бродяжными иноземцами». Но европейцы в России быстро и повально русели, а русские все никак не европеизировались.

Русская армия победоносно и жертвенно сражалась во всех крупнейших войнах Европы, которая по накопленному опыту может считаться наиболее склонным к массовому насилию и самым кровожадным из всех континентов. Великие победы и великие жертвы приносили стране много западных территорий, но не друзей.

Ради европейских ценностей ( в то время религиозно-монархических ) Санкт-Петербург выступил инициатором и гарантом Священного Союза трех монархий. И добросовестно выполнил союзнический долг, когда нужно было спасать Габсбургов от венгерского восстания. Когда же сама Россия оказалась в сложном положении, спасенная Австрия не только не помогла, но и обратилась против нее.

Потом евроценности сменились на противоположные, в Париже и Берлине в моду вошел Маркс. Некоторым жителям Симбирска и Яновки захотелось, чтобы было, как в Париже. Они так боялись отстать от Запада, помешавшегося в ту пору на социализме. Так боялись, что мировая революция, будто бы возглавляемая европейскими и американскими рабочими, обойдет стороной их «захолустье». Они старались. Когда же улеглись бури классовой борьбы, созданный неимоверно тяжкими трудами СССР обнаружил, что мировой революции не случилось, западный мир стал отнюдь не рабочекрестьянским, а ровно наоборот, капиталистическим. И что придется тщательно скрывать нарастающие симптомы аутического социализма за железным занавесом.

Проблемы госслужбы в России
В статье:

Как работают суды в России
В статье:
Следствие глазами социолога
В статье:
Откровения чиновника о работе

В конце прошлого века стране наскучило быть «отдельно взятой», она вновь запросилась на Запад. При этом, видимо, кому-то показалось, что размер имеет значение: в Европу мы не помещаемся, потому что слишком большие, пугающе размашистые. Значит, надо уменьшить территорию, население, экономику, армию, амбицию до параметров какой-нибудь среднеевропейской страны, и уж тогда нас точно примут за своих. Уменьшили. Уверовали в Хайека так же свирепо, как когда-то в Маркса. Вдвое сократили демографический, промышленный, военный потенциалы. Расстались с союзными республиками, начали было расставаться с автономными... Но и такая, умаленная и приниженная Россия не вписалась в поворот на Запад.

Наконец, решено было умаление и принижение прекратить и, более того, заявить о правах. Случившееся в 14-м году сделалось неизбежным.

При внешнем подобии русской и европейской культурных моделей, у них несхожие софты и неодинаковые разъемы. Составиться в общую систему им не дано. Сегодня, когда это старинное подозрение превратилось в очевидный факт, зазвучали предложения, а не шарахнуться ли нам в другую сторону, в Азию, на Восток.

Не нужно. И вот почему: потому что Россия там уже была.

Московская протоимперия создавалась в сложном военно-политическом коворкинге с азиатской Ордой, который одни склонны называть игом, другие союзом. Иго ли, союз ли, вольно или невольно, но восточный вектор развития был выбран и опробован.

Некоторые проблемы России
В статье:

Аналог Путина в римской истории
В статье:
Похожа ли Россия на Карфаген?
В статье:
Предсказание Троцкого о современной России
В статье:
Почему Запад обгоняет Россию?

Даже после стояния на Угре Русское Царство продолжало по сути быть частью Азии. Охотно присоединяло восточные земли. Претендовало на наследие Византии, этого азиатского Рима. Находилось под огромным влиянием знатных семей ордынского происхождения.

Вершиной московского азиатства явилось назначение государем всея Руси касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Историки, привыкшие считать Ивана Грозного кем-то вроде обериута в шапке Мономаха, приписывают эту «выходку» исключительно его природной шутливости. Реальность была серьезнее. После Грозного сложилась солидная придворная партия, продвигавшая Симеона Бекбулатовича уже на вполне настоящее царство. Борису Годунову пришлось требовать, чтобы присягая ему, бояре обещали «царя Симеона Бекбулатовича и его детей на царство не хотеть.» То есть, государство оказалось в полушаге от перехода под власть династии крещеных Чингизидов и закрепления «восточной» парадигмы развития.

Однако ни у Бекбулатовича, ни у потомков ордынского мурзы Годуновых не было будущего. Началось польско-казацкое вторжение, принесшее Москве новых царей с Запада. При всей мимолетности правлений Лжедмитрия, задолго до Петра огорчившего бояр европейскими замашками, и польского королевича Владислава, они весьма символичны. Смута в их свете представляется не столько династическим, сколько цивилизационным кризисом – Русь отломилась от Азии и начала движение к Европе.

Итак, Россия четыре века шла на Восток и еще четыре века на Запад. Ни там, ни там не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима...

Проблемы госслужбы в России
В статье:

Как работают суды в России
В статье:
Следствие глазами социолога
В статье:
Откровения чиновника о работе

И все-таки вряд ли мы третья цивилизация. Скорее, сдвоенная и двойственная. Вместившая и Восток, и Запад. И европейская, и азиатская одновременно, а оттого не азиатская и не европейская вполне.

Наша культурная и геополитическая принадлежность напоминает блуждающую идентичность человека, рожденного в смешанном браке. Он везде родственник и нигде не родной. Свой среди чужих, чужой среди своих. Всех понимающий, никем не понятый. Полукровка, метис, странный какой-то.

Россия это западно-восточная страна-полукровка. С ее двуглавой государственностью, гибридной ментальностью, межконтинентальной территорией, биполярной историей она, как положено полукровке, харизматична, талантлива, красива и одинока.

Замечательные слова, никогда не сказанные Александром Третьим, «у России только два союзника, армия и флот» – самая, пожалуй, доходчивая метафора геополитического одиночества, которое давно пора принять как судьбу. Список союзников можно, конечно, расширить по вкусу: рабочие и учителя, нефть и газ, креативное сословие и патриотически настроенные боты, генерал Мороз и архистратиг Михаил... Смысл от этого не изменится: мы сами себе союзники.

Каким будет предстоящее нам одиночество? Прозябанием бобыля на отшибе? Или счастливым одиночеством лидера, ушедшей в отрыв альфа-нации, перед которой «постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»? От нас зависит.

Одиночество не означает полную изоляцию. Безграничная открытость также невозможна. И то, и другое было бы повторением ошибок прошлого. А у будущего свои ошибки, ему ошибки прошлого ни к чему.

Объяснение данных таблицы
В статье:

Позиции русского языка в мире

Россия, без сомнения, будет торговать, привлекать инвестиции, обмениваться знаниями, воевать (война ведь тоже способ общения), участвовать в коллаборациях, состоять в организациях, конкурировать и сотрудничать, вызывать страх и ненависть, любопытство, симпатию, восхищение. Только уже без ложных целей и самоотрицания.

Будет трудно, не раз вспомнится классика отечественной поэзии: «Вокруг только тернии, тернии, тернии... б***ь, когда уже звезды?!»

Будет интересно. И звезды будут.

Комментарий:

Отметим сразу, что в информационном плане очередному программному выступлению Суркову явно не повезло. Выход статьи совпал с военно-политическим обострением в Сирии. Информационный ажиотаж на этом направлении явно отвлек внимание от статьи. Но тем не менее, ее читали и обсуждали. Статью Суркова своим вниманием удостоило американское информационное агентство Assosiated Press (AP), американское издание Washington Post, британская Times и др. Разумеется, критический отзыв о статье Суркова дало в двух разных текстах — одном на английском, другом на русском языке «Радио Свобода».

Законы принятые в США против России
в статье:
Системное нападение США на Россию
А также в статье:
Закон о предотвращении российской агрессии
А также еще:
Резолюция 758

Интерес, в первую очередь, определился политическим значением автора, известным любому внешнему наблюдателю. На западном ресурсе opendemocracy.net («открытая демократия») нынешний постоянный автор «Валдайского клуба» британский историк и политолог Ричард Саква в 2011 году назвал Суркова «князем тьмы Кремля» — в одной ипостаси современным Константином Победоносцевым и Михаилом Сусловым. Сурков остается «главным стратегом национальной политики» РФ (AP).

Он — «один из лучших помощников Кремля и давний архитектор правления Путина» (The Sydney Morning Herald), «провластный идеолог» («Радио Свобода»), «советник-ветеран президента России Владимира Путина» (Radio Liberty), «мастер театра-марионеток с намеком на мистера Бина в своей внешности» (Guardian). Сурков — это долголетний доверенный советник Путина (Times). «Главный стратег Владимира Путина» (Spiegel, 2005). «Сурков — идеолог режима. Ему современный кремлевский режим обязан такими концепциями как „суверенная демократия“, „управляемая демократия“ и „вертикаль власти“. Сурков — оппортунист и большой циник» (Тсн.ua).

Теперь из заголовков комментариев к статье Суркова. Они обозначают главное, как представляется их авторам: «Глухая оборона. Что означают размышления Суркова об „одинокой“ России». («Радио Свобода»). «Сурков посулил России 300 лет „геополитического одиночества“» (Мк.ру), «Сурков предсказал России „геополитическое одиночество“ на века» («Известия»), «Одиночество как судьба»: Сурков объявил о начале нового пути России" (riafan.ru) и т. д.

Закон «О порабощённых нациях» (PL-86-90) от 17.07.1959 г.

Американское ИА Assosiated Press отметило важное сопутствующее политическое обстоятельство выходу статьи: «Статья Суркова была опубликована через три дня после того, как Соединенные Штаты ввели новые санкции в отношении более двух десятков магнатов, чиновников службы безопасности и политиков». Т. е. новая идеологическая концепция, продвигаемая советником президента РФ, является прямым ответом на конкретные действия руководства США. В Sydney Morning Herald, следуя этой логике написали: «Россия как „осажденная крепость“. Сценарий вернулся после того, как усилилась напряженность с США». Это рассказ об «осажденной крепости».

Самое большое количество отзывов на последнюю статью Суркова пришлось на российский и украинский сегменты Интернета. Разумеется, статья Суркова вызвала взрыв торжествующей ненависти у майданной публики на Украине. Смысл восторга врага: «Украина идет в Европу и на Запад — в поле прогресса и развития, а Россия замыкается в самоубийственной изоляции». «Это отнюдь не шедевр мысли, а очередной симулякр российской политики», — написали на украинском ресурсе politolog.net «Статья Суркова в „России в глобальной политике“ — это не прогноз, а объяснительная записка. Попытка интерпретации очевидного и огромного геополитического поражения, к которому приложил руку и голову сам Сурков» (petrimazepa.com).

Ведущие российские издания в большинстве случаев только пересказали основные положения статьи Суркова. Однако были и критические отзывы — при этом крайне негативного характера, как из условно либерально-западнического лагеря, так и российской патриотии. В либеральных СМИ Суркову не могут простить концепцию «вертикали» и «управляемой демократии».

Что такое закон FATCA
в статье:
Закон FATCA против России
А также в статье:
Закон FATCA против суверенитета России

В этом плане статья Суркова понимается как очередной «мучительный экзорцизм» (гражданские силы.ру). Из самого комплементарного автору и безумно экзотического в комментариях от «западников-патриотов» о Суркове написал «майданный с обратным знаком» Александр Чаленко. Он назвал Суркова одним из представителей «коллективного Виктора Эммануила — патриотической российской бюрократии».

Между тем, по той же теме русские националисты ненавидят Суркова. Они не могут простить ему украинскую стратегию 2014 года и провальные Минские соглашения. Крайняя оценка Суркова, полученная им от русских националистов — сторонников Новоросии: это «эстетствующий Геббельс антинародной олигархической системы» (novorossia.pro). Блогер Сергей Соколов назвал в «ЖЖ» автора «Одиночества полукровки» «молью в шкафу, которая заводится во все времена и во всех цивилизациях».

В комментарии в «Завтра» от Валерия Коровина сочли, что статья Суркова — это то ли плод «ощущения движения к смерти» — физической и политической, то ли покаяние, то ли конъюнктурная смена знамен. «В этом коротком тексте он [Сурков] изложил краткую версию Евразийской миссии, все то, что он прежде снабжал смешками, какими-то ужимками, ухмылками, высмеивал на предыдущих этапах, но что он неизбежно воспринял, впитал в себя, абсорбировал из окружающего пространства, от тех людей, которыми он манипулировал, жонглировал, издевался, глумился, подставлял, использовал и выбрасывал… В нем зашифровано послание всем, кого он обидел, оскорбил, унизил, использовал…

Монархическое движение в России
В статьях:

Православные фашисты и царебожники
В статье:
Кто стоит за монархизмом в России
В статье:
Зачем возрождают монархию?
В статье:
Масоны готовят православного царя
В статье:
Кому и зачем нужен монархизм

Конечно, как человек проницательный и глубокий, он чувствует свою историческую ответственность за то, что произошло. И в страхе перед этой ответственностью, перед неизбежностью своего личного политического конца пытается поймать этот новый тренд и вписаться в него… Но здесь и заключается все коварство этого персонажа, в том, что никогда невозможно определить, где подлинность, а где лицемерие, где цинизм и прагматизм человека гибнущего и пытающегося схватиться хоть за что-то, чтобы выплыть, а где искренность, подлинность и действительное раскаяние». Короче, из патриотического лагеря отчетливо прозвучало: «не верим».

В смыслы предъявленного Сурковым ему не верят не только патриоты, но и наши «либералы» из т. н. «Пятой колонны». Бегун из Волгограда, не принятый потом в СПбГУ, но утвердившийся в бывшем соросовском Европейском университете историк-американист Иван Курилла на «Радио Свобода» так отозвался в отношении статьи Суркова: «Все подобного рода концепции, возникающие где-то недалеко от центров российской власти, представляют собой такую виньетку — попытку рационализировать решения, принимающиеся властью. Причем это попытки вторичные… Я не вижу, чтобы в сегодняшней России идеологические конструкты каким-то образом предопределяли политические решения».

По Курилле, предложенная Сурковым идеологическая конструкция вторична, и ее скоро забудут. «Это не изоляция, а скорее глухая оборона нынешней власти от любых проникающих извне влияний. Это не модернизационная изоляция, а наоборот, попытка защититься от модернизации» — таково мнение представителя российской «Пятой колонны», высказанное на «Радио Свобода». Лейтмотив тот же — «не верим». Рекомендация: прочитать, наплевать и забыть.

Кто стоит за монархизмом
В статьях:

Царские останки - фальшивка
В статье:
Кем являются претенденты на российский престол
В статье:
Зачем возрождают монархию?
В статье:
Кто стоит за Натальей Поклонской

Подобный настрой, продемонстрированный и слева и справа, эмоциональной и политизированной критики исключает возможность серьезного обсуждения по существу предъявленного Сурковым идеологического поворота.

Поэтому попытаемся рассмотреть статью Суркова в содержательном плане. Прежде всего нелепым выглядит само название статьи: «Одиночество полукровки (14+)». Первый и беглый взгляд на название заставляет относить «одиночество полукровки» к личности самого автора, давно обвиняемого его критиками в том, что он «нерусь» и поэтому чужд России. А знак «14+» является известным маркером возрастных ограничений, принятых в кинематографе и на телевидении.

Т. е. заголовок статьи при первом взгляде на него предлагает ознакомиться с переживаниями «полукровки"-автора для читателей старше 14-ти лет. Если это не глупость, в которой трудно заподозрить автора, то налицо очевидное озорство, выдающее склонность к шутке и мистификации. Либо же это сознательная авторская провокация — вызов автора в отношении своей «крови» ко всем своим недоброжелателям.

ватник нацдем

Национал демократы России
в статье
Русофобия русских националистов
А также в статье
Нацдемы - новые власовцы сегодня

В начале статьи Сурков намекает: «Разные бывают работы. За иную можно браться только в состоянии, несколько отличном от нормального». Поэтому все эти разбросанные по тексту статьи — «бродяжные иноземцы», «аутический социализм», «несхожие софты», «военно-политический коворкинг», «обериут в шапке Мономаха» (правильно обэриут — представитель группы писателей и деятелей культуры Объединения Реального искусства — ОБЭРИУ, существовавшей в 1920-х — начале 1930-х годов в Ленинграде. Декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда — прим. EADaily ) «биполярная история», «креативное сословие», «патриотически настроенные боты», «альфа-нация», «классик отечественной поэзии» рэпер Oxxxymiron — все это должно быть также отнесено к разряду заранее заявленной авторской неадекватности.

Но на поверку оказывается, что статья со странным названием и в первом предложении представленная автором, как написанная в некоем психологическим состоянии, далеком от нормы, повествует о России в эпохе после 2014 года (14+). Уф… разобрались.

Следующий существенный момент — самое главное, и это ключевой пункт — Сурков признает, что Россия не принадлежит Западу и не является в культурно-цивилизационном плане частью Европы. «При внешнем подобии, — пишет Сурков, — русской и европейской культурных моделей, у них несхожие софты и неодинаковые разъемы». Россия — это отдельная цивилизация, полагает автор. В этом плане Сурков, разумеется, не оригинален.

Устройство и кризис русского национализма

Фактически, он обратился к идеям второй половины ХIХ века эпохи «великих реформ» — к геополитическим идеям Н.Я. Данилевского, к идеям, самостоятельно выраженным в художественной и публицистической форме Ф.М. Достоевским и Ф.И. Тютчевым, и продолженным потом в ХХ веке русскими мыслителями-евразийцами. Аналогичным образом смотрят на дело на современном Западе. Американская и европейская научная общественность откровенно не признает Россию в качестве европейской страны. И, более того, чувства по отношению к России, как к «чужому», по мере ее текущего ослабления становятся только острее.

Современный адепт концепции цивилизаций известный американский политолог Сэмюэл Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» отметил, что «семь из восьми характеристик западной цивилизации — религия, язык, отделение церкви от государства, верховенство закона и общественный плюрализм, представительные институты и индивидуализм — почти полностью не совпадают с опытом России».

Исследователь русской культуры Джеймс Биллингтон определил, что Россия была и остается «западной страной, которой она надеется стать, но еще не стала». Т. е. самоутверждение у россиян принадлежности России к Европе является квазиидентичностью, с точки зрения самих европейцев и других представителей Запада.

Таким образом, сам по себе переход Суркова на цивилизационную концепцию логичен, хотя в свете предшествующей его позиции сам переход не объяснен автором. Глубок он или конъектурен?

Как изменялся русский национализм

В 2006 году Владислав Сурков, занимавший тогда пост первого заместителя главы администрации президента, в своей программной статье «Национализация будущего» утверждал, что Россия является одной из «влиятельнейших европейских наций», которые в сумме образуют «действительно непревзойденную цивилизацию», т. е. Россия, по утверждению Суркова, является частью европейской цивилизации.

Но при этом, по Суркову, оказывалось, что экономика России отъединена от европейской. Модернизация «могла бы связать нашу экономику с европейской и заатлантической». «Не выпасть из Европы, держаться Запада — существенный элемент конструирования России», — писал в 2006 году Сурков. «Приступы» изоляционизма в той статье определялись Сурковым, как «реакционные», а реконструкция бюрократического государства советского типа, как утверждал он, увела бы «в тупик политической изоляции и экономического прозябания».

В этом плане получается, что в «Одиночестве полукровки» никак не разъясняется отход по ключевым линиям от прежней позиции автора, хотя «смена вех» внешне имеет явно стратегический характер. Спрашивается: являлось ли заявляемое в 2006 году желательным вместо действительного, либо тактической хитростью с целью обмана европейцев для получения технологий для модернизации?

Связь русских националистов со спецслужбами
В статье:

Странности русского национализма
В статье:
Русские националисты и провокаторы
В статье:
Спецслужбы и русский национализм

Теперь Сурков даже признает, что «по накопленному опыту» Европа может считаться наиболее склонным к массовому насилию и самым кровожадным из всех континентов. Спрашивается, куда лезли и с кем хотели дружить?

Вот как на фоне подобного рода признания Сурков описывает в своей последней статье расчленение СССР: «В конце прошлого века стране наскучило быть „отдельно взятой“, она вновь запросилась на Запад. При этом, видимо, кому-то показалось, что размер имеет значение: в Европу мы не помещаемся, потому что слишком большие, пугающе размашистые. Значит, надо уменьшить территорию, население, экономику, армию, амбицию до параметров какой-нибудь среднеевропейской страны, и уж тогда нас точно примут за своих». Под «кому-то» явно понимается элитное решение, но при чем тогда, спрашивается «стране наскучило»?

Вот как описывает в персональном плане ситуацию 1991 года Сурков в интервью германскому изданию Spiegel от 20 июня 2005 года:

«В нашем обществе существуют различные оценки событий 1991 года. Некоторые считают их надежным проявлением демократии и гражданского общества. Другие считают 1991 год трагическим. Однако лично я считаю, что отказ от Советского Союза был выражением свободной воли русского народа.[sic!] Я все еще хорошо помню свои чувства в то время. Я почувствовал огромное облегчение, словно огромная пиявка упала со спины… Когда Советский Союз был распущен, у большинства из нас даже не было чувства, что страна разваливается. Мы думали, что продолжим нашу жизнь, как в прошлом, но как добрые соседи. Конечно, мы также считали, что Запад любит нас и поможет нам, и что через десять лет мы будем жить как европейцы».

Откровения банкира Френкеля прокурору
Письмо первое
Как Центробанк России борется с отмыванием денег
Письмо второе
Как Центробанк России надзирает
Письмо третье
Кого поддерживает Центробанк России

Т. е. будущий «стратег национальной политики» Владислав Сурков отнесся к реальной геополитической катастрофе инфантильно, как глупый юнец, по принципу как «большинство из нас». Тогда он не понимал логику истории — политического процесса, который вел и ведет Россию, фигурально выражаясь, не к «Третьей мировой войне», а к «Третьей Пунической».

Вот другой фрагмент из интервью Суркова Spiegel: «Запад не должен любить нас. На самом деле, мы должны чаще спрашивать себя, почему люди так подозрительно относятся к нам. В конце концов, Запад не является благотворительной организацией. Как мы воспринимались веками? Как огромный, воинственный мир, которым управляют деспоты — сначала цари, а затем большевики. Почему кто-то должен любить нас? Если мы хотим, чтобы нас приняли, мы должны что-то сделать взамен. И это искусство, которое нам еще предстоит освоить». Итак, чтобы Запад «нас принял», нужно делать нечто — искусство чего предстоит еще только освоить.

И дальше читаем в интервью у Суркова: «Ностальгия по советской эпохе имеет сильную поддержку среди людей. Но не среди элиты и, на мой взгляд, не у президента. Мы не заинтересованы в сохранении остатков коммунистической эпохи, но мы верим в сохранение того, что было достигнуто за последние полтора десятилетия». Т. е., получается, что Сурков верит в сохранение «достижений» эпохи ельцинизма. Так, когда Сурков был искренен тогда или сейчас?

Офшорные юрисдикции Россия

В полном размере: Офшорные юрисдикции российского бизнеса
Подробнее о системе офшоров
в таблице
https://goo.gl/wrhfxm
Статус офшоров в экономике России
В статьях:
Кому принадлежит экономика России
Так же в статье:
Почему России нужны офшоры
И в статье:
Вернутся ли российские деньги из-за границы

Перечислим дальше существенные недостатки содержательной части статьи Суркова «Одиночество полукровки (14+)». Очевидно, что, когда Сурков рассуждает о трех цивилизациях — Западе, Востоке и России, он так и не понял цивилизационную концепцию Хантингтона.

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток,
и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей
на Страшный Господень Суд».
(Редьярд Киплинг)

Дело в том, что противопоставление Запада Востоку, а Европы Азии — это вполне себе европоцентричный взгляд на мир эпохи модерна. Отдельная передовая и прогрессивная западная цивилизация противопоставляется всему остальному миру — отсталому и косному. Между тем, в самой Азии присутствует многообразие совершенно разных цивилизаций: Китай, Индия, исламский мир арабов, Иран, Турция и т. д. Это целая вселенная традиционных обществ, приспособившихся, либо еще приспосабливающихся к модерну.

Кроме того, в «Одиночестве полукровки (14+)» Сурков весьма вульгарно представил российскую историю, показав процесс российской догоняющей модернизации, как своего рода многовековые странствия России — «Россия четыре века шла на Восток и еще четыре века на Запад». Сурков уподобил Россию тому самому Ивану-дураку из русских сказок, который в своих странствиях туда-сюда и обратно в итоге обретал царевну и полцарства в придачу.

Россия ресурсы

Как на самом деле обстоит ситуация с нефтеторговлей
В статьях

Нефтяная игла - обман?
А также в статье
Ложь про нефтяную иглу в России

«Событие это — завершение эпического путешествия России на Запад, прекращение многократных и бесплодных попыток стать частью Западной цивилизации, породниться с „хорошей семьей“ европейских народов». Вот вам, по Суркову, и царевна, терем на три века одиночества и царство в придачу — Третий Рим в третьем мире. «Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима…».

А ведь еще, по Суркову, получается, что в последних четырех веках бессмысленного странствия Ивана-дурака виноват «легкомысленный Лжедмитрий». Правда и то, что не успел накуролесить расстрига. Но тем не менее, у Суркова: «Сегодня, когда это старинное подозрение превратилось в очевидный факт, зазвучали предложения, а не шарахнуться ли нам в другую сторону, в Азию, на Восток. Не нужно. И вот почему: потому что Россия там уже была» — по Суркову, в облике «обериута в шапке Мономаха».

Да, никуда России не шла. Она оставалась ровно там, где находилась и находится сейчас. Вот только с головами не все в порядке, если состояние статики принимается за движение. Это как глядеть из окна поезда: то ли березки бегут, то ли поезд едет. И потом для страны, которая претендует на статус некого полюса, вообще не может существовать понятия «геополитическое одиночество», потому что эта страна представляет саму себя. Историческая часть у Суркова явно нуждается в отдельном и подробном комментарии.

Российский Центробанк подробно

Следующий крайне неудачный момент в статье Суркова. При господстве в настоящее время конструктивистской этнологии Сурков для определения цивилизационной идентичности России использует метафоры «почвы и крови», свойственные как раз примордиалистской этнологии. Вот как это у него выглядит: «Наша культурная и геополитическая принадлежность напоминает блуждающую идентичность человека, рожденного в смешанном браке. Он везде родственник и нигде не родной. Свой среди чужих, чужой среди своих. Всех понимающий, никем не понятый. Полукровка, метис, странный какой-то. Россия — это западно-восточная страна-полукровка». Подобное сравнение уже показалось русским читателям оскорбительным, и Суркову ответили в том смысле, что «сам такой, а мы — нет».

Заметим, что кризис множественности российских идентичностей, формирование квазиидентичностей является плохим признаком.

Подведем итог. В целом, имеет или не имеет смысл статья Суркова «Одиночество полукровки (14+)»? Да, разумеется, имеет. Мы воочию наблюдаем достраивание новой концепции внешней и внутренней политики Российской Федерации, предложенной т. н. Валдайским клубом и обращенной смыслами своими к Западу — США и их союзникам в Европе и Азии. Речь идет о концепциях «отстраненности вместо конфронтации» и «сдержанности вместо напористости» Алексея Миллера и Федора Лукьянова.

Россия экономика

В полном размере:
Развитие и структура частных состояний в России
Больше о состоянии населения в России
в статьях:

Средний класс и богачи в России
Так же
Бедность в России
И в статье
Средний класс в России

Концепция призвана стать основой урегулирования конфликта с Западом путем геополитических уступок при условии оставлении России «в вотчину» ее правящим олигархическим кругам. Смысл ее — мы хорошие и больше плохо делать не будем. Общий контур концепции тезисно выглядит следующим образом:

— Россия — не Европа и не может стать частью Запада, т. е. «золотого миллиарда»;

— Россия — это свой самодостаточный мир;

— РФ не в состоянии вновь стать империей;

— РФ не в состоянии стать центром интеграции на постсоветском пространстве;

— РФ — не империя, но и не национальное государство;

— РФ отказалась от ирредентистской политики;

— РФ не будет вмешиваться в дела Европы;

— в адрес Европы РФ откажется от враждебной риторики и не будет применять к ней враждебной идеологии;

— неевропейская российская идентичность не будет генерировать отношение враждебности к Европе;

— постсоветский период закончился, поэтому его проблемы становятся неактуальны;

— РФ откажется от политики гегемонии на постсоветском пространстве или выстраивания своей гегемонии;

— РФ будет ориентироваться на бесконфликтную политику с соседями, что будет гарантировано ликвидацией кризисных точек на постсоветском пространстве;

— РФ не будет использовать «энергетическое оружие» не только против Европы, но и против постсоветских государств, в том числе, Украины;

— РФ замкнется в своей территории, при этом жестко зафиксировав некие «красные линии»;

— РФ признает свои границы окончательными и нерушимыми;

— РФ замкнется в своих границах во имя развития своих территорий. Она займется внутренним освоением по концепции созидательного действия;

— РФ продолжит формирование российской гражданской идентичности, правда, с реверансом в пользу русской этничности.

Последний пункт: не бейте нас, мы — мирные цивилизаторщики, а не имперцы.

Как видим, все это весьма созвучно с концепцией Суркова о предстоящих трех веках геополитического одиночества России. Очевидно, что подобного рода программа стала бы геополитическим успехом для США по известной программе «шахматной доски». Повторное подтверждение отказа от имперских амбиций РФ означало бы окончательное и бесповоротное цементирование Беловежья. Однако во всей этой предлагаемой США и их союзникам конструкции есть существенный изъян. Не понятно, как выйти на соглашение с Западом без требования от него более решительных геополитических уступок по части разоружения и изменения государственного устройства РФ, вплоть до переустройства страны.

Очевидно, что США и Европа, пользуясь случаем, будут добиваться окончательного перевода России из полупериферийного в периферийный статус. Но здесь, по-видимому, Сурков и другие валдайцы надеются на известный российский исторический прецедент: «Русские не торопились, стояли на своем, прочли им все летописи с начала крещения Руси. И пересидели, переспорили». Но правда и то, что относительная открытость страны и турбулентность глобального мира никак не дают России возможности уйти во временную изоляцию лет на сто или триста, как это предлагает Сурков.

https://vk.cc/7VMx2N

https://vk.cc/7Y0Sb2

Опубликовано 26 Апр 2018 в 13:00. Рубрика: Внутренняя политика. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.